Основные этапы и методы логопедического воздействия при дислалии.
4 этапа: обследование, подготовительный, этап постановки звука, автоматизация звуков, дифференциация звуков.
I этап .Логопедическое обследование.
- Общие сведения о ребенке.
- ФИО, адрес, очень важно указать точный возраст ребенка – 5,3 мес. Или 5,12 мес.
- Речевое окружение и речевое воспитание «Если есть лица с недостатком речи, Похожи ли недостатки ребенка на ваши? Как рано вы начали воспитывать речевую культуру? Сколько времени была соска? Не сюсюкали ли вы? И т.п.
- Анамнез /общий и речевой/. Общие: Протекание беременности, роды, раннее развитие ребенка, стадодинамичечкие функции ребенка (держать головку, сидеть, стоять, ходить и т.п.). Речевые: когда началось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь, жалобы родителей по поводу речи ребенка. Данные педиатра, отоляринголога, окулиста, невропатолога или психоневролога.
Общая характеристика речи ребенка: прочитать стихотворение, беседа или повтор за логопедом: темп речи, интонация, характеристика голоса, дыхание, наличие носового оттенка речи, наличие недостатка в речи.
Обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики.
- Скорость включения в движение
- Правильность выполнения задания
- Длительность удержания позы
- Переключение с одного движения на другое
- Изменение мышечного тонуса
- Наличие сопутствующих движений гиперкинезы, синкинезии.
Анатомическое строение органов артикуляции:
- Подробно осматриваются все составные части артикуляционного аппарата
- Изучаются мимические возможности мускулатуры: двигательные возможности мимических мышц, умение выразить эмоциональное состояние.
Эти данные анализируются с позицией принципа развития для определения клинического диагноза речевой патологии.
^ Анализ речи с позиции принципа системного подхода.
- Исследование звукопроизношения.
Методика: ребенку предлагаются предметные картинки, в названии которых есть исследуемый звук / среднего размера – не маленькие, цветные, без стилизации/, в названиях картинок звук должен быть в начале, середине, конце, в стечении с согласными, звук в мягкой позиции.
звук | Название картинки | Реакция на оптический раздражитель | Реакция на акустический раздражитель |
С | Собака Лиса Нос Стол Лось | Шабака Лиса Нос Штол Лощ | Собака Лиша Нос Штол Лось |
Примечание: для звонких звуков не нужна позиция в конце слова, т.к. происходит оглушение.
Для всегда твердого звука или всегда мягкого звука требуется меньшее количество картинок [ш] [ж] [ц] – тв. [щ] [ч] [й] – мягкие.
- первый раз ребенок должен звуки или картинку назвать самостоятельно. Если ребенок назвал картинки с ошибками, то он повторяет слова за логопедом.
- Далее ребенку демонстрируется сюжетная картинка, по которой ребенок составляет несколько предложений насыщенных исследуемым звуком.
В конце протокола подводиться итог:
- определяется мономорфное или полиморфное нарушения.
Мономорфное простое – нарушение звукопроизношения страдает один звук или одна фонетическая группа звуков. Ш,ж,ч,щ – устранив недостаток [ш] - легко, бывает автоматически, исправляются другие .
Полиморфное – сложное – при которых страдают звуки из разных фонетических групп.
Выделяются антропофонические дефекты и фонологические дефекты.
- ^ Обследование фонематического слуха (способность узнавать звук среди других сходных по акустическим признакам).
- Узнавание звука среди других изолирующих звуков сходных по акустическим признакам.
- Узнавание слога с данным звуком среди других слогов.
- Узнавание слов с данным звуком среди других слов.
- (Логопед называет картинку) узнавание предложений, насыщенных разным звуком.
- Обследование фонематического восприятия – это умственное действие по звукослоговому анализу и синтезу.
- Определение количества звуков в слове
- Определения места нужного звука в слове: маленький ребенок (начало конец середина), постарше (1,2,3 и т.д).
- Определение последовательности звуков
- Синтез слов из слогов звуков.
