V. Выполнение упражнений по развитию мелкой моторики. VI. Итог. Скажем спасибо Ослику Иа за гостеприимство, С каким новым звуком вы познакомились, будучи у него в гостях'?
VI. Итог. Скажем спасибо Ослику Иа за гостеприимство, С каким новым звуком вы познакомились, будучи у него в гостях'? Что вы хотите сказать на прощание?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 14
Грамота. Звук [И]. Буквы И, и
Цель:
·познакомить детей с буквой И, и;
·'закрепить знание букв А, а; У, у; О, о; правило, когда пишется большая буква;
• упражнять в нахождении места звука [и] в слове (начало, середина, конец) подборе картинки к схеме слова;
• упражнять в звуко-буквенном анализе слов, делении слов на слоги, нахождении ударного слога;
·учить читать слоги и слова с изучаемой буквой;
·закрепить умение составлять предложения по картинкам, используя схему предложения:
• развивать слуховое внимание, связную речь. Внимание, память, мелкую моторику;
• воспитывать активность, самостоятельность.
Ход занятия
1. Упражнения на расслабление (релаксация). «'Заводные игрушки»
- Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, и в игрушку превратись.
Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, 'зайку, играющего на барабане, и веселого Петрушку. Завод кончился. Дети застывают в определенной позе.
Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем- туловище. Вас снова завели. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.
В слове игрушки есть звук, который встречается два раза, Это звук И . Мы продолжаем знакомство с этим 'звуком и узнаем, какой буквой обозначается звук [И].
II. Послушайте стихотворение о гласных звуках:
Гласные песенку звонкую тянут и-и-и.
Могут 'заплакать - 0-0-0 и застонать _ у_у_у_у.
Могут качать в колыбели Аленку - а-а-а.
Могут, как эхо, в лесу закричать: «Ау! Ау!»
Легко летят они в высоту- а-и-о-у!
Повторение детьми звукового ряда - а-о-у-и.
III. Выделение звука. Рассмотрите картинки с предметами, в названии которых есть звук [и]. Где слышится звук [и] - в начале, середине или в конце слова? Соедините со схемой. Про какой предмет можно сказать: « ... детям не игрушка?» (Про иглу) Ну-ка замените в слове игла один звук на другой, и получится ... (игра). Вот с этим можно играть. А вы любите пазлы? Значит, поиграем.
А пока, давайте вспомним.
2. Характеристика звука. Звук [и] какой? (Гласный) Какие гласные мы уже знаем? (а, у, о, и)
3. 'Знакомство с буквами И, и. Звук [и] имеет свой знак - букву. Демонстрируется строчная и заглавная буквы и И. Чем они различаются? Послушайте, стихотворение о букве И.
Молоток я раздобыл.
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
-Три! - А какая буква? - И.
(Е. Тарлапан)
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5.Чтение слогов, слов, предложений с изучаемой буквой. У
IV. Графические упражнения.
Устанавливается, что 'заглавная и строчная буквы И, и похожи между собой. Дети выкладывают букву И из трех счетных палочек. Обращается внимание на положение среднего элемента буквы - слева вверх направо.
V. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 15
Грамота. Звук [ы]. Буквы Ы, ы
Цель:
· упражнять детей в произношении звука [ы [;
· познакомить с буквой Ы;
· упражнять в определении позиции звука [ы] в слове (середина, конец), подборе слов к схеме:
· продолжать учить проводить звуко-буквенный анализ слов;
· совершенствовать навык деления слов на слоги: нахождения ударного слога и ударного звука (буквы);
· учить читать слоги и слова с буквой Ы и всеми изученными гласными буквами;
· продолжать знакомить, с многозначностью слов (мышь.);
· учить образовывать прилагательные по нахождению и назначению предмета (часы: наручные, уличные, напольные, настенные, настольные);
· развивать, фонематический слух, внимание, память мелкую моторику;
· воспитывать выдержку, самостоятельность, активность .
Ход урока
1. Давайтесделаем разминку (или «гимнастику» для ума)
1. Что значит «слова звучат»? (Они состоят из звуков.)
2. Какие бывают звуки? (Неречевые (окружающего мира) и речевые, которые произносит человек.)
З. Какие 'звуки называются «гласные»? (Звуки, которые можно протянуть и петь.)
4. Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.)
5. Какие гласные буквы вы уже знаете? (Буквы а, у, о, и)
6. Какие звуки они обозначают? (Буква А звук [а] и т.д.)
Повторим эти буквы.
II.Ну вот, теперь мы можем приступать к изучению нового звука и новой буквы, а какой, вы узнаете, выполнив задание. Посмотрите на картинки. Кто здесь лишний и почему? (Мышка. Собака, кошка, баран - домашние животные, а мышка нет. Она не приносит пользу.) Сделаем звуковой анализ слова -мышка», и назовем ударный 'звук (мы-ышка).