Общее определение. Формы обучения в социокультурном контексте
В философии понятие «форма» рассматривается как внутренняя организация содержания, то есть определенная упорядоченность, направленная на достижение совершенства, гармонии.
В социокультурном контексте форма обучения рассматривается как система педагогического взаимодействия участников учебного процесса, направленная на решение определенных целей обучения.
Именно способы взаимодействия в системе «учитель — ученик», в первую очередь, создают предпосылки для учебных достижений учащихся.
Форма обучения как социокультурная характеристика определяет типы учебных заведений и системы организации школ в различные исторические периоды развития культуры.
Исторически первой формой обучения является индивидуальная форма. Вней педагогическое взаимодействие строится как прямая связь между учителем и его учеником (рис. 12).
Рис. 12.Индивидуальная форма обучения
В Средние века в практике монастырских школ сложилась индивидуально-групповая форма обучения.Само название указывает на то, что педагогическое взаимодействие учитель по-прежнему строит с отдельным учеником индивидуально, но обучение происходит в группе (рис. 13).
Рис. 13.Индивидуально-групповая форма обучения
Классно-урочная форма обученияродилась в практике братских школ Чехии в XVI веке и теоретически была обоснована Я. А. Коменским. Педагогическое взаимодействие в классно-урочной форме строится как фронтальное (рис. 14).
Рис. 14.Классно-урочная форма обучения
Для организации обучения в такой форме создаются группы учащихся с постоянным составом — классы — на весь период обучения. Строго определяется время начала и завершения учебного года, продолжительность учебного дня, отдельного занятия. Каждый класс работает по единому годовому плану и программам, учебный день регламентируется расписанием уроков.
Любопытно, что во времена развития массовой школы в Западной Европе (XVIII век) Англия не была знакома с классно-урочной формой обучения, и здесь возникла оригинальная форма фронтального педагогического взаимодействия, ставшая известной под названием Беллланкастерская система(или мониторная система).
Как строится белл-ланкастерская форма обучения?
Вся масса учащихся (а их было всегда несколько сотен) делится на группы по 10 человек, на «десятки». В опыте Белля «десятки» формировались с учетом возраста детей: в одних были пяти-шестилетние, в других — семи-восьмилетние и т. д. Во главе каждой десятки учитель назначал «монитора» из числа более старших и смышленных учеников.
Мангеймская система— еще одна форма обучения, построенная на фронтальном педагогическом взаимодействии учителя с учащимися. Ее автор — Йозеф Антон Зиккингер (1858—1930), немецкий педагог и реформатор школы. Эта система впервые была применена им в школах г. Мангейма, поэтому получила одноименное название (в западной педагогике начала XX века называть педагогические проекты именами мест, где они впервые применялись, было своеобразной традицией).
Й. А. Зиккингер, как и многие его современники, отчетливо осознавал один из главных недостатков массовой классно-урочной формы обучения — ее игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Он предложил, не разрушая основ классно-урочной формы, несколько дифференцировать учебный процесс с учетом различий в умственном развитии учащихся. В каждой учебной параллели школы создавались четыре типа классов с особыми программами и разным сроком обучения:
1) «основные» классы — для детей, имеющих «средние способности»;
2) классы «для малоспособных учащихся»;
3) «вспомогательные» классы для «умственно отсталых детей»;
4) «переходные» классы для наиболее способных учащихся, которые будут продолжать обучение в гимназиях и высшей школе.
Отбор детей в классы осуществлялся на основе психометрических обследований и характеристик учителей. Зиккингер полагал, что учащиеся «малоспособные» и «средних способностей» смогут, освоив программу своего уровня, переходить в классы с более высоким уровнем обучения.
Попытки преодоления кризиса классно-урочной формы обучения в начале XX века вызвали к жизни многочисленные эксперименты, которые выстраивали педагогические «контуры» групповой формы обучения.
Педагогическое взаимодействие в этой форме обучения устанавливается со специально организованной группой учащихся. Группа — не уменьшенная копия класса, а особое социально ориентированное объединение учащихся, построенное на их свободном общении и учебных интересах.
Кооперативная форма обучения.Эта форма обучения строится не только как педагогическое взаимодействие учителя и учащихся, но и как учебное взаимодействие учащихся друг с другом, как их организованное сотрудничество.
Кооперативная форма обучения строится на основе организации учащихся в кооперативные группы. Кооперативная группа может иметь различный состав, и ее размер в значительной мере определяет характер учебного взаимодействия учащихся.
1. Групповая работа в парах (группа из двух человек).
2. Групповая работа в «тройках» (учебная триада).
3. Групповая работа в «четверках» (учебный «квартет»).
4. Групповая работа в «пятерках» (учебные «звездочки»).
Таким образом, в социокультурном контексте форма обучения обусловливается педагогическим взаимодействием следующих видов: