Современное дошкольное образование как педагогическая система
ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12 г., ст.10
Система образования включает в себя:
· Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;
· Организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
· Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
· Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
· Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Дошкольное образования – начальный уровень общего образования и неотъемлемая часть системы непрерывного образования (ст.10).
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования:
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (ампликация) детского развития;
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при которой сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество Организации с семьёй;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается образовательными организациями.
Требования к структуре, объёму, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяется федеральным государственным обязательным стандартом дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования…
Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
ФЗ «Об образовании» № 273, ст. 2: присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно – бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Составными элементами дошкольного образования являются взаимосвязанные образовательные организации и семейное образование.
В России существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений для детей.
Ясли-сад
Здесь находятся малыши, начиная с двух месяцев. В яслях тоже установлен свой распорядок дня и обязательные развивающие занятия. Желательно, чтобы ребенок обладал элементарными навыками в соответствии с возрастом: мог сам ходить, есть, пить, одеваться и т.п.
Детский сад
Самый распространенный и популярный вид образовательных учреждений. Как правило, здесь дети находятся с утра до вечера, здесь они спят, играют, занимаются, учатся, едят. Сады могут отличаться между собой по образовательным программам в рамках установленных государством норм (за исключением частных садов).
Выделяют детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).