Тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ 3 страница
— иерархическое лидерство: в политических партиях, профсоюзных организациях и других иерархически организованных структурах, организациях.
В зависимости от психотипических особенностей личности лидеры бывают авторитарные, командные и коллегиальные, демократические; деловые, эмоциональные и смешанные; положительные, социально-конструктивные и отрицательные, социально-деструктивные; открытые, откровенно демонстрирующие свое лидерство, и скрытые, открыто не проявляющие себя как лидеры, особенно для руководителей коллектива.
В зависимости от преобладающей направленности, ориентации деятельности лидера в коллективе выделяют три основных вида лидерства:
1) деловое, когда лидер способен организовать группу на решение значимой для нее задачи;
2) эмоциональное, связанное преимущественно с тем, что лидер налаживает необходимые взаимоотношения между членами группы, выступает своеобразным арбитром возникающих недоразумений во взаимоотношениях, сглаживает конфликтные ситуации и создает в микрогруппе необходимую нравственно-психологическую атмосферу;
3) смешанное, когда лидер совмещает обе названные выше функции. Такое лидерство чаще всего имеет место в устойчивых, длительно функционирующих микрогруппах и особенно характерно для групп с отрицательной, антиколлективистической направленностью деятельности.
Лидерство может быть положительным и отрицательным, что определяется социальной значимостью деятельности той или иной микрогруппы. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей лидеров лидерство бывает внешне выраженным (открытым) и невыраженным (скрытым). Лидеры первого типа не скрывают своего ведущего положения в микрогруппе и действуют как бы на острие интересов группы, организуя ее деятельность, беря на себя ответственность за ее дела. Лидеры другого типа обычно о себе не заявляют открыто, незаметно для стороннего наблюдателя организуют деятельность микрогруппы, управляют ею и создают в ней соответствующую морально-психологическую атмосферу: при положительной направленности группы — укрепляющую коллективные связи и, наоборот, ослабляющую их при отрицательной направленности деятельности группы-Скрытые лидеры с коллективистической направленностью дея" тельности — хорошие помощники, союзники членов коллекти-
ва. Они обычно не привлекают к себе особого внимания окружающих.
Лидеры различаются также стилем взаимодействия с ведомыми: авторитарным или демократическим, коллегиальным, товарищеским. Характерно, что лидерам в микрогруппах с отрицательной направленностью, как правило, присущи директивность и даже авторитарность, их самоутверждение основано на доминировании над другими. В таких группах более четкие дифференциация и субординация в нравственном подчинении членов микрогруппы лидеру. Коллегиальное лидерство обычно присуще микрогруппам с нравственно-здоровой, положительной направленностью деятельности, общения.
К числу активных форм самоутверждения личности относится сотрудничество как стремление личности к паритетному, взаимоуважительному, корректному и равноправному социально-психологическому взаимодействию с окружающими, коллегами по работе. Личность с таким типом самоутверждения обычно не стремится к лидерству сама (хотя нередко имеет для этого соответствующие возможности) и не признает лидерство других членов социальной группы (за исключением официальных, формальных лидеров).
Самоутверждение специалиста в официальной, деловой и неофициальной структурах взаимоотношений в коллективе обычно взаимосвязано. Так, успешность процесса утверждения в официальной ролевой системе взаимоотношений, как правило, положительно влияет и на успешность самоутверждения в неофициальной структуре коллектива.
Последнее часто положительно сказывается на результативности официального самоутверждения личности.
В целом же стремление специалиста к самоутверждению как в официальной, деловой, так и в неофициальной системе взаимоотношений вполне объяснимо: оно связано с возможностями этих систем удовлетворять разнообразные потребности личности.
Формой пассивного самоутверждения является конформизм как приспособление, адаптация, подчинение индивида к навязываемым ему извне нормам, правилам, ценностям, готовность следовать им даже вопреки своим желаниям.
Нонконформизм как противопоставление личности социальной среде и идущим от нее воздействиям (даже вопреки здравому смыслу) выступает одной из активных форм самоутверждения. Содержание же этих форм может быть различным, и соответственно неодинакова нравственная оценка поведения человека.
