Схема комплексного анализа урока учителя
РУССКОГО ЯЗЫКА/ СОКУРСНИКА
1. Ф.И.О. учителя/ практиканта.
2. Дата.
3. Школа, класс.
4. Количество учеников в классе / из них на уроке.
5. Организационный момент, его содержание, время.
6. Тема урока:
а) На каком конкретном материале изучалась данная тема (параграф учебника, другие учебные пособия, специально составленные учителем тексты и упражнения, технические и нетехнические средства обучения).
б) Определить тип урока.
в) Какие навыки и умения развивались на уроке.
7. Цели урока (познавательная, практическая, воспитательная и эстетическая, общепредметная).
8. Место в ряду других уроков.
9. План урока – придерживался его учитель или были отступления. Чем они вызваны и насколько оправданы.
10. Содержание урока (Вводимые понятия, не было ли искажения понятий, формулировок, выводов. Связь материала с жизнью, соответствие теме и целям урока.)
11. Объем материала (не было ли перегрузки урока теоретическим материалом или практическими упражнениями. Не было ли торопливости объяснения, поверхностности; достаточно ли времени для закрепления).
12. Характер текстов (доступность пониманию, наличие в них грамматических/орфографических явлений, которым посвящен урок; художественность, занимательность материала, отражение современности в них).
13. Виды упражнений:
а) Обоснованность их на данном уроке.
б) Дифференциация упражнений по степени сложности.
в) Четкость целевых установок учителя перед выполнением упражнений.
г) Способы стимулирования и управления деятельностью учащихся в упражнении.
д) Взаимосвязь упражнений и логическая последовательность их выполнения.
е) Затрата времени на выполнение отдельных видов работы и упражнений.
14. Применение наглядных пособий, их характеристика с методической точки зрения:
а) Содержание наглядных пособий (виды таблиц, характер схем, иллюстрации, картины)
б) Соответствие их целям урока, обоснованность использования.
в) Характер работы с наглядными пособиями (активная работа, пассивное присутствие таблиц, схем и т.п. на уроке).
г) Не было ли излишней громоздкости или обилия их.
15. Методика объяснения нового материала, проведения опроса, повторения пройденного, закрепления:
а) Пути и приемы введения нового материала.
б) Формы опроса.
в) Организация повторения.
г) Упражнения по формированию навыков и умений на уроке.
16. Связь материала урока с предыдущими.
17. Способы и формы учета знаний учащихся.
18. Характер домашнего задания: виды упражнений, объем, соответствие теме, подготовка учащихся к его выполнению
19. Степень активности учащихся на уроке, самостоятельность в работе, заинтересованность, дисциплина.
20. Поведение учителя:
а) установка делового контакта с классом;
б) умение держаться в классе;
в) приемы привлечения внимания и поддержания интереса учащихся к активной работе на уроке;
г) внимание к отстающим;
д) речь (громкая, выразительная, доступная пониманию учеников или нет, были ли нарушения литературной нормы);
е) выявление и исправление ошибок учащихся в процессе урока;
ж) объективная и воспитательная направленность оценок за урок;
з) внимание учителя к эмоциональному состоянию учащихся в процессе урока и умение учителя предусмотреть и своевременно устранить неблагоприятные условия, которые могли бы вызвать нарушения порядка на уроке или ослабить интерес к содержанию урока;
и) реализация дифференцированного подхода к разным категориям учащихся;
к) наблюдательность учителя и умение перестроиться в связи с обстоятельствами.
21. Итоги урока:
а) достижение поставленных целей;
б) качество, прочность умений, знаний учащихся, осознанность усвоения;
в) предложения по устранению недостатков урока (плана и методики его проведения);
г) перспективы планирования следующего урока (что следует учесть).
СЕМИНАР № 6
«Нормы оценок знаний, умений и навыков по русскому языку. Творческое задание»
I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке устного ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
оценка | Критерии оценки |
В ответе ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, обосновывает свои суждения, может применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. | |
Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сами же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. | |
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. | |
Ученик обнаруживает незнание большей части раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. | |
Ученик обнаруживает полное незнание и непонимание материала. |
II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
1.Диктант – одно из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:
1. В переносе слов;
2. На правила, не включенные в школьные правила;
3. На еще не изученные правила;
4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5. В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: рапотает (работает), дулпо (дупло).
