Программа нравственных бесед

Введение

1 класс

«Нужно ли быть вежливым?» (Этика - наука о вежливости. По книге

Л.Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости»).

«Каким быть, чтобы тебя любили?» (Просто ли, чтобы тебя любили. Этому

мы будем учиться на уроках этики).

«Что такое хорошо и что такое плохо?» (Чтобы всем было хорошо, надо

этому учиться. Знакомство с предметом этика. Для чего эти уроки. (По

стихотворению Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»)

2 класс

«Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались!» (О том, как мы прожили друг без друга, чему мы научились у новых друзей и для чего мы все здесь). «Откуда пришла этика?» (Суть нравственности и ее «золотое правило» -«Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой»). «Почему люди задумались о нравственности?» (История возникновения нравственных отношений и правил поведения в разные времена у разных народов. По книге А.А.Дорохова «Это стоит запомнит»)

3 класс

«По ступенькам нравственности к счастью» (Делай только то, что духовно

поднимает тебя и в то же время полезно для общества» Гендерсон).

«Чему учит Библия и Коран?» (Законы христианской и исламской

нравственности).

«Что такое этика?» (Этика - это безгранично расширенная ответственность

по отношению ко всему живому» А.Швейцер), для чего нужно изучать

этику?

4 класс

«Самая большая ценность - человек!» (О вечности нравственных ценностей). «Нет ничего выше звездного неба над нами и законов нравственности внутри нас». Э.Кант (Картины мира и человек в нем).

«Доброе и красивое живет вечно!» (Общечеловеческие ценности. Вечность нравственных ценностей). «Нравственность - единственная монета, которой везде ход» (Китайская пословица). «Для достижения свободы надо научиться различать добро и зло самому, а не по указанию толпы». Сенека. (Таким образом, только нравственность делает человека свободным, а следовательно, счастливым). «Тому, кто не постиг науки добра, всякая другая наука приносит лишь вред», - говорит Монтень, французкий мыслитель. (Следовательно, без нравственного воспитания обучение чему бы то ни было - бесполезное)

Прогнозируемый результат

1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.

2. Учащиеся знают и умеют соблюдать нормы и правила поведения в школе, в семье, в общественных местах; владеют культурой общения.

3. Осознание учащимися ценности воспитанности человека и её необходимости в современном обществе.

4. Заинтересованность и активное участие родителей в воспитании нравственного поведения своих детей.

Связи, устанавливаемые для реализации программы

Внутренние: педагоги, работающие в классе, школьный психолог.
Внешние: детская библиотека, музей, дворовый клуб «Вдохновение», дом детского творчества «Наследие», КСК «Геолог».

Критерии результативности

1. Соблюдение правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.

2. Владение культурой общения со сверстниками, с взрослыми.

3. Уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.

Показатели результативности

1. Отсутствие нарушений правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.

2. Высокий уровень коммуникативной культуры учащихся – умение работать в паре, мини-группе, коллективе, умение правильно общаться с взрослыми.

3. Высокий уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.

Диагностические средства

1. Эффективность реализации программы нравственного воспитания учащихся 1 – 4 класса отслеживается по результатам диагностических анкет:

2. Методика А.М.Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

3. Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»

4. Методика неоконченного предложения (о классе).

5. Анкетирование «Воспитанный ли я человек?»

Управление программой

Управление осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учащихся, классного руководителя, родителей, педагогов-предметников, работающих в классе, школьного психолога. Координация усилий всех участников процесса воспитания обеспечивает системный подход.

Заключение

Данная программа воспитания указывает на целесообразность ведения воспитательной работы в начальной школе, со стратегической организацией в течение всех четырех лет учебы учащихся в начальной школе.

Воспитание учащихся начальных классов - сложное, разностороннее дело и очень трудно учителю начальных классов придерживаться конкретной стратегии работы. Программа воспитания - настоящий помощник в этом. Потому что здесь в рамках конкретных направлений воспитания классный руководитель легче будет ориентироваться, анализировать и планировать деятельность. А отслеживание в мониторинге развития того или иного направления воспитания стимулирует классного руководителя к устранению недостатков, акцентуации внимания на проблемных моментах.

Каждый из нас помнит фильм «Однажды 20 лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили 20 лет жизни, кем стали, чего добились. Бывает так, что класс вместе прожил в школе столько лет, но как только отзвучали последние аккорды выпускного вечера, ребята ушли. У них не появляется желания собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако часто бывает наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовёт и манит из детства, тянут, как магнитом, еще и еще раз встретиться и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь.

Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали сердце - класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5, и через 10, и через 20 лет. От чего это зависит? Безусловно, от многих причин. Но в основном это зависит от того, как была поставлена воспитательная работа в классе и от личности классного руководителя. А фундамент классного коллектива бывает заложен в начальной школе.

И эту программу воспитания учащихся начальной школы «Реализация личности» можно считать фундаментом воспитания учащихся в школе.

9. Литература

1.Байкова Л.А Справочник заместителя директора школы по

воспитательной работе./М.; Образовательный

центр»Педагогический поиск», 1999-160с.

2. Богу с лав екая И.Г., Платонова О.В. Социальное проектирование в

воспитательной системе школы: организация, содержание,

технологии. Методические рекомендации, - Казань: РИЦ «Школа»,

2005.-44с.

З.Богуславская И.Г. Современный классный руководитель:

организация и содержание деятельности. - Казань, 2005 - 62с.

4.Богуславская И.Г., Все для заместителя директора по

воспитательной работе. - Казань, 2007 - 123с.

5. Бушелева Б.В. О культуре поведения. М., 1974. 3. Валеология
человека: Здоровье - любовь - красота: В 5 т. Т. 2. Экологическая
Валеология и Питание. СПб., 1996.

6. Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаи­
моотношений. Минск, 1992.

7. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов сред­
них и высших педагогических учебных заведений, учителей на­
чальных классов и родителей / Сост. Л .В. Ковинько. М., 2000. 5.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

8. Дорофеев А .О. культуре поведения. М., 1978.
9.Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М., 2001
Ю.Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности
классного руководителя и развитию его педагогической культуры.
Методическое пособие.М.ДТЛ 2005 - 224 с.

11. Крэрн Э. Не разбрасывай носки... .или Что еще должен уметь
ребенок: Советы родителям / Пер. с англ. О.В. Рыбаковой. М.,1999.

12. Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М., 1992.
10. Психология совместного труда детей/Под ред. Я.Л.
Коломинского. Минск, 1987.

13.Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осиповой М.П., Бугрим Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003. 14.Райнпрехт X. Воспитание без огорчений/Пер, с нем. Н. Брус­ковой. М.,2000.

Наши рекомендации