Методы обучения зависят от общих и конкретных целях обучения, от содержания дошкольного образования.
Выбор методов зависит от:
1.психических и возрастных особенностях дошкольника (например, 3 года и 6 лет);
2.анатомо-физиологических особенностей детского организма (работоспособность, утомляемость, особенности нервной системы);
3.материально-технической базы детского сада;
4.сложившейся традиции в педагогике детского сада, опыта воспитателей и др.
Приемы обучения- отдельные операции, умственные или практические действия воспитателя или дошкольника, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.
Классификация приемов:
1.приемы формирования и активизации отдельных операций (мышление, внимание, памяти, восприятие);
2. приемы, способствующие созданию проблемных поисковых ситуаций;
3. приемы, активизирующие переживания, чувства рбенка, связанные с изучением учебного материала;
4. приемы контроля, самообучения, самоконтроля школьников;
5. приемы управления в познавательном процессе, коллективными и личными взаимоотношениями дошкольников.
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение. Описание и т.д.
Слово воспитателя – самый доступный и распространенный инструмент. Главное – правильное построение мыслей. Слово воспитателя активизирует познавательные процессы (память, воображение и др.), чувства ребенка. Речь воспитателя должна быть образцом пользования слова. Используется преимущественно при изучении нового материала. и сочетаются с наглядными, практическими методами.
Наглядные методы:наблюдение, диа - , кино -, телефильмы, а также картины, опыты и т.д. В процессе наблюдения, дети познают окружающий мир, действительность, у них происходит процесс умственного развития. Наблюдая, дети учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, что повышает прочность усвоения. Наглядные методы помогают активизировать деятельность дошкольников, систематизировать и обобщать их знания. Наглядные методы требуют подбора и сочетаются с словесными и практическими.
Практические методы –представляют собой форму овладения познавательного материала, при помощи упражнений, самостоятельных работ, практических и лабораторных работ. При помощи этих методов происходит формирование и совершенствование практических умений, навыков.
Репродуктивные методы –основаны на функции памяти. Они повышают прочность знаний, так какобеспечивают восприятие познавательного материала в определенной системе. Развивают все виды памяти.
Объяснительно- иллюстративный (информационно – рецептивный) метод. состоит из двух частей: теоретической ( теоретические положения, сведения, доказательства) и практической (словесное объяснение, наглядности). Обе части должны быть уравновешенны. Если преобладает теоретическая часть, то обучение становится трудным. А если доминирует практическая часть, то обучение может стать слишком легким, а знания – поверхностными, что ведет к снижению умственного развития.
Проблемные методы – представляют собой формирование ситуаций, напоминающих научный поиск. Ребенок самостоятельно ищет ответ на поставленный вопрос или проблемное задание. Повышенная познавательная активность дошкольников способствует приучению мыслить самостоятельно. Эти методы имеют широкое распространение в системах развивающего обучения.
Исследование – представляет собой выполнение отдельных исследовательских заданий под руководством воспитателя (например, свойство воды в трех видах).
Требования к методам обучения:
1. направленность метода обучения на решение учебно-воспитательных задач;
2. научность метода (обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира);
3. доступность метода и его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития дошкольников (думать не только о том, что ребенок понимает, но и том, что он может понять);
4. результативность метода обучения;
5. необходимость систематически изучать, заимствовать и использовать лучшие методы в своей работе.
Рассказ –форма изложения материала, которая носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это словесное описание событий, процессов и явлений в природе и т.д. в рассказе сообщается история научного события, открытия.
Требования к рассказу:
1. Определить тему и содержание;
2. Эмоциональность;
3. Структура (начало, развитие событий, кульминационный пункт, финальная часть).
Рассказ может быть средством сообщения дополнительных знаний. Может занимать на занятии самостоятельное место, а может быть включен в процесс объяснения на разных его стадиях.
Объяснение – норма овладения теоретическим познавательным материалом.
Особенность: теоретическое доказательство, которое включает:
1. постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития ребенка;
2. ясно осознаваемое теоретическое положение;
3. строгий, тщательный подбор фактического материала;
4. определенную форму рассуждений;
5. формулировку выводов;
6. дополнительные разъясняющие моменты.
Каждый из этих моментов требует тщательной подготовки. Существенным звеном объяснения является получение обратных связей. Нужно предусмотреть ответные реакции дошкольников в ходе объяснения. Обратная связь помогает совершенствовать объяснение, вносить необходимые поправки и корректировку.
Беседа-как метод обучения представляет собой вопросоответную форму овладения познавательным материалом.