При оценке диктанта важно учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1. В исключениях из правил;
2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3. В случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4. В случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5. В написании Ы и И после приставок;
6. В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался!);
7. В собственных именах нерусского происхождения;
8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Повторяемость – если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Однотипность – ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправокоценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
оценка | критерии |
А) Безошибочная работа Б) 1 негрубая орфографическая / 1 негрубая пунктуационная ошибка | |
А) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки Б) 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки В) 0 орфографических и 4 пунктуационных ошибок | |
А) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки Б) 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок В) 0 орфографических и 7 пунктуационных ошибок | |
А) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок Б) 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок В) 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок Г) 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок | |
Большее количество ошибок |
2. Оценка грамматического задания:
«5» – выполнены все задания безошибочно;
«4» – выполнено верно ¾ заданий;
«3» – правильно выполнено половина заданий;
«2» – выполнено менее половины заданий;
«1» – не выполнено ни одного задания.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении грамматического задания, учитываются при выведении оценки за диктант.
3.Оценка контрольного словарного диктанта:
«5» - ошибок нет;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5-7 ошибок;
«1» - более 7 ошибок.
III ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
С помощью сочинений и изложений проверяются:
· умение раскрывать тему;
· умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
· соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается 2 отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
· соответствие работы ученика теме и основной мысли;
· полнота раскрытия темы;
· правильность фактического материала;
· последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
· разнообразие словаря и грамматического строя речи;
· стилевое единство и выразительность речи;
· число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Содержание и речь | Грамотность - допускаются ошибки: |
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | 1орфографическая/ 1пунктуационная/ 1грамматическая | |
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых. | 2орфографические, 2 пунктуационные, 2грамматические/ 1орфографическая, 3 пунктуационные, 2грамматические/ 0 орфографических, 4 пунктуационные, 2грамматические/ | |
1.В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | 4 орфографические, 4 пунктуационные, 4 грамматические/ 3 орфографические, 5 пунктуационных, 4 грамматические/ 0 орфографических, 7 пунктуационных, 4 грамматические | |
1.Работа не соответствует теме. 2.Допущено много фактических ошибок. 3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. 4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5.Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | 7 орфографических, 7 пунктуационных, 7 грамматических/ 6 орфографических, 8 пунктуационных, 7 грамматических/ 5 орфографических, 9 пунктуационных, 7 грамматических/ 8 орфографических, 6 пунктуационных, 7 грамматических | |
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Более 7 орфографических, 7 пунктуационных, 7 грамматических |
· При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на 1 балл.
· Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
· На оценку сочинений и изложений распространяются положения о негрубых, однотипных ошибках и о сделанных учеником исправлениях.
IV ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) каллиграфическая правильность письма, аккуратность.
Оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку.
(По учебному изданию Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9-е классы» - М.: Просвещение, 2007)
Задание для обсуждения: проверить сочинение и оценить его по указанным нормам.
Портрет дорогого для меня человека. (7-й класс)
Самый дорогой для меня человек это мама. Моя мама среднего роста. У мамы темные густые, но уже слегка поседевшие на висках волосы. Они всегда акуратно уложены только на лоб то и дело выбивается не послушный смешной завиток.
Я люблю смотреть, как мама готовит. Она одевает свой любимый голубой фартучек, берет пухлую тетрадь с рецептами и начинает «колдовать». Все ее движения похоже на действия доброй волшебницы. А кушанье получается пальчики оближешь!
У мамы добрые и умные глаза; они смотрят на меня иногда ласково, иногда строго. Когда мама смеется, около ее глаз собираются стайки маленьких морщинок, а когда она сердится, то на лбу проходят большие «серьезные» морщины.
Творческое задание (выполняется по инициативным группам):
Проверьте сочинение, оцените работу, аргументируйте оценку, напишите рецензию, указав в ней, учеником какого класса, по Вашему мнению, написана эта работа. Подумайте, чем могут быть вызваны подобные ошибки. Разработайте урок работы над ошибками по материалу данного сочинения.
Белка
У меня была кошка Белка. Я ее очень любила. Окраска шерсти у Белки была белая, только на спине черное пятно да задние лапки черные. Шерсть была мягкая, шелковистая, как бархатная. Голова, как у всех кошек, небольшая, круглая. Усы были длинной 7-8 сантиметров. Хвост длинный. Глаза у Белки видели хорошо, днем они были серые, а ночью светились, как два зеленых фонарика.
Моя Белка любила лакомиться молоком и колбасой. По дому она ходила тихо и бесшумно, так как на лапках у нее были мягкие подушечки. Входила и выходила Белка из дому через форточку, не как другие кошки. А еще она не очень любила свежую рыбу. Папа приносил ее Белке с реки. Он разрешал ей таскать рыбешек из таза с водой. И Белка стала большой специалисткой. У них с папой было хорошее отношение.
Наша классная комната
В нашей школе много разных классов. Но один класс мне нравится больше всех. Это наша классная комната.
