Значение ситуативно-делового общения для общего психического развития ребенка

Общение со взрослыми влияет на ведущую деятельность: в ходе его ребенок усваивает новые и все более сложные действия. С помощью показа, поддержки, подсказки, участия взрослого он овладевает культурными способами обращения с предметами, усваивает смыслы и операционально-техническую сторону предметно-орудийных действий. Сотрудничество со взрослым является главным, решающим психологическим условием формирования предметной деятельности ребенка.

В совместной деятельности со взрослым складываются > предпосылки сюжетной игры, развивается процессуальная игра. Взрослый открывает ребенку мир условного использования предметов, показывает ему первые игровые действия, предлагает игровые сюжеты, учит пользоваться предметами-заместителями. В процессе такого взаимодействия возникают зачатки ролевого поведения ребенка, закладываются основы будущей сюжетно-ролевой игры.

Общение со взрослыми оказывает решающее влияние на возникновение и развитие речи детей. Речь рождается из потребности в общении, в целях общения и в условиях общения. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая коммуникативная задача — понять обращенную к нему речь и дать на нее вербальный ответ. Именно взрослый создает для ребенка практическую необходимость усвоить и актуализировать связь между предметом и его словесным обозначением. В процессе ситуативно-делового общения у ребенка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. В сотрудничестве со взрослым развивается речевое мышление ребенка, позволяющее ему выходить за пределы частной ситуации «на простор широкой познавательной деятельности» *.

Общение со взрослыми является одним из решающих факторов развития личности и самосознания ребенка. Опыт ситуативно-делового общения влияет на развитие у ребенка представления о себе и своих возможностях. Под влиянием

1 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997. С.282.

совместной и индивидуальной предметной деятельности происходит дифференциация общей и конкретной самооценки. Благоприятный опыт личностно-ориентированного сотрудничества со взрослыми стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в деятельности.

В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки перехода на новый, более высокий уровень общения — внеситуативно-познавательное общение, которое зарождается в период, когда ребенок овладевает активной речью и начинает задавать старшим вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное взрослым в книжках. Его уже не удовлетворяют одни лишь практические способы познания, поэтому он начинает инициировать чисто познавательное, «теоретическое» общение, в ходе которого взрослый выступает источником знаний о внеситуативных объектах, с которыми ребенок не может взаимодействовать непосредственно, изучать их с помощью исследовательских действий. Единственным реальным путем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир является общение с окружающими взрослыми. Возникновение новой формы общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребенка — появление у него потребности в уважительном отношении со стороны взрослых к его стремлению к познанию, в признании за ним права задавать вопросы и получать серьезные ответы, иметь свое мнение.

Наиболее яркие доказательства влияния общения на психическое развитие ребенка психологи находят в домах ребенка. Практически по всем направлениям развития у воспитанников этих учреждений наблюдается та или иная степень отставания. И дело не только в том, что в дома ребенка часто поступают дети, отягощенные плохой наследственностью и болезнями. Опыт усыновления детей показывает, что как только малыши из дома ребенка попадают в семью, у них достаточно быстро происходит компенсация отставания в психическом развитии. В многочисленных исследованиях доказано, что основная причина задержек в развитии воспитанников домов ребенка кроется в неадекватно построенном общении персонала с детьми. Особенно ярко отставание про-

78 II- Особенности развития ребенка раннего возраста

5. Развитие речи 79



является в развитии тех видов деятельности и таких качеств личности, которые требуют для своего формирования индивидуального, личностного подхода к ребенку. Известно, что дети из домов ребенка опережают своих сверстников по уровню овладения бытовыми навыками: они лучше пользуются ложкой, быстрее одеваются, приучаются к туалету и пр. Подобные действия нетрудно сформировать путем «натаскивания» ребенка. Что же касается таких фундаментальных для детского развития видов активности, как общение со взрослым, познавательная деятельность, творческая игра, то по уровню их развития воспитанники домов ребенка значительно отстают от своих сверстников из семьи.

Особенно заметно отставание в личностном развитии детей в домах ребенка. Малыш, растущий в благоприятных условиях семейного воспитания, любознателен, открыт и доброжелателен по отношению к окружающему миру, инициативен и в предметной деятельности, и в общении. Он упорно ищет внимания взрослых, охотно откликается на их инициативу, настойчиво добивается своей цели, активно заявляет о своем Я. Его сверстник, воспитывающийся в доме ребенка, как правило, апатичен, безынициативен, часто равнодушен к окружающим, у него не сформированы привязанности ни к взрослым, ни к сверстникам, он мало чувствителен к оценке взрослого, плохо дифференцирует положительную и отрицательную оценки, что отражается на качестве его предметной деятельности и на развитии речи, приводя к их задержкам.

