Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий по педагогике для обучающихся.
Семинар (от лат. Seminarium) – «рассадник» (знаний), «теплица»), одна из основных форм аудиторных учебно-практических занятий обучающихся образовательной организации высшего образования.
Семинарское занятие– это
– форма учебно-практичских занятий в высшей школе, которая представляет собой групповое сотрудничество преподавателя и обучающихся по обсуждению проблемы, темы под непосредственным руководством преподавателя;
– форма самостоятельного изучения обучающимися по заданию педагога отдельных вопросов и тем лекционного курса с последующим оформлением материала в виде реферата, доклада и др;
– специфическая форма организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает творческое изучение программного материала, при которой обучающиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара, реализуется общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у обучающихся. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления обучающихся.
Подготовка обучающихся к семинарскому занятию предполагает:
1) изучение текста лекции, плана семинарского занятия, рекомендованной литературы к нему, соотнесение полученной информации с собственными мыслями, чувствами;
2) выделение проблемных вопросов; их анализ и оценка с новых, уже не житейских, а научных позиций;
3) конспектирование основных положений по каждому вопросу предлагаемого плана, проясняющих его сущность;
4) демонстрирование, как кратко изложенное в учебнике важное теоретическое положение раскрывается более подробно в научных трудах учёных;
5) формулирование собственной точки зрения и её запись с учётом выделеных проблемных дискуссионых вопросов, отражающих понимание выписанных положений применительно к будущей профессиональной деятельности и повседневной практики;
6) письменное обобщение по каждому вопросу плана (вывод).
Следует отметить, что план семинарских занятий, выдаваемый обучающимся до их проведения, служит основным методическим документом для организации их самостоятельной работы. Заблаговременная выдача плана семинара – залог успешной подготовки к нему каждого обучающегося. Если же к этому времени в лекции была поставлена рассматриваемая проблема, создана проблемная ситуация, вызван интерес, то это будет значительно активизировать подготовку обучающихся к очередному занятию.
Поэтомупроцесс подготовки обучающихся к семинару целесообразно структурировать таким образом:
1) Первый этап – постановка темы, цели и вопросов. На основе этого каждому обучающемуся следует определить свою роль и задачу на семинаре (подготовка реферата, выступления или доклада), объем и порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуются источники по каждому вопросу, какой материал подготовить для обоснования, какие дополнительные материалы можно будет привлечь, где их найти.
2) Второй этап – сбор рекомендуемой литературы и ознакомление с ней.
3) Третий этап – глубокое изучение источников.
4) Четвертый (заключительный) этап – углубленная работа с конспектом: еще раз внимательно прочитать конспект, произвести его разметку (подчеркнуть и т.п.), составить план выступления.
При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы с текстом:
1) Внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное, используя словари, справочную литературу.
2) Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию.
3) Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.
4) Еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.
5) На основе изученных источников и литературы подготовьте тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.
В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.
Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.
Конспект составляется в следующей последовательности:
1) После ознакомления с первоисточником составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы.
2) Конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана.
3) Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.
Можно порекомендовать следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
1) План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
2) Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
3) Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
4) Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить обучающимся алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
Обычно в качестве тем для докладов и рефератов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение обучающимися. Поэтому доклады, сделанные обучающимися на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения обучающихся самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Подготовка доклада, реферата требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшею пользу, если будет включать с себя следующие этапы:
1) изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
2) анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положении;
3) обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
4) написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
На усмотрение автора в реферате могут быть разработаны отдельные тематические главы, параграфы, в которых анализируется соответствующая литература. Каждая глава содержит область выводов и переходный (логический) «мостик» к следующей главе. А общие выводы в конце реферата являются суммой выводов отдельных глав.
Реферат по педагогике оценивается по следующим критериям: 1) степень самостоятельности обучающегося при подготовке реферата, изложении вопросов; 2) умение связать теоретические положения с современной жизнью.
Форма изложения материала может быть строго последовательной, целостной, выборочной или этюдной.
Строго последовательное изложение - это неторопливое освещение замыслов и идей в том порядке, который установлен по заранее избранной композиции. При этом сначала, как правило, разрабатывается подробный многоструктурный план. Затем строго по плану пишется весь текст. В этом случае самое трудное - план, потому что в нем закладывается логика изложения материала. Данная форма обеспечивает строгость, стройность, логичность передачи сведений.
При целостном изложении материала сначала текст пишется в самом общем виде, без отшлифовки деталей, затем создается чистовой вариант. Этот способ экономичен по времени, но требует хорошего знания источников, в которых освещается данная тема.
При выборочном изложении сначала оформляются выводы, затем введение или тематические разделы. Здесь самое трудное - логическая увязка фрагментов. Этот способ работы создает атмосферу относительной свободы и позволяет тщательно проработать выводы, темы, разделы.