Входя в класс, перед нами просторное помещение с четырьмя большими и светлыми окнами. Из окон видно нашу деревню с разными домами. Ранняя весна. На лугу пасется стадо. Дальше видно реку, зимой мы там играем в хоккей, а летом плаваем.
В классе у нас есть большая доска, почти всю стену занимает. В нашем классе есть стенд об армии. На нем картины, где сражаются солдаты с врагами нашей Родины. В классе расположено двадцать столов и сорок два стула. Они все новые и синие. Мы их все время моем. В углу стоят пальма и фикус. Их нужно поливать через два – три дня, потому что они южные. Еще у нас есть шкаф, в нем лежит всякие тетрадки и наглядные пособия. Еще в классе у нас стоит телевизор, но он не работает.
Наша комната
Маленькая комната. Мы живем в ней с братом. И вещи у нас есть брата и мои.
Есть приемник. Он общий. Я его слушаю, когда мне скучно. Потом идет диван. Он мой.
Швейная машина. Мамина. Мама раньше была портнихой и шила на машине. А сейчас на машине лежит одежда и другие вещи. Еще в комнате стоит шкаф. В нем вечно лежат книжки и тетрадки брата. Я в комнате убираюсь сам. Брат не хочет и говорит: Время нет. А вот и нет. Ему просто лень. Время есть.
После кушетка брата. Раньше было кресло-кровать. Но она сломалась и купили кушетку. Одежда висит в стенном шкафу.
У брата есть магнитофон. Он мне его не разрешает брать. Я его слушаю, только когда никого нет дома.
Мой аквариум
У меня есть аквариум. Он небольшой. Он вмещает всего два ведра воды.
После того как я сделаю уроки, я люблю возиться со своими рыбами, или, как говорит моя мама, «пачкаюсь».
Раньше у меня было рыбок всего ничего, но теперь их больше. В аквариуме живут группии, меченосцы и один толстый макропод. Весной у меня жили тритоны, а летом мы с друзьями выпустили их в пруд. Мне нравится наблюдать, как рыбы толкаются у кормушки с кормом и дерутся из-за мотыля.
Аппарат для подачи воздуха, регулятор подачи воздуха мы с папой сделали сами.
5. Согласен ли я с мнением Ильи Ильича, о том, что чтение это роскошь?
Да, я согласен. Это такая же роскошь, как пойти погулять. Ни на то, ни на другое время нет.
Родители и учителя говорят, что чтение развивает кругозор. Я хочу стать продавцом видеокассет. Зачем мне кругозор? Я должен разбираться в качестве видеозаписи и знать все новое на видеорынке. У меня самый любимый урок – физкультура, у нас очень хороший учитель, он занимается с нами баскетболом. Баскетбол я тоже люблю. Это полезно для здоровья.
Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Кому нужно читать – то пусть читает. А для меня это роскошь. То уроки надо делать, то в секцию бежать, то еще что по дому.
Горький сказал, что книгу надо любить, потому что она источник знаний. Я люблю книги. И это высказывает о том, что я согласен с Ильей Ильичом.
СЕМИНАР №7
Контрольная работа.
Варианты итоговой контрольной работы
по методике преподавания русского языка в школе:
Вариант 1
1. Подберите 5 предложений для грамматического разбора темы «Вводные слова». В предложениях выделите те элементы нового, ради которых эти предложения даются учащимся. Расскажите, как предполагается ввести эти предложения в структуру урока, какие формы работы могут быть задействованы в процессе использования указанных предложений на уроке. Обоснуйте Ваше решение.
2. Проанализируйте правило о правописании О/Е в корне слова после шипящих. Сформулируйте три вида заданий по анализу примеров на это правило: а) требующих от учащихся самостоятельного обобщения, б) дающих направления деятельности, в) требующих переноса аналогичных действий на другую ситуацию.
Вариант 2
1. Составьте таблицу, помогающую учащимся сформулировать закономерность употребления Ь в конце слова после шипящих, и составьте алгоритм применения правила.
2. Сформулируйте цели проведения творческих диктантов, перечислите известные вам разновидности творческих диктантов, подумайте, на какой стадии формирования орфографических или пунктуационных умений уместно проведение таких диктантов, приведите примеры. Ответ обоснуйте.
Вариант 3
1. Разработайте алгоритм определения спряжения глагола. Составьте фрагмент урока, который бы включал в себя: а) объяснение данной темы, б) формирование умений по определению данной морфологической характеристики. Составьте или подберите небольшой текст, которым удобно было бы работать на вашем уроке. Обоснуйте доводы, которые помогли бы убедить учеников в том, что изучаемая тема важна для их орфографической грамотности.
