Исполнение музыканта, обладающего развитым вниманием и умеющего управлять им (контроль), отличается следующими особенностями
Внимание и контроль
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Внимание организует психику на многообразие ощущений. С вниманием связаны познавательные процессы, продуктивность мышления, прочность памяти. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.
Функции внимания:
- отбор значимых воздействий и игнорирование несущественных;
Удержание данной деятельности и ее регуляция.
Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.
Непроизвольное в. Возникает без намерения человека что-либо увидеть или услышать, без усилий воли, без заранее поставленной цели. Вызывается неожиданностью и силой раздражителя.
Произвольное в. - целенаправленное сосредоточение сознания, связанное с волевым усилием. Пр-е внимание снижается в расстроенном, возбужденном и утомленном состоянии. От него зависит работоспособность чел-ка.
Постпроизвольное внимание наступает после произвольного, но от него отличается. При первых позитивных результатах деятельности возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, когда ее выполнение уже не требует специальных волевых усилий. Имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности. Например, при исполнении музыкантом с эстрады хорошо выученных произведений, игра или пение с листа, если предварительно сформированы соответствующие навыки.
По направленности на объект различают внимание интеллектуальное (направлено на работу мышления и памяти) и моторное (направлено на движение).
Сосредоточенность внимания зависит: от природных факторов (врожденные способности), от возраста и опыта работы (с годами немного повышается), от состояния нервной системы (при небольших нервно-психических напряжениях повышается – вдохновение, при высоких – понижается).
Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении. Определяется разными причинами: индивидуальными свойствами нервной системы человека, психическим состоянием в данный момент (возбужденностью, заторможенностью…), мотивацией (наличием или отсутствием интереса), внешними обстоятельствами (наличие помех.. при восприятии).
Распределение внимания – возможность одновременного выполнения человеком двух и более видов деятельности. В буквальном смысле виды деятельности не выполняются параллельно. Происходит быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и обратно, что называют переключаемостью внимания. Переключаемость осуществляется как на произвольной, так и на непроизвольной основе. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы (в целом она выше у молодых людей). С возрастом это свойство снижается, зато повышается устойчивость и сосредоточенность внимания.
Внимание и контроль. Произвольное внимание предполагает существование в сознании предваряющего образа действия, на основе которого происходит управление выполняемым действием. В сознании человека происходит сопоставление предваряющего образа с реальным исполнением действия, что является уже контролем (совпадает ли задуманное с тем что произошло в результате выполнения). Контроль - есть система действий, лежащих в основе произвольного внимания, направленная на сопоставление фактического действия с уже имеющимся в сознании образом действия.
В реальной деятельности музыканта-исполнителя контроль выполняется одновременно с деятельностью, и даже может опережать его (опережающий контроль).
Внимание в деятельности музыканта-исполнителя.
Внимание – необходимое условие овладения любым видом деятельности, и особенно музыкальной деятельностью, которая требует особой чуткости, отзывчивости к образным тонкостям художественного текста и нюансам мышечно-моторных движений.
Выдающиеся музыканты отличались от рядовых собратьев не только более высоким уровнем развития музыкальных способностей, но и боле высоким уровнем концентрации внимания и умения контролировать свою деятельность в процессе исполнения.
Исполнение музыканта, обладающего развитым вниманием и умеющего управлять им (контроль), отличается следующими особенностями.