Следует различать конформность (нонконформность) как особое качество личности, альтернативой которому выступает коллективизм (А. В. Петровский), и конформность (нонконформность) как возможную и при определенных условиях необходимую, осознанно избираемую индивидом форму поведения.
Например, конформное или нонконформное поведение может быть адекватным выражением соответствующего содержания личности. В таком случае и конформизм, и нонконформизм смыкаются в конечном счете с индивидуализмом. Индивидуалистическая личность в зависимости от своих особенностей и конкретных условий ведет себя в коллективе только конформно или нонконформно. Коллективистическая личность утверждается в коллективе ни конформно, ни нонконформно, поскольку коллективистические цели, устремления, требования и т.п. соответствуют ее личным. И эта же личность в другой социальной среде может проявлять себя конформно или нонконформно в зависимости от ситуации.
Профессиональное самоутверждение специалиста — это сложный диалектически развивающийся процесс его взаимодействия с контактной социальной средой, в ходе которого осуществляется разрешение ряда противоречий как внутреннего, так и внешнего порядка. К числу основных, внутренних следует отнести противоречия: между потребностью личности в самоутверждении и ее возможностями; мотивами целей самоутверждения и мотивами средств и способов их реализации; коллективистическими и лич-ностно-престижными, особенно индивидуалистическими мотивами самоутверждения личности и др.
Самоутверждение личности происходит так же, и как процесс разрешения противоречий между устремлениями к исполнению тех или иных социальных и социально-психологических ролей и соответствующими возможностями коллектива; системой ценностей личности и ценностями контактной социальной среды; устремлениями личности к самоутверждению и характером управляющего воздействия на нее руководителей и коллектива в целом; притязаниями личности и реальным местом ее в ролевой структуре коллектива, оценкой ее со стороны социальной среды и др.
Одним из факторов самоутверждения, оказывающим влияние на его характер и успешность, является авторитет.
Авторитет (в переводе с лат. — сила, власть, влияние) — одна из форм взаимоотношений. Под авторитетом понимают влияние человека (или группы людей) на окружающих и признание со стороны последних этого влияния. Авторитет есть там, где люди принимают влияние другого человека или группы, соглашаются с ним. Без авторитета невозможна никакая организация, его наличие — одно из основных условий успешного руководства людьми.
Различают авторитет руководителя, товарища, специалиста (юриста, учителя, инженера и т.п.).
Авторитет человека является результатом и выступает функцией личностных особенностей человека, групповых ожиданий, требований условий и решаемых задач. При этом ведущую роль играют индивидуальные психологические особенности человека,
степень их соответствия требованиям деятельности и ожиданиям людей.
Выделяют две взаимосвязанные стороны авторитета: объективную Ао и субъективную Д,:
Объективная сторона авторитета включает: авторитет должности — Ад, возраста — Ав, стажа работы — А^,, профессии — Апр, ученой степени — Ау,, ст, ученого звания — Ауч зв и т. п.
Ад — Ад + Ав + Aq, + А„р + Ауц ст+ Ау,, Зв---
Разновидностью, гранью объективного авторитета выступает административный, должностной, социально-статусный авторитет: авторитет политической власти, экономического присуждения и даже насилия, административного, правового влияния руководителя и т. п. При таком авторитете осуществляются отношения людей, в которых происходит, с одной стороны, воздействие чьей-либо воли, господствующей воли, а с другой — подчинение этой воле. Например, специалист подчиняется воле руководителя, ребенок — воле родителя, военнослужащий — воле командира и т. п. При таком авторитете подчинение воле другого обычно ведет к снижению меры ответственности исполнителя, сужению его инициативы, творчества, самостоятельности.
В этом отношении интерес представляет серия экспериментов, которые провел известный американский психолог профессор С. Милграм. Суть эксперимента состояла в следующем: добровольцы, согласившиеся играть роль учителя, должны были по указанию экспериментатора наказывать ученика ударом тока нарастающей силы. Целью экспериментов С. Милграма было определить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призывами совести. Сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди совершенно невинным другим людям, если подобное причинение боли является их рабочей обязанностью?
