Обстоятельства, исключающие (гл. 9, стст.61-72) участие в процессе судьи, прокурора, следователя, дознавателя и защитника

Судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в производстве (ст. 61):

1) является участником УПР или участвовал в производстве по данному уголовному делу;

2) является близким родственником или родственником любого из участников производства.

3) если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела.

НО: участие в предварительном следствии дознавателя, следователя, прокурора, не является основанием отвода в судебном разбирательстве.

При наличии оснований для отвода лица обязаны устраниться от участия в производстве по УД. Если лица не устранились, отвод им может быть заявлен сторонами защиты и обвинения.

Судья, принимавший участие в рассмотрении в суде первой/второй/надзорной инстанции, не может участвовать в рассмотрении во второй/первой инстанции или в порядке надзора, а равно участвовать в новом рассмотрении уголовного дела.

Судье может быть заявлен отвод участниками УПР до начала судебного следствия или до формирования коллегии присяжных (в случае рассмотрения дела им). В ходе судебного заседания заявление об отводе допускается лишь в случае, когда основание для него ранее не было известно стороне.

· Отвод, заявленный судье, разрешается остальными судьями в отсутствии отводимого (тот может публично объяснить отвод) в совещательной комнате с вынесением определения или постановления.

· Отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается тем же судом в полном составе большинством голосов.

· Отвод, заявленный единоличному судье, разрешается этим же судьей.

В случае удовлетворения заявления об отводе судьи, нескольких судей или всего состава суда УД, ходатайство либо жалоба передаются в производство соответственно другого судьи или другого состава суда.

В первую очередь решается вопрос об отводе судьи, а потом остальных.

Решение об:

· отводе прокурора в ходе досудебного производства принимает вышестоящий прокурор, а в ходе судебного – суд;

· отводе следователя или дознавателя принимает прокурор;

· отводе секретаря судебного заседания принимает суд или председательствующий судья;

· отводе переводчика (ст.69) в ходе досудебного принимает дознаватель, следователь или прокурор, а также суд; в ходе судебного – суд или председательствующий судья. При наличии обстоятельств отвод переводчику м/б заявлен сторонами, а в случае некомпетентности - также свидетелем, экспертом или специалистом.

· отводе эксперта/специалистатак же, как и переводчика, плюс если он находился или находится в зависимости от сторон или их представителей;

Защитник, представитель потерпевшего, гражданского истца/ответчика не вправе участвовать в производстве (отвод как и переводчику), если он:

1) ранее участвовал в производстве в качестве вышеперечисленных;

2) является близким родственником или родственником вышеперечсисленных, принимавших либо принимающих участие в производстве, или лица, интересы которого противоречат интересам участника уголовного судопроизводства, заключившего с ним соглашение об оказании защиты;

3) оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им подозреваемого, обвиняемого либо представляемого им потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Предыдущее участие лица в производстве по данному делу в качестве секретаря/переводчика/эксперта/специалиста не является основанием отвода!

27. Истина в УПР и гарантии её установления.

Истина – знание о событиях, предшествующих преступлению, об обстоятельствах самого преступления (объективная сторона) и всех его последствиях, которое (знание) отражает объективную действительность. Истина д/б объективной, вечной, абсолютной.

Судебная истина(материальная истина) – знания установленные в процессе судебного разбирательства по конкретному УД. Такое знание, в истинности которого должен убедиться сам судья на основе свободной оценки доказательств по своей совести.

В действующем УПК прямо не ставится задача, чтобы устанавливались обстоятельства, необходимые для принятия правильных решений. В нем нет не только упоминания понятия "истина", но нет и ряда гарантий ее установления.

Результатом деятельности субъектов УПР, целью доказывания, является установление истины по УД, т.е. установление объективно имевших место событий в их последовательности.

Именно поэтому законодатель вынужден был в УПК предусмотреть ряд процессуальных правил, направляющих предварительное расследование и судебное разбирательство в русло, которое в конечном счете должно приводить к установлению по каждому уголовному делу того, что издавна называется истиной, правдой. К правилам такого рода относятся, к примеру:

· предписания, определяющие предмет доказывания, который охватывает полно и всесторонне круг обстоятельств, необходимых для правильного разрешения уголовного дела;

· четкие требования, предъявляемые к существу и процессуальной форме доказательств;

· запрет обоснования следственных и судебных решений доказательствами, полученными с нарушением закона;

· обязанность соответствующих органов и должностных лиц выносить решения по внутреннему убеждению, основанному на совокупности относимых, допустимых, достоверных доказательств.

Наши рекомендации