Требования: строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов дошкольников. Вопрос должен быть определенным, т.е. дети всегда должны понимать предмет разговора. Они могут не ответить на вопрос или ответить неправильно, но прежде всего должны понимать, о чем спрашивает воспитатель, искусство правильно говорить (задавать) вопрос – это прежде всего умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание дошкольников.
Беседа – это всегда система вопросов. Система непростого набора элементов. В ней все взаимосвязано и подчинено главной основной идее. Поэтому вопросы беседы представляют взаимосвязь главных, второстепенных, дополнительных вопросов. Воспитатель заранее готовит такую систему. Формулируя вопросы, воспитатель четко представляет ту совокупность знаний, умений и навыков, которая необходима детям для ответа. Вопрос должен быть четким и ясным по форме.
Нельзя:включать труднодоступные термины, сложные обороты речи, повторять вопрос несколько раз. Однообразная, монотонная манера беседы с детьми притупляет внимание, снижает интерес. Ответ должен быть определенным по содержанию, ясным по смыслу, дошкольник должен понимать о чем он говорит. Он не должен воспроизводить все подряд, а видеть главную идею ответа и разъясняющие моменты.
Ответ строится по определенному плану. Научить дошкольника этому трудно.. Дети чаще воспроизводят материал, чем самостоятельно излагают в соответствии со своим планом. Заранее предусмотренная система ответа значительно повышает доказанность, убедительность рассуждений. Главное, чтобы дошкольник понимал, что он доказывает и объясняет, и какими средствами.
Ответы могут быть полными и неполными.
Полный ответ предполагает самостоятельное изложение дошкольником материала. По системе ответа, последовательности, доказательности, точности изложения материала. Воспитатель определяет глубину и осознанность знаний.
Краткий ответ (или неполный) –это обычно утвердительное или отрицательное высказывание на поставленный вопрос. Дошкольник одним – двумя предложениями поясняет, почему он так думает.
Воспитатель приучает к полным ответам.. Такие ответы способствуют развитию речи и мышления. Беседа, как метод обучения, удобна для получения обратной связи. Воспитатель постоянно видит по ответам, что дети знают, чего не понимают, а также – степень усвоения материала.
Вопросы могут быть: эвристическими (поисковыми) и репродуктивными (воспроизводящие).
Поисковые вопросы направлены на поиск решения, предполагаются элементы творчества и самостоятельность размышления.
Воспроизводящие вопросы составляют другой вид беседы, которая направлена на воспроизведение изученных ранее знаний.
Беседа, как форма овладения знаниями, может занимать различное место в познавательном процессе: как подготовка и усвоение нового; как проверка домашнего задания; как средство сосредоточения внимания; в процессе объяснения для связи нового с изученными знаниями; в конце занятия – как способ закрепления материала. Как итог.
Беседа связана с другими методами и часто включается в их структуру. Краткие беседы используют всегда.
Самостоятельная работа учащихся в настоящее время становится одним из важных методов обучения.
Самостоятельная работа – это такая познавательная деятельность, когда последовательность мышления дошкольника, действия зависят и определяется самим дошкольником. Дети самостоятельно выполняют упражнения, практически работают.. Научить дошкольника учиться, научить самому добывать знания, можно лишь организуя его самостоятельную практическую учебную деятельность.
Самостоятельные работы могут быть устными и письменными, практическими и теоретическими, репродуктивными и творческими.
Самостоятельная работа – тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину труда, почти каждое занятие включает в себя упражнения, выполнения которых связано с самостоятельными действиями дошкольника.
Самостоятельная работа –проводится в виде подготовительных упражнений для усвоения нового материала, упражнений при изучении нового материала, упражнений в процессе закрепления и повторения, а также для самоконтроля.
Наблюдение – одна из форм овладения нового. Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях проводятся на лугу, в лесу, в поле и т.д.
Задача в том, чтобы возбудить интерес к окружающей жизни, научить анализировать природные и социальные явления, связывать процесс и результат наблюдения с познавательным материалом.
Экскурсии – наиболее соответствует виду наблюдений. Имеют общеобразовательное и специальное познавательное значение.
Наблюдение в групповых условиях – связанных с применением наглядных пособий: моделей, картин, схем, рисунков и т.д. выступают как облегчающий процесс усвоения знаний. Дошкольники должны хорошо понимать мысль, какую операцию они должны усвоить. Наблюдение является существенным компонентом практических и лабораторных работ.
Демонстрация объектов – постоянно сопровождает практическую познавательную деятельность.