Оказалось, что участники, игравшие роль учителя, были готовы «бить» электрическим током хрипло кричащего, молящего о пощаде человека — учащегося. Никаких электрических разрядов на самом деле не было: учащийся, моливший о милосердии и освобождении, терзаемый болью, не был действительным испытуемым — это был актер, который притворялся, что страдает от шока.
Испытуемые, игравшие роль учителя, были готовы причинить Учащимся столько боли, сколько могли. Вместо того чтобы сжалиться над жертвой, около 2/3 испытуемых в эксперименте С. Милграма продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, Пока исследователь не давал распоряжение закончить эксперимент. Еще большую тревогу вызывает то, что почти никто из 40
L
участвовавших в данном эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда учащийся в первый раз начал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва стала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда учащийся начал отвечать на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать на кнопки. Ни один из них не остановился до тех пор, пока не был послан настолько мощный электрический разряд (300 В), что жертва стала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!» причем даже в этом случае те, кто остановился, составляли явное меньшинство.
Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к данному эксперименту, в том числе самого С. Милграма. За несколько дней до начала эксперимента он попросил нескольких своих коллег, студентов-выпускников, специализирующихся в области психологии в Йенском университете (здесь проводился данный эксперимент), ознакомиться с планом исследования и попробовать угадать, сколько испытуемых-«учителей» будут, несмотря ни на что, увеличивать мощность посылаемого электрического разряда (предусматривалась возможность увеличения напряжения до 450 В) до тех пор, пока их не остановит экспериментатор. Большинство опрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от 1 до 2 % всех испытуемых. Также были опрошены 39 психиатров. Они дали еще менее верный прогноз, согласно которому только один из тысячи испытуемых покажет свою готовность выполнить задание до конца. Следовательно, никто из специалистов не ожидал таких поразительных результатов, которые были получены.
Как можно объяснить проявленную испытуемыми жестокость? Было высказано несколько предположений: все испытуемые были мужчинами, имеющими склонность к агрессивным действиям; испытуемые не понимали, какой сильный вред, не говоря о боли, могли причинить «учащимся» столь мощные электрические разряды; испытуемые были просто моральными уродами, которые наслаждались возможностью причинить страдание. Все эти предположения не подтвердились — это показали дополнительно проведенные эксперименты. Были также проведены специальные тесты, позволяющие дать оценку личности, которые показали, что эти люди были нормальны и имели достаточно устойчивую психику. Фактически они ничем не отличались от нас с вами (подробнее см.: Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 278-292).
С. Милграм считает, что в нас глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. По его мнению, в проводившихся им экспериментах решающую роль играла неспосоо ность испытуемых открыто противостоять «начальнику», одетоМУ
в лабораторную куртку, исследователю, который приказывал испытуемым выполнять задание, несмотря на сильную боль, которую они причиняли учащемуся.
С. Милграм приводит веские доказательства, подтверждающие его предположение. Очевидно, что если бы исследователь не велел продолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы из игры. Они не хотели выполнять задание и мучились, видя страдания своей жертвы. Испытуемые умоляли экспериментатора позволить им остановиться. Когда же он не разрешал им этого делать, они продолжали задавать вопросы и нажимать кнопки, но при этом покрывались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы. Испытуемые так сильно сжимали кулаки, что их ногти впивались в ладони; они кусали губы до крови; они хватались за голову; некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает человек, наблюдавший за ходом эксперимента: «Я видел, как вошел в лабораторию солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиноваться» (С. Милграм).
С. Милграм провел несколько дополнительных экспериментов и в результате получил данные, еще более убедительно свидетельствующие о верности его предположения.
По мнению С. Милграма, полученные данные свидетельствуют о наличии некоего пугающего феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета». Теперь становится понятной способность правительства, представляющего собой одну из форм авторитарной власти, добиваться послушания от обычных граждан. Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление и контролируют наше поведение. (С. Милграм начал свои изыскания, чтобы понять, как немецкие граждане могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях в годы нацистского господства. После отладки своих экспериментальных методик в Соединенных Штатах Милграм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он был уверен, весьма склонны к повиновению. Однако первый же проведенный им в Нью-Хей-вене (штат Коннектикут) эксперимент ясно показал, что он может сэкономить деньги и заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — сказал С. Милграм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».)
