Тема №1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства
(уголовного процесса). Уголовно-процессуальное законодательство.
Основным вопросом данной темы является уяснение сущности уголовного процесса как деятельности и правоотношений. При этом следует знать о том, что по данному вопросу существуют и другие точки зрения (см.:М.С. Строгович. Курс советского уголовного процесса. В 2-х томах. М.,1970; Советский уголовный процесс. Учебник под ред. Л.М.Корнеевой, П.А.Лупинской, И.В. Тыричева. М.: Юрид.лит.,1989).
Студенты должны четко знать вопрос оназначении уголовного судопроизводства (ст.6 УПК РФ).
Не менее важным и основополагающим вопросом темы является уяснение понятия стадии уголовного процесса и ее признаков: относительной самостоятельности задач; круга субъектов; специфики действий и отношений; окончательного процессуального документа и сроков стадии.
Необходимо обратить особое внимание на дискуссионность вопросов о функциях и уголовно-процессуальной формы.
Изучая уголовно-процессуальное законодательство, следует уяснить, что уголовно-процессуальный кодекс является единственным источником уголовно-процессуального права. В системе этих источников особое место занимает Конституция России - уяснить принципиальные положения, установленные Основным законом.
Главным и систематизированным сводом правовых норм по уголовному процессу является уголовно-процессуальный кодекс. Следует изучить и уяснить структуру и содержание по главам и разделам.
Изучая содержание уголовно-процессуального права, студенты должны знать и особенности процессуальных норм по структуре, а также особенности санкций названных норм, имеющих правовосстановительный характер.
При изучении темы необходимо уяснить значение судоустроительных норм, а также норм о прокуратуре России. Кроме того, следует использовать руководящие разъяснения Пленума Верховного суда России, Постановления Конституционного Суда РФ, инструкции Генерального Прокурора РФ иминистра внутренних дел РФ для уголовного судопроизводстве.
Тема № 2. Принципы уголовного судопроизводства и иные основные положения.
Уяснение вопросов данной темы студент должен начать с изучения понятия и значения принципов уголовного процесса как основных, руководящих положений, характеризующих сущность и природу уголовного процесса. При этом необходимо выявить и знать основные признаки принципов, определяющих их роль и сущность в уголовном процессе.
Студентам следует уяснить сущность конкретных принципов, изучая правовые нормы Конституции и УПК. Здесь жe необходимо раскрыть вопрос о системе принципов и их классификации, а также дискуссионности этого вопроса. Особую и очень подробную характеристику нужно дать принципам правосудия, а также специальным принципам - презумпции невиновности, обеспечения обвиняемому права на защиту. Обращать постоянное внимание на изменения и дополнения в принципиальные положения коллегиальности, независимости судей и др.
Тема №3. Участники уголовного судопроизводства
Для того, чтобы правильно уяснить правовой статус каждого изучастников процесса, изучение темы необходимо начать с анализа раздела II УПК PФи установить различия в понятиях "субъекты уголовного процесса" и "участники уголовного процесса", следует понять дискуссионность вопроса по классификации участников (субъектов) процесса.
Важно обратить внимание на принципиально новую классификацию участников уголовного процесса (глава 5-8 УПК РФ) и объяснить, на чём основана эта классификация.
Студенты должны уяснить, что суд занимает особое место среди участников уголовного процесса и обладает исключительными полномочиями. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения являются определяющими ход и исход уголовного процесса, обязанными согласно ст.20 УПК осуществлять уголовное преследование.
От их решений зависит момент появления непосредственных участников процесса, которые имеют свой интерес, представляют или защищают его. Для этого они законными наделены правами и обязанностями. Следовательно, здесь необходимо уяснить: а) понятие каждого участника; б) момент егопоявления и его процессуальное оформление; в) права и обязанности участника и необходимость их обеспечения.
Студенты обязаны изучить правовое положение каждого из участников, выполняющих вспомогательные функции в процессе, обратив особое внимание на свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого и секретаря судебного заседания.