Условия:
1. демонстрационный объект должен быть хорошо виден всем;
2. в момент объяснения следует показывать необходимое пособие и после объяснения его убирать;
3. каждый ребенок действует согласно инструкции (при необходимости);
4. словесное описание объекта детей должно способствовать развитию наблюдательности, формировать выразительность и обоснование речи;
5. необходима формулировка выводов и результатов наблюдения.
Главное в том, чтобы дети видели те положения познавательного материала, которые можно легче и глубже понять с помощью демонстративного объекта. Используются познавательные фильмы, диафильмы, диапозитивы и т.д. это активизирует мыслительную деятельность, дает дополнительную информацию.
Моделирование –наглядно – практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения: реальный предмет замещает другим предметом, его изображением или условным знаком. Виды моделей: технические игрушки, предметы, модели построек, предметно –схематические модели. Модели используются в игре и различных занятиях.
Опыты и экспериментированиеиспользуются педагогом для оказания помощи ребенку в приобретении новых знаний о предмете, познания его свойств, особенностей, связей.
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, направленная на развитие наглядно – действенного мышления, возникновение и развитие новых мотивов личности; создает условия для самодвижения, саморазвития ребенка. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим ребенком по мере получения новых сведений об объекте, поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развертывания деятельности экспериментирования необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, песок. С дошкольниками можно проводить опыты: превращение воды в пар, снега в воду, опыты с песком и глиной, с воском.
М. Н. Скаткин и И.Я. Лернер применительно к обучению дошкольников классифицирует методы на: объяснительно – наглядные, проблемные, частично – поисковые. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания занятия, а также от личности педагога, его способностей и ответственности.
Исторически сложились три формы обучения: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Индивидуальное обучение– обучается один дошкольник и учитывается его индивидуальные особенности, его темп усвоения, его механизмы мышления.
Положительное: очень хорошо изучается ребенок, воспитатель опирается на интересы дошкольника, вступая в непосредственный контакт, есть возможность отметить успехи и недостатки, глубже исследовать личность дошкольника и стимулировать индивидуальный темп развития.
Недостатки: потеря времени, ребенку не с кем себя сравнить, не накапливается опыт межличностных отношений.
Групповое обучение – воспитатель взаимодействует с целой группой.
Положительное: экономия времени, есть образец для подражания, есть возможность сравнить себя с другими, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми.
Отрицательное: трудно изучить каждого ребенка, трудно осуществлять индивидуальный подход.
Формы обучения различаются по: количественному составу обучающихся; характеру взаимодействия между учащим и обучаемым (степенью активности и самостоятельности); способом деятельности (методами и приемами); месту проведения; характеру воспитательно – образовательных задач.
Занятия– основная форма обучения. Это регламентированная деятельность, направленная на решение задач умственного развития детей.
Обучение на занятиях независимо от формы их организации отличается: программностью, дидактическими целями, содержанием.
Основные занятия с детьми раннего возраста: показ предмета, показ и называние одного персонажа и действий с ним; перенос действий, производимых с одним персонажем, на другие с подчеркиванием специфики каждого, проведение игр – занятий с сюжетными игрушками, со строительным материалом, игр – развлечений; занятия с предметами – орудиями, художественной литературой; занятия по ознакомлению с природным окружением; рисование, лепка, физкультурное, музыкальное.
Основные занятия в старшем дошкольном возрасте:ознакомление с окружающим; предметное окружение; явлениями общественной жизни; природным окружением; развитие речи и подготовка к обучению грамоты; ознакомление с художественной литературой; развитие элементарных математических представлений; рисование; лепка; аппликация; конструирование и ручной труд; музыкальное; физкультурное
Дидактические цели занятия:занятия по сообщению новых знаний; по закреплению знаний и умений; занятия по самостоятельному использованию приобретенных знаний и умений. На некоторых занятиях возможно объединение целей.
занятия с детьми всех возрастных групп ДОУ организуются и проводятся педагогом с учетом возраста детей, содержание занятия строится на основе программы воспитания и обучения детей.
занятия проводятся систематично и планомерно по всем направлениям воспитательно - образовательной работы; строятся на основе принципов дидактики; применения разнообразных методов и приемов, способствующих формированию у детей осознанности, умственных способностей, предпосылок учебной деятельности.
занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей, как правило, это утренние часы. количество занятий учитывает степень трудности и характер деятельности детей.
Структура занятия:
1. Подготовительная часть(переключение внимания детей от самостоятельной деятельности к занятию, создание интерес к предстоящему содержанию, сосредоточение внимания на цели занятия, внесение мотивов, обуславливающих значимость содержание).