Техническая подготовленность пловцов
Работа над технической подготовкой пловцов при начальной тренировке является основной, так как в этот период спортивный результат зависит преимущественно от техники спортсмена. Неправильно сформированная техника у начинающих пловцов станет тормозом в их дальнейшей спортивной карьере. Поставить правильную технику движений спортсмену легче, чем изменить неправильно сформированную.
Техническая подготовленность пловцов характеризуется эффективностью и степенью освоения движений спортсмена. Важным компонентом технической подготовленности является объем и разносторонность специфических для плавания двигательньк навыков.
Основным показателем технической подготовленностиявляется эффективность техники пловца. Для ее оценки используется визуальное сопоставление тренером техники пловца с требованиями рациональной техники спортивных способов плавания (см. главу 3). Пловец повторно проплывает короткие отрезки, а тренер оценивает качество выполнения отдельных элементов техники (положение тела и движения ногами, движения руками и дыхание, общее согласование движений).
Итоговая оценка технической подготовленности выставляется по пятибалльной шкале, руководствуясь следующими критериями [Л.П. Макаренко, 1983]:
5 баллов - пловец правильно выполняет все элементы техники (положение тела в воде обтекаемое и уравновешенное; гребки руками эффективные, продвижение вперед от гребков отличное; ноги выполняют движения правильно и помогают движениям руками; дыхание ритмичное, вдох выполняется своевременно; в целом движения можно охарактеризовать как непринужденные, свободные);
4 балла - у пловца отмечаются небольшие ошибки в выполнении отдельных элементов движений или в их согласовании — при хорошем продвижении вперед, отсутствии напряженности и скованности;
3 балла — у пловца отмечаются существенные ошибки в выполнении отдельных элементов техники или в их согласовании; продвижение вперед с помощью гребков — среднее по величине; заметна излишняя мышечная напряженность;
2 балла — пловец выполняет отдельные элементы техники с грубыми ошибками; движения скованные, продвижение вперед неэффективное;
1 балл — пловец не проплывает до конца контрольный отрезок или нарушает правила соревнований, регламентирующие плавание данным способом.
Для оценки эффективности технической подготовленности может быть использован так называемый относительный шаг пловца. Это расчетный показатель, равный отношению фактической длины шага пловца при плавании (частное отделения длины проплываемого отрезка на количество гребков) к его геометрическому шагу (длина руки, умноженная на 4 в кроле и на 2 — в брассе и дельфине). Чем выше относительный шаг пловца, тем выше эффективность его техники.
Немаловажным критерием технической подготовленности пловцов является степень освоения техники, которая выражается в умении спортсмена не снижать эффективность техники при внешних (условия соревнований, действия соперников) и внутренних (изменение эмоционального состояния, нарастающее утомление) сбивающих факторах. Чем выше степень освоения техники движений пловца, тем выше его способность к сохранению оптимальных величин соревновательного темпа и длины шага на протяжении всей дистанции в условиях нарастающего утомления. Степень освоения техники проявляется в процессе игр, эстафетного плавания, соревнований. Критериями ее оценки являются устойчивость освоения основных элементов техники при изменении состояния пловца, сохранение двигательных умений после перерыва в тренировке.
Средства и методы технической подготовки. Основными средствами технической подготовки пловцов являются упражнения для изучения техники спортивного плавания и совершенствования в ней (см. главы 5 и 6).
Работа над технической подготовленностью пловца должна проводиться в начале тренировки. При утомлении начинают появляться ошибки в плохо освоенном движении. В этом случае необходимо прекратить выполнение упражнения, чтобы не сформировался неправильный навык.
Совершенствование техники спортивных способов плавания проводится в следующих основных направлениях:
1. Совершенствование обтекаемого положения тела, уменьшающего сопротивление воды.
2. Постановка эффективных гребковых движений, обеспечивающих мощные тяговые усилия и хорошее продвижение пловца.
3. Постановка дыхания с коротким и энергичным вдохом, строго подчиненного ритму плавательных движений.
4. Улучшение общего согласования движений.
5. Устранение излишнего напряжения мышц и скованности движений, повышение экономичности техники.
Основой для хорошей техники является умение:
поддерживать обтекаемое, уравновешенное положение тела с оптимальным углом атаки и эффективными движениями ногами;
выполнять рациональный гребок руками в согласовании с дыханием и общее согласование движений.
Мощный и эффективный гребок обеспечивается рациональной траекторией движений, которая зависит от подвижности в суставах и силы мышц.
Как уже говорилось, при технической подготовке юных пловцов используются: метод словесного воздействия (сообщение о технике движений, об ошибках, оценка отдельных параметров техники тренером), метод наглядного воздействия (показ техники движений квалифицированным пловцом, схемы движений, видеофильмы), практические методы (метод упражнений) (см. главу 5, раздел 5.2).
Для совершенствования техники плавания применяются специальные комплексы упражнений. Чаще всего они составляются на основе какого-то одного способа плавания и включают плавание по элементам, со связками элементов и в полной координации. Обычно это серии повторений коротких отрезков. Особое внимание следует уделять развитию специализированных восприятий пловцов — «чувства воды», «чувства времени», «чувства темпа». Для этого применяют проплывание серии отрезков по 25—50 м:
1) с постепенным уменьшением количества гребков (т.е. увеличением шага);
2) с постоянным сокращением времени проплывания отрезка на 0,5—1 с;
3) с увеличением темпа;
4) с переходом от максимального темпа к оптимальному.
Эти приемы можно сочетать в одном упражнении (например, 25 м в максимальном темпе + 25 м в оптимальном темпе с увеличенным шагом).