В то же время практика коррекционной работы с такими детьми показывает, что отклонения в их психическом и личностном развитии, возникшие на ранних ступенях онтогенеза, не являются фатальными и преодолеваются при условии организации такой педагогической работы, в центре которой стоит формирование адекватного возрасту ребенка общения со взрослым и расширение его опыта взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром.

Итоги

В раннем возрасте основной формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-деловое общение. Для него характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Ведущими являются «деловые» мотивы. Взрослый выступает для

ребенка как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Основными коммуникативными средствами здесь являются предметно-практические действия и речь.

Наряду с ситуативно-деловым общением сохраняет важное значение и продолжает развиваться сложившееся ранее ситуативно-личностное общение. На основе их к концу раннего возраста начинает складываться внеситуативно-познавательная форма общения.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «общение».

2. Чем общение отличается от воздействия и взаимодействия?

3. Охарактеризуйте основные параметры общения в раннем возрасте.

4. Дайте определение понятия «сотрудничество».

5. Каково значение ситуативно-делового общения для психического развития ребенка?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

О

дним из важнейших событий в психическом развитии ребенка раннего возраста является появление активной речи. Возникает она не сразу, истоки ее закладываются в младенчестве. В своем развитии речь проходит несколько этапов.

Первый этап — подготовительный или довербальный. В рамках его на первом году жизни ребенка складывается устойчивое избирательное отношение к речевым звукам, исходящим от взрослого, предпочтительное выделение их из других звуковых воздействий. Одновременно происходит формирование избирательной чувствительности к характеристикам речевых звуков — фонематический слух. Развитие фонематического слуха и интереса к речи взрослых являются основными предпосылками возникновения у ребенка в конце первого года жизни пассивной речи или понимания речи окружающих.

Второй этап — переходный, или этап возникновенияречи. В рамках его происходит интенсивное развитие понимания де-

80 II- Особенности развития ребенка раннего возраста

5. Развитие речи



тьми речи окружающих и овладение активной речью — приобретение ребенком способности самому использовать речь в общении с другими людьми и прежде всего со взрослыми. Это происходит на втором и третьем году жизни. Возникновение речи связано с интенсивным формированием фонематического слуха, овладением речевыми образцами (словами) и стремлением использовать их в общении с окружающими. Уже на втором году жизни дети проявляют более высокую чуткость к фонемам родного языка по сравнению с иностранными. Третий этап — этап речевого общения. Уже в рамках переходного периода развития речи начинается овладение детьми строем родного языка: его лексикой, грамматическими формами и т.п. Их совершенствование составляет основное содержание третьего этапа развития речи.

Значение лепета для появления первых слов ребенка. Как правило, появлению активных слов ребенка предшествует лепет — систематическое повторение согласных и гласных звуков типа «бабабаба», «мамама», «татата» и пр. Лепет отличается двумя особенностями: непроизвольностью произнесения слогов и отсутствием в них какого-либо содержания. Лишь с помощью взрослого происходит переход от бессмысленных звуковых сочетаний к словам, имеющим значение. Как это происходит? Приведем пример.

Ребенок лепечет «бабабаба». Мама улыбается ему, кивает головой, подносит к бабушке, повторяя за ним «ба-ба», показывает на нее. Так взрослый старается преобразовать лепет в слово. Аналогично происходит действие и с другими звукосочетаниями, которые взрослый «переадресовывает» тем или иным предметам, людям, животным. Этот процесс достаточно сложен. Ведь произнося нескончаемое «бабабаба» ребенок действует со звуками непроизвольно, они как бы льются сами собой. Но чтобы специально произнести слово «баба», необходим определенный уровень произвольности. Таким образом, лепет не переходит прямо и непосредственно в речь. Значение его состоит в том, что он является своеобразной артикуляционной и интонационной тренировкой, подготавливающей появление активной речи.

Сроки появления ее, темп и характер развития во многом индивидуальны. Вместе с тем существуют общие закономерности речевого развития на протяжении раннего возраста.

Наши рекомендации