Социальные функции спорта

Ю.В. Рыбалов С.И. Рыбалова М.В. Рудин

Учебно-методическое пособие

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Социальные функции спорта - student2.ru

Сураж 2013

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

Составители:

Рыбалов Ю.В. председатель ПЦК физического воспитания, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Рыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Рудин М.В. к.п.н., старший преподаватель кафедры физического воспитания БГИТА

Рецензент:

Кожемяко Н.В. руководитель физической культуры Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина

Калоша А.И. заместитель декана по учебной работе факультета физической культуры Брянского Государственного Университета им. акад. И.Г. Петровского

Курс «Основы спортивной тренировки» в числе специальных дисциплин является одним из основных по подготовке студентов к профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту. Дисциплина направлена на овладение учащимися колледжа системой знаний, необходимых для проведения учебно-тренировочных занятий по виду спорта.

Учебное пособие состоит из следующих разделов: «Общая характеристика спорта», «Основы спортивной тренировки», «Основы построения процесса спортивной подготовки», «Технология планирования в спорте», «Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена», «Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки».

Пособие разработано в соответствии с современными требованиями учебной программы по дисциплине «ОСТ», составленной в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050141 - Физическая культура.

Раздел 1. Общая характеристика спорта

1.1. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта

1.2. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения.

1.3. Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки

1.4. Спортивные достижения и тенденции их развития

Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта.

Спорт как многогранное общественное явление является сфе­рой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельнос­ти, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важ­ных средств этического и эстетического воспитания.

В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкрет­ных социальных условий приобретает различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуе­мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Спорт можно определить как собственно соревновательную, специфической формой, которой является система соревнований, исторически сло­жившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возмож­ностей.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной де­ятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обще­стве.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Социальные функции спорта - student2.ru Социальные функции спорта - student2.ru Социальные функции спорта - student2.ru Социальные функции спорта - student2.ru Социальные функции спорта - student2.ru Социальные функции спорта - student2.ru Спорт представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подго­товку к ней, а также специфические отношения, нормы и дости­жение в сфере этой деятельности.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них ха­рактеризуется своим предметом состязания, особым составом дей­ствий, способами ведения спортивной борьбы и правилами со­ревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп:

1-я группа — виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявле­нием физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возмож­ностей спортсмена. К данной группе относится большинство ви­дов спорта;

2-я группа — виды спорта, операционную основу которых со­ставляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и каче­ством его изготовления;

3-я группа — виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специально­го оружия (стрельба, дартс);

4-я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результа­ты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамо­дели, автомодели и др.);

5-я группа — виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логичес­кого обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

6-я группа — многоборья, составленные из спортивных дис­циплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спорт­смена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательно­го процесса, оптимально взаимодействующих между собой на ос­нове определенных принципов и обеспечивающих наилучшую сте­пень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Система подготовки спортсмена включает в себя четыре круп­ных блока:

систему отбора и спортивной ориентации;

спортивную тренировку;

систему соревнований;

внетренировочные и внесоревновательные факторы опти­мизации тренировочно-соревновательного процесса.

Основная подготовительно-тренировочная деятельность спорт­смена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая пред­ставляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управ­ление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловли­вающий его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и ме­тод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как спе­циальная сфера, в которой осуществляется деятельность спорт­смена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и дости­жение высоких спортивных результатов возможны при условии со­временного научно-методического обеспечения всей системы под­готовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым по­нимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

В практике спорта широко распространены понятия «спортив­ная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогран­ное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального резуль­тата невозможно без включения в сферу спорта большого количе­ства людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и мно­гие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. При­чем деятельность этих людей определяется социальными и эконо­мическими условиями жизни общества.

Учитывая сказанное, спортивная деятельность есть упорядочен­ная организация деятельности по обеспечению максимального оз­доровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее ос­новные принципы и формы определяются социальными условия­ми функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляе­мая, как правило, в условиях официальных соревнований на пре­деле психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Собственно соревновательная деятельность спортсменов осу­ществляется в соревнованиях. Соревнования — важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.

Конечным результатом соревновательной деятельности явля­ется спортивное достижение, которое характеризуется количе­ственным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение — это показатель спортивного мастер­ства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных ре­зультатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливают­ся в спортивное движение, так как во всех направлениях после­днего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достиже­ний) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движе­ние — это социальное течение, спортивная практика в сфере мас­сового спорта и спорта высших достижений.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физи­ческая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт».

Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физичес­кой культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понима­ют органическую часть культуры общества и личности, рацио­нальное использование человеком двигательной активности в ка­честве фактора оптимизации своего состояния и развития, физи­ческой подготовки к жизненной практике.

Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с ис­пользованием физических упражнений как главных средств под­готовки к спортивным достижениям.

Хотя спорт и является одной из составляющих физической куль­туры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определен­ную самостоятельность.

Социальные функции спорта.

Наши рекомендации