2. Укажите возможности выборочного диктанта для формирования у учащихся орфографических и пунктуационных навыков. Приведите пример использования диктанта такого вида в ходе изучения какой-либо темы. Подумайте, можно ли применять подобную форму работы при изучении грамматических тем. Обоснуйте свой ответ.
Вариант 4
1. Составьте фрагмент урока, иллюстрирующий организацию индивидуального опроса, приемы активизации класса при индивидуальном опросе. Тему урока выберите сами.
2. Приведите примеры орфографических правил, применение которых связано со знаниями по фонетике. Докажите, что умение квалифицировать звуки помогает применять на практике знание орфографических правил. Разработайте алгоритм одного из орфографических правил, в котором реализуется фонетический принцип правописания.
Вариант 5
1. Составьте тематический план изучения обособленных членов предложения в 8-м классе с указанием типа уроков. Обоснуйте предлагаемый вами вариант разработки этой темы.
2. Вспомните, каков приоритетный принцип русского правописания. Приведите примеры орфограмм, иллюстрирующие правильность вашего ответа. Скажите, с каким разделом теории русского языка наиболее связана русская орфография и как эта связь должна быть отражена в организации уроков по русской орфографии в школе. Назовите формы работы, позволяющие в рамках одного урока совместить формирование орфографических навыков и теоретические знания по соответствующему разделу русистики.
Вариант 6
1. Приведите примеры русских орфограмм, в которых реализуется традиционно-исторический принцип правописания. Подумайте, какие формы работы целесообразнее всего использовать для ознакомления учащихся с такими орфографическими правилами, для формирования навыков практического применения эти правил, для самостоятельной (домашней) работы по усвоению соответствующих орфограмм, для контроля за усвоением полученных знаний.
2. Назовите основные принципы русской пунктуации и формы работы на уроке, базирующиеся на каждом из названных вами принципов. Скажите, какой из указанных вами принципов представляется вам ведущим. Обоснуйте свой ответ.
Вариант 7
1. Приведите примеры русских орфограмм, в которых реализуется дифференцирующий принцип правописания. Подумайте, как лучше работать с подобными орфографическими правилами на уроке и дома, какие типы заданий позволяют лучше усвоить указанные вами правила. Обоснуйте свой ответ.
2. Назовите известные вам формы работы со словарными словами: а) на уроках по орфографии, б) на уроках по развитию речи, в) на уроках повторения пройденного материала, г) на контролирующих уроках, д) в ходе выполнения домашних заданий по русскому языку. Скажите, какой вид памяти является ведущим при освоении словарного материала и какие в связи с этим формы работы являются наиболее эффективными.
Вариант 8
1. Составьте виды заданий по: а) орфографии, б) пунктуации, в) развитию речи, г) грамматике – при использовании на уроке фрагмента видеофильма. Темы уроков и сюжет видеофильма придумайте сами.
2. Скажите, какие виды памяти наиболее активно участвуют в освоении орфографических правил и в освоении пунктуационных правил. Подумайте, какие в связи с этим формы работы являются наиболее эффективными на уроках по орфографии и на уроках по пунктуации.
Вариант 9
1. Составьте дифференцированные задания для трех групп учащихся (сильных, средних, слабых) на правописание безударных окончаний прилагательных и причастий. Обоснуйте свое решение.
2. Скажите, каким образом лучше всего усваиваются стилистические нормы русского языка, какие эффективные в данном случае формы работы на уроке и дома вы могли бы предложить, какие виды уроков по развитию речи вам известны, как быстрее всего запоминаются новые слова. Обоснуйте ваши ответы.
Вариант 10
1. Контрольный диктант может быть использован не только как форма контроля знаний и умений, но и как форма обучения. Подумайте, каким образом использовать контрольный диктант в качестве обучающего средства, как эффективнее производить проверку диктантов и как проводить далее работу над ошибками.
2. Ниже приведены примеры возможных видов работы, которые могут быть использованы после объяснения новой темы «Способы образования имен прилагательных». Определите, какому уровню учащихся могут быть предложены эти виды работ. Обоснуйте свое мнение.
А) Прочитайте параграф. Сопоставьте способы образования имен существительных и прилагательных в русском языке. Составьте таблицу «Способы образования имен существительных и имен прилагательных». Назовите способы образования, которые можно считать самыми распространенными для каждой части речи. Определите способы образования данных слов: безоблачный, сельскохозяйственный, осенний, безводный.
Б) Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Образуйте имена прилагательные и разберите их по составу:
· при помощи приставок (мятежный, водный, грамотный),
· при помощи суффиксов (машина, осень, журавль),
· при помощи приставок и суффиксов (море, размер, вода),
· сложением основ (русский и украинский, черные брови, лес пилить).