Всякий раз, когда мы сталкиваемся с действием чрезвычайно сильного мотивирующего фактора, есть основания предполагать, что столь мощная мотивация не может не иметь соответствующей социальной базы. Широко разветвленная, признанная практически всеми социальными слоями система власти авторитетов предоставляет обществу огромные преимущества. Она дает возможность развиваться сложным структурам, регулирующим материальное производство, торговым, оборонным структурам, а также структурам социального контроля. Мы с детства приучены думать, что повиновение общепризнанным авторитетам является правильным, а неподчинение — неправильным. Эта идея красной нитью проходит в уроках, преподаваемых нам родителями, стихах, которые мы учим в школе, рассказах и песнях нашего детства, а также проводится в своде правил юридической, военной и политической систем, с которыми мы сталкиваемся, повзрослев. Мы обычно не слишком сильно страдаем из-за необходимости выполнять требования авторитетов.
В конце концов, как считает Милграм, согласие с диктатом авторитетных фигур очень часто имеет реальные практические преимущества. В детстве нам кажется, что эти люди (родители, учителя) знают больше, чем мы, и мы обычно находим их советы полезными — отчасти из-за того, что считаем своих наставников весьма мудрыми, отчасти из-за того, что именно они решают, когда нас надо награждать, а когда наказывать. Такие же люди продолжают играть важную роль и тогда, когда мы взрослеем, хотя авторитетами теперь для нас становятся предприниматели, судьи и члены правительства. Поскольку эти люди имеют значительно больший, чем мы, доступ к информации и власти, нам представляется логичным подчиняться их требованиям. Такой взгляд на вещи приводит к тому, что мы часто повинуемся авторитетам даже тогда, когда это бессмысленно. Это подтверждают результаты различных исследований, проведенных Финансовой администрацией здравоохранения США, профессорами-фармакологами Темпльского университета М. Коэном и Н.Дэвисом, авторами книги «Ошибки в лечении: их причины и предотвращение» и др.
С. Милграм не только выявил, до какой степени люди подчиняются авторитету; он также исследовал условия, вызывающие подчинение. В своих экспериментах он варьировал некоторые социальные параметры и получал изменения степени проявления уступчивости в диапазоне от 0 до 93 % полностью подчиняющихся. Решающими факторами оказались следующие: эмоциональное удаление от жертвы; близость и легитимность авторитета; обстоятельство, является ли авторитет институционализированным и др-
К объективным факторам авторитета относятся титулы человека (должность, ученая степень, уважение, место работы, жительства и т.п.) и некоторые другие внешние атрибуты.
Психологи Д. Петере и С. Сеси провели показательное исследование, касающееся научных публикаций. Они взяли 12 статей, которые были опубликованы в пределе двух последних лет авторами из престижных университетов. Не изменив ничего, кроме имен и мест работы авторов (в качестве места работы назывался никому не известный Центр человеческих возможностей Три-Вэл-ли), исследователи представили эти статьи в виде рукописей журналам, которые их уже опубликовали в свое время. Девять из двенадцати статей прошли незамеченными через процесс рецензирования и, что особенно показательно, восемь были отвергнуты, хотя каждая из этих статей не так давно была уже напечатана в этом самом журнале, после того как ее представил на рассмотрение автор, работающий в престижном месте и имеющий большой авторитет в ученых кругах.
В авторитете выделяется и субъективная сторона, оказывающая существенное влияние на его целостное проявление.
Субъективная сторона в авторитете личности (так называемый моральный, личностный авторитет) выступает интегральным синтезом личностных качеств человека: профессионально-деловых — Квд — профессиональное мастерство, добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость и др.; нравственных — Кн — честность, порядочность, отзывчивость, товарищество и др.; политических — Кп, организаторских — Kq, коммуникативных — Кк, педагогических — Кпед и др.:
А:=Рпп J Квд+Кн+Кп+Ко+Кк+Кпед...