Этюдный метод работы предполагает грубые наброски в виде отдельных, не связанных предложений, фактов, примеров, изречений, цитат, затем черновик, и, наконец, окончательный вариант. Главное здесь - накопление материала по рассматриваемой теме или проблеме и его систематизация.
Требования к структуре реферата.Построение реферата, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т. п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т. п.
Оглавление (содержание) – перечисляются названия глав, параграфов, подпунктов с номерами страниц, на которых они начинаются.
Введение (1-2 страницы) – оговаривается значение и актуальность предложенной темы, степень её разработанности, история вопроса, цель и задачи работы, пути их решения.
В основной части раскрывается содержание темы, анализируются источники информации, проводится анализ фактических и статистических материалов, приводятся методики и результаты исследования. В конце каждой главы делаются выводы.
Выводы (1 страница) – обобщаются основные идеи, систематизируются выводы, которые сделаны в каждой главе, подводятся итоги работы на основе поставленных целей и задач во введении работы.
Список литературы в реферате имеет важное значение: он отражает степень разработанности темы в литературе.
Список литературы можно составлять составлять: 1) по алфавиту авторов или названий статей; 2) в хронологическом или обратно - хронологическом порядке; 3) по тематическому принципу.
Общие правила библиографического описания предусматривают необходимый минимум сведений, который позволяет безошибочно отыскать книгу или статью (обязательные элементы описания): фамилия автора, заглавие, подзаголовочные данные, выходные данные (место издания, наименование издающего органа, год издания, страницы).
Список литературы желательно оформлять в алфавитном порядке, сначала публикации на русском языке, затем – иностранные, в конце – другие источники (ссылки на сайты в Интернете). Необходимо соблюдение соответствия ссылок в работе и нумерации в списке литературы.
Требования к оформлению реферата. Общие требования к реферату: точность и объективность в передаче информации из литературного источника, основной мысли автора (не относить к авторским собственные мысли); полнота отражения тех элементов содержания, которые раскрывают тему реферата; доступность и ясность изложения; реферат должен содержать и концепцию авторов литературных источников, и концепцию автора реферата.
Реферат оформляется на листах формата А4, в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт, с полуторным интервалом и полями: левое – 3 см, правое, верхнее, нижнее – 1,5 см. Страницы работы нумеруются начиная с оглавления (номер на станице оглавления не ставится), внизу или сверху листа по центру.
По объёму работа должна быть не менее 10 страниц и не более 20 страниц. Каждая новая глава начинается с новой страницы, отступ от последнего абзаца параграфа до названия следующего параграфа не более 1,5 см.
На титульном листе указывается название темы, фамилия, имя и отчество исполнителя, преподавателя, группа.
Таблицы, графики, рисунки, приложение и список литературы оформляются соответственно установленным требованиям.
При использовании статистических данных даются ссылки на источники информации. Высказывания, не принадлежащие исполнителю работы и не являющиеся общепринятыми, следует сопровождать ссылками на автора, которому они принадлежат. Ссылки – указание на номер источника в списке литературы, например [5, стр. 56] – это означает, что цитата взята со страницы 56 из источника, стоящего под номером 5 в списке литературы.
Требования к выступлению обучающихся на семинарском занятии.Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам обучающихся. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.
Обязательным требованием к выступающему, особенно в начале семинарского курса, является зачитывание плана выступления, доклада, реферата. Опыт показывает, что многие обучающиеся, содержательно выступив по какому-либо вопросу, часто затрудняются сжато изложить основные положения своего доклада. На первых семинарских занятиях многие обучающиеся не могут четко планировать выступления. Иногда обучающийся при подготовке к семинару составляет план не в начале работы, а уже после того, как выступление им написано. В таких случаях выступление обычно представляет собой почти дословное воспроизведение фрагментов из учебных пособий без глубокого их осмысления.
В определенной ситуации можно рекомендовать обучающемуся осветить лишь один или два пункта его доклада, что формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту переориентировки. Руководителю же семинара это позволяет предотвращать повторения, выделять главное, экономить время.
Важнейшие требования к выступлениям обучающихся — самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности обучающегося, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара.
Выступление обучающегося должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Перечень требований к структуре и последовательности выступления обучающегося примерно таков:
1) Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
2) Раскрытие сущности проблемы.
3) Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Разумеется, обучающийся не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность. Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными».
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, не сводиться к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта.
Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом обучающийся может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения педагогической действителности, семейные воспитательные ситуации из т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Таким образом, на семинарских занятиях обучающийся должен принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара; внимательно следить за выступлениями; уметь вести полемику с оппонентами.
Критерии оценивания выступления обучающихся на семинарском занятии по педагогике включают: полноту и содержательность, логичность, убедительность, точность использования педагогической терминологии; иллюстрация примерами, обобщение (вывод); определение значимости для последующей профессиональной деятельности; владение вниманием аудитории.
Успешное усвоение курса педагогики в ходе семинарских занятий позволит обучающимся в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой, принимать активное участие в проводимых научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах по педагогике.