Различающиеся предлагаемым для анализа этапом возрастного развития)
Компетенции:
ОПК-1 – способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов
ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
Задание: Перечислите и кратко охарактеризуйте основные особенности возрастного развития и социализации ребенка указанного возраста
Рефлексия: Опыт педагогической работы с какой возрастной категорией детей Вы имеете? Какие затруднения Вы испытывали?
Вопросы к заданию:
- в какие виды досуговой деятельности целесообразно вовлекать ребенка данного возраста?
- какие проблемы общения с родителями возможны у детей данного возраста (приведите примеры)?
- в какой социально-педагогической помощи чаще всего нуждаются дети указанной возрастной группы?
КОС 5
(3 варианта, различающиеся направлением коллективно-творческой деятельности и возрастом воспитанников)
Компетенции:
ОПК-1 – способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов
ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
Задание: Составьте план подготовки и проведения КТД по предложенному направлению для указанной возрастной группы.
Рефлексия: Какой опыт участия/организации КТД Вы имеете, оцените свою готовность к подготовке и проведению КТД.
Вопросы к заданию:
- как изменится разработанный Вами план подготовки и проведения КТД для другой возрастной группы (приведите пример)?
- с помощью каких диагностических методик можно отследить результативность данного КТД?
- в чем, на Ваш взгляд, особенности позиции социального педагога как возможного организатора данного КТД?
КОС 6
(1 вариант)
Компетенции:
ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач
ОПК-11 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов
Задание: Опираясь на нормативные материалы, составьте выступление на педагогическом совете о ценностных основаниях деятельности социального педагога.
Рефлексия: Подумайте, почему для социально-педагогической деятельности так значимы ценностные основания? Какие из указанных ценностей имеют для Вас личностное значение?
Вопросы к заданию:
- какая информация, на Ваш взгляд, о ценностных основаниях деятельности социального педагога необходима его коллегам?
- с какими общечеловеческими ценностями согласуется ценностная основа социально-педагогической деятельности?
- в каких случаях возможен ценностный конфликт в социально-педагогической деятельности (приведите пример)?
КОС 7
(5 вариантов, различающихся произведениями, из которых подобраны отрывки)
Компетенции:
ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач
Задание: В отрывках из произведения выделите основные социально-педагогические идеи и покажите, какое развитие они получили в современной педагогической науке и практике.
Рефлексия: С какими произведениями данного автора Вы знакомы? Близка ли Вам его педагогическая позиция и почему?
Вопросы к заданию:
- что Вам известно об авторе данного произведения?
- какие идеи, содержащиеся в данных отрывках, были бы интересны классным руководителям, школьному психологу, почему?
- какие вопросы и задания Вы могли бы предложить студентам для усвоения содержания данных отрывков?
КОС 8
(5 вариантов, различающиеся проблемой)
Компетенции:
ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
ОПК-2 – готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях
ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов
Задание: Дайте характеристику проявлениям указанной проблемы в жизнедеятельности Вашего региона, поселения, высшего учебного заведения, предложить меры профилактики и коррекции
Рефлексия: Насколько важной для Вас является данная проблема? В чем Вы видите свое возможное участие в преодолении данной проблемы?
Вопросы к заданию:
- в чем, на Ваш взгляд, причины актуальности данной проблемы в настоящее время?
- какие исследовательские методики можно использовать для уточнения проявлений данной проблемы в нашем вузе, отношения к ней студентов?
- с помощью каких диагностических методик можно отследить эффективность мер профилактики и коррекции данной проблемы?
КОС 9
(3 варианта, различающиеся ситуацией)
Компетенции:
ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач
ОПК-11 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов
Задание: Разработайте план социально-педагогической работы с родителями в предложенной ситуации
Рефлексия: Опишите свой опыт изучения социально-педагогической работы с родителями. С какими трудностями Вы можете встретиться, если после окончания университета будете работать социальным педагогом?
Вопросы к заданию:
- какие нормы профессиональной этики необходимо соблюдать социальному педагогу в указанном случае?
- с какими специалистами и учреждениями необходимо взаимодействовать социальному педагогу для успешной реализации данного плана?
- каковы нормативно-правовые основы реализации данного плана?
КОС 10
(2 варианта, различающиеся возрастом воспитанников)
Компетенции:
ОПК-1 – способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов
ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
Задание: Смоделируйте ситуацию разработки и реализации социального проекта детьми указанной возрастной категории (тема по Вашему выбору)
Рефлексия: Какой опыт участия/организации социального проектирования Вы имеете, оцените свою готовность к реализации данной технологии.
Вопросы к заданию:
- что Вам известно о сущности и особенностях социального проектирования?
- какие методики можно использовать для диагностики общения детей в рамках работы над проектом?
- какие этические нормы необходимо соблюдать социальному педагогу, организуя данный вид деятельности?
КОС 11
(1 вариант)
Компетенции:
ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач
ОПК-11 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов
Задание: Разработайте развернутый план выступления на методическом семинаре социальных педагогов по теме «Роль социального педагога в инклюзивном образовании детей с особыми образовательными потребностями»
Рефлексия: Какой опыт взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями Вы имеете, дайте прогноз возможных собственных затруднений в общении с этой категорией детей и их родителями.
Вопросы к заданию:
- что Вам известно о сущности и особенностях инклюзивного образования?
- участие каких специалистов и учреждений региона, на Ваш взгляд, необходимо для эффективной организации инклюзивного образования?
- содержание каких нормативно-правовых документов необходимо знать социальному педагогу для работы с детьми с особыми образовательными потребностями?
КОС 12
(5 вариантов, различающихся предлагаемой социальному педагогу задачей)
Компетенции:
ОПК-1 – способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ОПК-3 – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов
ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач
Задание: Опишите методику/технологию воспитания и/или обучения, которую может использовать социальный педагог для решения указанной задачи.
Рефлексия: Охарактеризуйте свой опыт использования методик/технологий воспитания и/или обучения. Какие трудности Вам встретились?
Вопросы к заданию:
- какие возрастные особенности ребенка могут стать препятствием для реализации данной методики/технологии?
- взаимодействием с какими специалистами и представителями микроокружения ребенка Вам будут необходимы для реализации избранной методики/технологии?
- какие методики можно использовать для экспресс-диагностики полученных результатов?
ПРИЛОЖЕНИЕ 6