(Представлено не математическое описание личностного авторитета, а лишь один из способов наглядного его изображения. Рпп — коэффициент психологической подготовленности личности к решению соответствующих задач в данной социальной среде и может быть от нуля до единицы.)
Как правило, объективная сторона в авторитете специалиста — величина всегда положительная, тогда как личностный авторитет может не только быть низким, отсутствовать вообще, но и иметь негативное содержание, отрицательную направленность. А поэтому общий авторитет личности может оказаться и отрицательным.
Интересный подход к пониманию истоков авторитета руководителя, специалиста представлен Д. М. Карбышевым.
Д. М. Карбышев не без основания считал, что авторитет руководителя основывается на доверии, уважении и любви подчиненных, сотрудников. Доверие завоевывается глубоким знанием дела, профессиональной подготовленностью, уважение — добросовестным и ответственным отношением к делу, а любовь — чуткостью, внимательностью к людям, заботой об их нуждах, чаяниях. И в этом смысле можно говорить о наличии полного (когда специа-
листу доверяют, его уважают и любят) и неполного (отсутствуют один или два основания авторитета) авторитета либо его отсутствии.
Авторитет как социально-психологический феномен обладает рядом свойств:
а) приобретается медленно, но утрачен может быть быстро;
б) имеет определенную меру консерватизма и устойчивости-
в) имеет свойство переноса из одних сфер жизнедеятельности личности в другие.
Авторитет может быть действительным и ложным. Хорошо подготовленный специалист, как правило, стремится качественно, добросовестно и ответственно выполнять свои функциональные обязанности, проявлять позитивный интерес к сотрудникам, готовность оказывать им всестороннюю помощь. Такие специалисты пользуются у товарищей по работе заслуженным авторитетом, любовью и уважением. В ряде случаев молодые специалисты, не имея достаточного профессионального и жизненного опыта и сталкиваясь в работе с трудностями, встают на путь завоевания ложного авторитета.
Основными формами ложного авторитета (псевдоавторитета) могут выступать:
подавление (физического и психологического);
лжеавторитет расстояния, дистанции;
этическая поза;
псевдодемократический авторитет (через панибратство, заигрывание с сотрудниками);
чванство, высокомерие, моральная дистанция;
педантизм, сверхточность;
резонерство (всезнайство, признание только своей позиции
и т.п.) и т.д.
Важно помнить, что подлинный авторитет специалиста является результатом его упорного труда, развития и саморазвития личностных качеств, совершенствования профессионализма и общей эрудиции, культуры.
Авторитет и самоутверждение — явления близкие, но нетождественные. Достижение личностью определенного авторитета может выступать целью ее самоутверждения, а процесс реализации этого стремления и есть самоутверждение. В таком случае психологические механизмы достижения индивидом определенного авторитета выступают как механизмы соответствующего самоутверждения личности. Однако авторитет с необходимостью не предполагает активности личности к его утверждению. Более того, авторитет в ряде случаев может возникнуть непроизвольно, стихийно и даже помимо желания человека. Личность может иметь авторитет в той или иной сфере жизнедеятельности порой не потому, что стремится к этому, а просто в силу наличия оп-
ределенных качеств, спонтанно либо, наоборот, стремится к самоутверждению, неадекватному ее возможностям и наличному авторитету.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте самоутверждение личности как социально-психологический феномен.
2. Покажите влияние особенностей самоутверждения личности специалиста на его профессиональную деятельность.
3. Какие этапы выделяются в процессе самоутверждения личности? Раскройте их содержание.
4. Как взаимосвязаны такие явления, как самоопределение и самоутверждение личности?
5. Какие личностные особенности оказывают заметное влияние на содержание и успешность самоутверждения специалиста?
6. Проанализируйте основные формы самоутверждения личности специалиста.
7. Обоснуйте показатели успешности профессионального самоутверждения специалиста.
8. Раскройте лидерство как одну из активных форм самоутверждения личности.
9. Проанализируйте основные формы пассивного самоутверждения личности.
10. Раскройте понимание авторитета как социально-психологического феномена.
11. Каковы взаимосвязи авторитета и самоутверждения личности?
