Принцип природосообразности воспитания
Идея о необходимости природосооброзности воспитания зародилась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля.
Принцип природосооброзности воспитания сформулировал в XVII вв. Ян Амос Коменский, и он получил широкое признание в педагогике XVIII-XIX веков.
Развитие наук о природе и человеке в XX столетии существенно обогатило содержание принципа природосооброзности воспитания. Особую роль сыграло создание выдающимся отечественным ученым В. И. Вернадским учения о ноосфере.
Ноосфера, т.е. сфера разума, - понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознательная деятельность человека влияет на появление и решение глобальных проблем.
Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:
осознавал себя гражданином Вселенной;
понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;
формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;
осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего ее.
Вопросы для самоконтроля
1. Космос как мегафактор социализации - это утопия или непознанная реальность?
2. Kaк сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений?
3. Какова современная трактовка принципа природосообразности воспитания?
Темы для углубленного изучения
1. Космос и человек как микрокосм.
2. Глобальные конфликты и перспективы их обострения и разрешения.
Литература для самостоятельной работы
1. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. - С. 168-175, 233-238.
2. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга, 1924.
3. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969. - С. 18-33,186-189.