Оформление школы и учительской
Оформление школы — вопрос педагогический. Нужно отказаться от массы стендов, начисто закрывающих стены коридоров, классов, учительской. И дело не только в эстетическом воспитании детей. Социологи отмечают, что чрезмерное нагромождение картин, цифр, пропагандистского материала имеют обратное действие: никто не стоит и не читает этих материалов, они не производят впечатления. Еще нередко мы видим наспех сколоченные стенды с цветными картинками, вырезанными, из журналов. Дурной вкус, не достойный современной школы.
Ряд школ выработали определенную систему оформления школы, и она, как нам кажется, сыграла немалую роль в воспитании детей. Прежде всего, на стенах было очень мало разных украшений и стендов. Пусть будет больше воздуха и меньше пыли. Во-вторых, мы обращали
особое внимание на качество исполнения. Пусть меньше, но лучше. В-третьих, оформление носило тематический характер (с учетом возраста и .интереса детей). В-четвертых, соблюдалась периодичность сменяемости материалов. Содержание одних стендов менялось каждую четверть, других — раз в месяц, третьих — раз в полугодие. Содержание стендов определялось юбилеями, знаменательными датами, интересными событиями. На первом этаже, где занимались малыши, появились сказки, хорошо оформленные цветными репродукциями. Здесь же был стенд о правилах уличного движения тоже с красочными картинками и юмористическими комментариями.
На 2-м и 3-м этажах было несколько тематических уголков: "В мире науки", "Клуб путешественников", "Юный математик", "Литературный альманах", "Современная живопись" и т.д. Оформление выполняли лучшие художники и умельцы школы, ученики и учителя, привлекались спонсоры, а порой и профессиональные оформители из художественной мастерской.
Оборудование и оформление учительской преследовало одну цель: создать для учителей максимум удобств для работы и отдыха.
Школьная документация
Осуществление функций управления во многом зависит от внедрения строго продуманной внутришкольной информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации руководители школы могут ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечить их практическую реализацию.
Одна из наиболее характерных особенностей управленческой информации в современных условиях — резкое возрастание ее объемов. Но было бы неверно сводить возрастание объемов информационных потоков к объективным причинам. Сказываются субъективные факторы, привычка многих руководителей к "бумажному" стилю руководства, желание побольше собрать сведений про запас, на всякий случай. Большая часть информационных нововведений является излишней, дублирующей сведения, отражаемые официальной документацией первичного учета. В некоторых школах общее количество различных дел,
учетных книг и журналов достигает 80—90 единиц. Неудивительно, что у руководителей таких школ, охваченных бумажной текучкой, постоянно не достает времени на то, чтобы обдумать систему работы, по-настоящему управлять учебно-воспитательным процессом.
Некоторые директора школ в целях "совершенствования" учебно-воспитательного процесса стали требовать от учителей и классных руководителей ежедневных рапортичек об успеваемости и поведении учащихся, сценариев и журнала проведения внеклассных, внешкольных мероприятий, отчетов о походах, соревнованиях, олимпиадах, подробных планов самообразования учителей, конспектов первоисточников, различных сведений о питании, подробных психолого-педагогических характеристик на каждого учащегося и т.д. В школе увеличилось количество планов и отчетов. Это только усложняет работу.
Документы учителя и классного руководителя очень просты: планы уроков и план воспитательной работы на четверть. Для себя учителя могут вести еще другие записи. Планы работы учителей и классных руководителей носят произвольный характер и составляются на основе существующих методических рекомендаций. Тематические планы, как правило, публикуются в методических журналах, и нет надобности требовать от учителя специальных разработок. Поурочный план должен быть у каждого учителя. План воспитательной работы, как показывает опыт, целесообразнее всего составлять на полугодие или учебную четверть. В нем важно предусмотреть тематику классных часов и основные мероприятия по учебной и воспитательной работе с коллективом и отдельными учащимися.
У руководителей школы должны быть индивидуальные тетради посещения уроков и воспитательных мероприятий. Общешкольного контрольного журнала вести не следует, опыт показал его педагогическую несостоятельность: записи ведутся формально, он не удобен для руководителей школ, анализ уроков учителей не всегда этично делать предметом всеобщего обсуждения.
Учебно-педагогическая документация:
— Алфавитная книга записи учащихся.
— Личные дела учащихся.
— Классные журналы.
— Журналы факультативных занятий.
— Журналы групп продленного дня.
— Книга учета бланков и выдачи аттестатов о среднем образовании.
— Книга учета бланков и выдачи свидетельств о базовом образовании.
— Книга учета золотых медалей "За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение".
— Книга учета похвальных грамот "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальных листов "За отличные успехи и примерное поведение".
— Книга учета личного состава педагогических работников школы.
— Книга приказов по школе.
— Книга учета и движения детей школьного возраста с 6 до 16 лет включительно;
— Ведомость выдачи учащимся свидетельств о получении ими специальности.
— Журнал учета пропущенных и замещенных уроков.
— Книга протоколов педагогического совета школы.
— Копии актов о результатах инспекторских проверок работы школы.
— Книга замечаний и предложений инспектирующих лиц, копии статистических отчетов школы.
— Книга регистрации входящей и исходящей корреспонденции.
Финансово-хозяйственная документация:
— Технический паспорт школы.
— Инвентарные списки основных средств.
— Книга складского учета материалов на нужды учреждения.
— Ведомости выдачи материала на нужды учреждения.
— Ведомость оперативного учета движения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся в эксплуатации.
— Инвентарная книга библиотечного фонда школы.
— Акты списания материальных ценностей.
В делах школы должны находиться тарификационный список учителей и действующее штатное расписание. Виды отчетности:
— Отчет начальной, базовой девятилетней и средней школы на начало учебного года
— Отчет об успеваемости учащихся начальной, девятилетней и средней школы за учебный год.
628 -"""--
- Отчет начальной, девятилетней и средней школы за учебный год.
— Отчет начальной, девятилетней и средней школы об интернате при школе (если он имеется).