Лингвокультурное поле «вуз» в языковой картине мира студентов-первокурсников
Л.В. Эбель
Костанайский филиал ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Научный руководитель: О.В. Свиркович, старший преподаватель
Характеризуя состояние современной науки, нельзя не упомянуть среди конкретных тенденций, определяющих вектор её развития, интеграцию отдельных отраслей знаний и, как результат, образование новейших дисциплин на стыке наук. В лингвистике с установлением господства антропоцентрической парадигмы возникли психолингвистика, этнолингвистика, лингвоконцептология и т.д. Интерес к проблеме взаимосвязи языка и культуры способствовал формированию новой интегрированной отрасли языкознания – лингвокультурологии. Объектом описания лингвокультурологии становятся концепты как единицы коллективного сознания, имеющие языковое выражение, отмеченные этнокультурной спецификой [2, c. 6] и составляющие основу языковой картины мира. Специфическим методом исследования вербально выраженных концептов в языковой картине мира является полевый подход. Лингвокультурное поле – совокупность единиц, отражающих соответствующий фрагмент культуры и объединенных общим содержанием [1, c. 14].
В данной статье представлены результаты исследования, объектом которого мы рассматриваем лингвокультурное поле как явление культурологической лингвистики, предметом – сущностные характеристики лингвокультурного поля «вуз», его понятийную составляющую.
Цель нашей работы заключается в исследовании сущностных характеристик лингвокультурного поля «вуз» в восприятии студентов первого курса Костанайского филиала Челябинского государственного университета.
Для того чтобы реализовать обозначенную цель, мы провели эксперимент. Участникам было предложено сформировать лингвокультурное поле, ядром которого станет понятие «вуз». В общей сложности было опрошено 55 студентов.
Несмотря на условия, озвученные в нашем эксперименте, 5% респондентов вместо выведенной в ядро лексемы «вуз», включили номинацию «КФ ЧелГУ», т.е. конкретизировали исходное понятие.
В ходе анализа центра лингвокультурного поля «вуз» выяснялось, что единицы, включенные в него, находятся в парадигматических отношениях, т.е. являются синонимами (университет, институт, академия). Рассмотрев толкование данных лингвокультурем, мы пришли к выводу, что наиболее широким определением обладает лексема «вуз», т. к. более универсальна в сравнении с синонимами. В одном из бланков в центре мы выявили жаргонную реалему «шарага». Можно предположить, что, включая это слово в центр лингвокультурного поля, респондент имел в виду «учреждение, занимающееся чем-либо ненужным». Подобная презрительная номинация достаточно часто встречается в речи студентов.
Следующим шагом была обработка информации, содержащейся в периферии лингвокультурного поля. Анализ парадигматических отношений лингвокультурем позволил объединить их в группы на основе концептуальных признаков. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Концептуальные признаки лингвокультурного поля «вуз»
№ | Концептуальные признаки | Количество контекстов |
Помещения вуза: учебная часть, аудитории, спортзал, библиотека, столовая, гардероб, вахта, общага, кафедра, коридоры, научная лаборатория. | ||
Сотрудники вуза: преподаватели, охрана, технички, вахтерши, библиотекарь. | ||
Должности в вузе: директор, доцент, ректор, декан, заведующий кафедрой, лаборант, куратор, профессор, доктор наук. | ||
Учащиеся: студенты, абитуриенты, филологи, юристы, экономисты, менеджеры, лингвисты. | ||
Система подготовки и обучения: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, очное обучение, заочное обучение. | ||
Предметы обихода, окружающие студента: стол, стул, парта, компьютер, книга, доска, учебники, тетрадь, ручка, пенал, зеркала. | ||
Документация и учебная деятельность: зачетка, диплом, студенческий билет, читательский билет, срс, УМКД, конспекты, домашнее задание, доклад, презентация, научная работа, анализ, курсовая, дипломная работа, журнал, расписание, учебное пособие. | ||
Занятия в вузе: лекции, практики, семинар, семестр, блок, сессия, экзамен, тесты, рубежный контроль, пары, уроки, академический час, доп семестр, факультативные курсы. | ||
Внеучебная деятельность: староста, старостат, кружки по интересам, центр досуга, «Делис», танцы, «Ювента», студенческая весна, поездки за рубеж, грамоты, награды, медали, студенческий совет, студенческий театр, сцена, студенческая жизнь, секции, тренировки, репетиции, концерты, дебаты, научная конференция. | ||
Система оценивания: зачет, баллы, оценка, «хвост», неуд. | ||
Учебные дисциплины: естественные науки, гуманитарные, латынь, языкознание, лингвистика, философия, психология. | ||
Постоянное окружение: группа, однокурсники, одногруппники, друзья, подруги, наставник. | ||
Возможности и перспективы: знания, специальность, квалификация, высшее образование, трудоустройство, хорошая работа. | ||
Отдых: перемены, праздники, каникулы, выходные. | ||
Характеристики, присущие студенту вуза: мечта, цель, упорство, лень, труд, активность, волнение, разум, душа, память. | ||
Положительные эмоции: общение, смех, влюблённость, счастье, надежда, веселье, дружелюбие, знакомство, успех, искренность, совершенствование, доброта, понимание, восхищение, любовь, процветание. | ||
Отрицательные эмоции: гнев, обида, огорчение, недруг, конфликты, ссоры, споры, разочарование, неудачи, усталость, нехватка денег, нервы, пересдача, бессонница, сравнение с другой группой, «выскочки». | ||
Сопутствующие ассоциации: пирожки, автобус, остановка, пончик со сгущенкой. | ||
Вуз для студентов: дорога в хорошее будущее, новая жизнь, семья, второй дом. |
Проведенный анализ позволил выявить сущностные характеристики лингвокультурного поля «вуз» в восприятии студентов-первокурсников. Можно предположить, что набор лингвокультурем, полученных в результате эксперимента, связан с фактами реальной действительности: переменами в жизни, связанными с окончанием средней школы и поступлением в высшее учебное заведение, а также занятостью, связанной с учебной и внеучебной деятельностью.
Список использованной литературы
1. Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы) [Текст]: монография / В.В. Воробьев. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. – 331 с.
2. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования [Текст]: монография/ ВолГУ; под общ. ред. проф. С.Г. Воркачева. – Волгоград: ВолГУ, 2007. – 400 с.