Логопед ребенок
[л] [у] [к] – лук
[мо] [ло] [ко] - молоко
[ко] [ло] [мо] – молоко
- Обследование понимания речи /импрессивный словарь /.
- Подбирается с учетом возраста ребенка и ориентируется на программное требование. Строиться на основе инструкций, заданий: «Сделай….» «Покажи где….» «Где у собаки это….».
- Обследование активного словаря / экспрессивная речь /. Много заданий (Корова ….. мычит, Лягушка квакает т.п. кто как двигается?)
Ориентируется на программное содержание.
- Обследование грамматического строя речи.
- Обследование письма.
- Обследование чтения.
Делаем вывод и определяем содержание коррекционной работы.
II - Подготовительный этап
- На данном этапе ребенка знакомят с частями артикуляционного аппарата, чтобы ребенок мог контролировать себя, он должен знать, что где находится.
Логопед называет и показывает на себе и на ребенке, на профиле артикуляции, на фотографии, на рисунке, на схеме. Используется ручная модель демонстрации языка. Такая работа производится выборочно, ребенка знакомят с теми частями артикуляционного аппарата, которые необходимы по программе коррекционной работы.
- Развитие подвижности органов артикуляции. Используется артикуляционная гимнастика по широкой программе для всех подвижных частей артикуляционного аппарата. На необходимых движениях внимание ребенка фиксируется. Помогаем себе ручной моделью. В игровой форме, используется стихотворный материал.
- Необходимо сформулировать критическое отношение к речевому дефекту.
- Позитивная критика, не обидная, с расчетом на возраст. «Всем маленьким ребяткам» тяжело говорить………….
- Критический анализ «Вот как ты делаешь, а вот как надо……
- Научить различать на слух нормированное и дефектное произношение.
III этап. Постановка звука.
Постановка звука может выполняться следующими приемами:
- Прием по подражанию.
а) Ребенок подражает какому-либо звуку окружающей дествительности, на основе этого подражания получается нужный звук.
- как комарик звенит?
- з-з-з-з и т.д.
Б) Если этого не случилось, логопед сравнивает нормированное и дефектное произношение, объясняет ребенку его артикуляционную ошибку и демонстрирует правильный артикуляционный уклад. Ребенок подражает действию логопеда.
- От артикуляционной гимнастики. Ребенку не сообщают, когда звук должен получиться. Артикуляция звука собирается из отдельных движений. Слуховое внимание ребенка привлекается тогда, когда достигается норма звучания.
- От опорного звука. Между звуками существует артикуляционное родство, используя сохраненные звуки, может получиться нужный звук. [С]-[з]/
- C механической помощью. Использовать при дислалии в крайних случаях. Приобретать логопедические зонды с сертификатом качества. Обработка: промываются мылом, кипятятся, обрабатываются спиртом. Можно использовать медицинский шпатель, чайную ложку, родители могут принести с собой. Ребенок несет с собой мыло и чистое полотенце. У логопеда свое мыло и полотенце.
5. Комбинированный прием. Одновременно используется опорный звук и механический способ.
IV этап. Автоматизация звука.
Цель этапа: выработать двигательный стереотип при артикулировании звука, ввести нормированный звук во все виды речи ребенка.
На этот этап отводится много времени, он самый продолжительный. Завершается он тогда, когда ребенок в естественной живой речи без напоминаний произносит живой звук верно.
Речевой материал на занятиях по автоматизации должен усложняться: например: Звук [c] –
Прямой слог:
- са, со, су, сы
- слова с этими слогами
- словосочетания с этими слогами
- предложения с этими слогами
Звук между гласными:
- осо, аса, усу, ысы
- слова с этими слогами и.т.д.
Обратный слог:
- ас, ос, ус, ыс
- слова с этими слогами и т.д.
На этих занятиях необходимо соблюдать ряд требований:
- речевой материал не должен быть пестрым, слова должны объединяться по какому-либо принципу;
речевой материал должен быть тщательно и многократно проговорен ребенком. От 60 до 80 раз слово необходимо проговорить, чтобы оно запомнилось. Навык автоматизации не переносится автоматически на неотработанную лексику.