12. Что вы понимаете под объективной стороной авторитета?
13. Обоснуйте психологические предпосылки высокого профессионального авторитета специалиста.
14. Проанализируйте основные свойства авторитета как социально-психологического феномена.
15. Дайте характеристику основных форм ложного авторитета специалиста.
16. Обоснуйте основные пути завоевания профессионального авторитета специалистом.
ГЛАВА 27. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
Данная проблема имеет особую актуальность, что обусловлено по крайней мере тремя обстоятельствами.
Первое связано с общей тенденцией нарастания социальной напряженности в обществе, актуализацией индивидуалистической психологии, резким ухудшением воспитательной работы с подрастающим поколением и другими объективного характера обстоятельствами.
Углубляются процессы социальной дифференциации, стратификации нашего общества, ухудшаются условия жизни и деятельности большинства населения, снижается социальная и психологическая защищенность личности и, как следствие всего этого значительное нарастание психической напряженности людей, их конфликтности, агрессивности.
Происходит эскалация конфликтных отношений во всех сферах жизни и деятельности людей: в семье, на производстве, в сфере политики, этнических и религиозных отношений.
Второе вытекает из особенностей профессиональной деятельности, которая сама по себе часто имеет для человека повышенно-стрессовый и даже экстремальный характер: значительное сокращение рабочих мест, безработица, размытость и несовершенство юридических норм, регламентирующих трудовые отношения. Это нередко проявляется в самоуправстве руководителей и провоцирует конфликтные отношения. Более 15 % рабочего времени на производстве уходит на конфликты и их разрешение.
Третье: проблема конфликтов и конфликтных отношений — это и проблема здоровья человека, здоровья и психического и физического. Следствием многих конфликтов является ухудшение здоровья участвующих в них сторон.
Общий вывод таков: конфликты являются жизненной реальностью, и их значение для людей возрастает в социальной, профессиональной и бытовой сферах жизнедеятельности. А поэтому современному специалисту важна подготовленность и в области конфликтологии, в области психологии конфликтных отношений, их профилактики и регулирования.
Психологическую науку интересуют прежде всего три разновидности конфликтов, связанных с личностью:
внутриличностные;
межличностные;
между личностью и социальной средой.
При этом предметом выступают и психологические аспекты политических, экономических, этнических, религиозных и других социальных конфликтов.
Под конфликтом в психологии понимают столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями.
Внутриличностные конфликты выступают следствием и порождением амбивалентных стремлений субъекта, личности. Эти конфликты могут возникать в связи с разными обстоятельствами, но чаще всего при наличии противоречий личности:
а) между уровнем ее информированности о своих возможностях, обстановке в социальной и профессиональной среде, о ДРУ"
гих обстоятельствах и событиях и реальным уровнем информации обо всем этом;
б) между потребностями и возможностями личностного развития человека;
в) противоречия, связанные с уровнем психического здоровья человека;
г) между уровнем развития человека, его потребностями, интересами и возрастной нормой и т.д.
Разрешением этих конфликтов и оказанием психологической помощи людям занимается практическая психология.
Социальную психологию в первую очередь интересуют межличностные конфликты и соответствующие отношения в контактной социальной среде, в малых социальных группах.
Под межличностным конфликтом понимается процесс разрешения возникающих между людьми противоречий по вопросам личной или служебной жизни и деятельности, происходящий в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся отрицательными эмоциональными состояниями.
Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. Межличностный конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия (А. Я. Анцупов).
Конфликт как социально-психологический феномен включает в себя следующие элементы:
предмет конфликта — проблема, по поводу которой он возникает;
конфликтную ситуацию, в которой выражаются характер и степень противоречия;
участников конфликта, преследующих свои цели и стремящихся эти цели реализовать через конфликт;
повод к столкновению сторон;
инцидент как действия сторон по взаимному противостоянию в тех или иных формах;
средства и способы их использования конфликтующими сторонами;
условия, в которых возникает и протекает конфликт.
При анализе конкретного конфликта необходимо выявить все эти элементы и их характеристики, а также его инициаторов, причины.