В скобках указаны производящие слова.
В) Прочитайте параграф и перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ примерами. Определите способ образования слов, разберите их по составу: осенний, матросский, талантливый, прибрежный, приморский, сотрудник, железнодорожный, угледобывающий.
Вариант 11
1. Вспомните орфографические правила, усвоение которых неразрывно связано со знанием определенных фрагментов синтаксиса русского языка. Составьте фрагмент урока, включающего объяснение одной из таких орфограмм, а также повторение соответствующей грамматической темы. Обоснуйте выбранные вами виды заданий и композицию урока. Подумайте, как можно подключить к рассматриваемой вами теме повторение пунктуационных правил.
2. Назовите известные вам режимы слушания и чтения. Вспомните, как можно формировать у учащихся умение работать в каждом из названных вами режимов, а также где и в каких жизненных ситуациях могут быть применены указанные режимы.
Вариант 12
1. Проанализируйте правило о правописании Н-НН в суффиксах прилагательных. Разработайте алгоритм использования данной орфограммы. Составьте систему заданий, соответствующую последовательности действий при применении этого правила.
2. Ниже приведены примеры возможных видов работ, которые могут быть использованы после объяснения темы «Частица НЕ с именами существительными, прилагательными и наречиями». Определите, какому уровню учащихся могут быть предложены эти виды заданий. Обоснуйте свое мнение.
А) Сгруппируйте слова соответственно правила: (не)приятель, (не)нависть, (не)воля, (не)брежный, (не)правда, (не)взрачный, (не)ряшливо. Подберите к словам синонимы и запишите их. Составьте предложение с любым из приведенных слов.
Б) Выпишите из упражнения только те существительные с частицей НЕ, к которым можно подобрать синонимы без НЕ. Составьте предложение с одним из слов.
В) Выпишите из упражнения имена существительные, которые не употребляются без НЕ.
Вариант 13
1. Подберите или составьте связный текст, который можно использовать при изучении любой (по вашему выбору) части речи. Составьте систему заданий по тексту, обоснуйте их композицию.
2. Определите, какой группе учащихся (слабой, средней, сильной) могут быть предложены на этапе закрепления изученного материала следующие задания (тема «НЕ с различными частями речи»):
А) Составьте и запишите 3 предложения на тему «Охраняйте природу», используя различные части речи с приставкой или частицей НЕ.
Б) Подготовьте материал для словарного диктанта по теме «НЕ с различными частями речи».
В) Выпишите из упражнения слова в соответствующую колонку («Раздельно» или «Слитно»), соблюдая такую последовательность: имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы.
Вариант 14
1. Составьте фрагмент урока по любой (по вашему выбору) грамматической теме с использованием картинки. Перечислите возможные типы заданий, позволяющие интересно и разноаспектно использовать картинку как наглядное пособие при объяснении нового материала по грамматической теме, а также при повторении и обобщении полученных теоретических знаний.
2. Расскажите о различных формах словарной работы на уроках русского языка, о целях такой работы, особенностях отбора материала, о путях объяснения значений новых слов. Приведите примеры.
Вариант 15
1.Составьте комплекс различных комбинированных заданий по орфографии, словообразованию и этимологии (орфографический аспект выберите сами). Объясните, почему необходимо как можно чаще использовать на уроках русского языка задания такого типа.
2. Расскажите о взаимосвязи устной и письменной речи учащихся. Подумайте, какое значение имеет работа над выразительным чтением на уроках русского языка, какова зависимость эффективности усвоения материала по пунктуации и синтаксису, по фонетике и орфоэпии от умения выразительно читать. Приведите убедительные примеры, обоснуйте свой ответ.
Вариант 16
1. Составьте фрагмент урока по любой интересной для вас лексикологической теме с использованием картинки. Сформулируйте все возможные задания, помимо простого описания картинки, которые бы позволили представить ученикам новый материал, познакомить их с новыми понятиями и терминами лексикологии, закрепить новые знания по изучаемой теме. Подумайте, можно ли при этом затронуть ту или иную орфографическую или стилистическую тему. Приведите примеры, обоснуйте свое решение.
2. Вспомните методику подготовки и проведения изложения. Расскажите, что должны включать в себя уроки, предшествующие этому виду работы, сколько времени требуется для проведения изложения в классе, какого объема и содержании должен быть текст для изложения, как часто необходимо проводить подобную работу, какие типы изложений вам известны, какие цели могут быть достигнуты при использовании подобных форм работы на уроке.
СЕМИНАР № 8