Сущность организационных форм обучения
Способом существования и обнаружения содержания, его организации е форма Формы обучения относятся к деятельностного компонента процесса обучения и поэтому тесно связаны с методами
Форма организации обучения -внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляется в установленном порядке и в определенном режиме
В общих форм организации обучения относятся урочная и внеурочная, в каждой из которых используют фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации учебной работы Критерием такого деления является н не количество учащихся, а характер связей между ними в процессе познавательной деятельностиі.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает совместную деятельность класса для реализации учебных задач Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты Это сп приять формированию доверительных отношений между педагогом и школьниками, устойчивых познавательных интересов Фронтальная форма может быть реализована в процессе проблемного или объяснительно-иллюстративного изложения мат ериалу, выполнения репродуктивных или творческих заданий При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не нацеливаться на абстрактного идеального ученика, предотвращать нивелированию п изнавальних возможностей и уровня сформированности знаний, умений и навыков школьниковярів.
Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач При разделения на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, его учебные возможности для выполнения задачи Количество учащихся в группах должна составлять 3-6 человек Результаты совместной работы в группах по умелого руководства учителя, стимулирование познавательной деятельности детей всегда значительно выше по сравнению с выполнением этой задачи каждым учеником самостоятельно Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ по естественным дисциплинам, формирование навыков устной речи на уроках родного и иностранного языков, уроков трудового обучения для решения ' Обязательства конструктивно-технических задач Однако при организовування групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные ученики иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не мо гут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны учителя, работа в группах во время урока иногда нарушает ритм и четкую организацию занятийаняття.
Индивидуальная форма организации учебной работы предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения Такие задания направлены на работу с пи идручником, учебной и методической литературой, источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии, карты), на решение задач, примеров, организацию наблюдений и эксперимен тов, написание эссе, сочинений, рефератов, докладов Индивидуальную работу часто используют в процессе программированного обучения В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную форм и организации обучения Индивидуальная характеризуется тем, что ученик выполняет общее для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе Индивидуализированная форма спря правленных на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого школьника Важными функциями учителя является стимулирование познавательной деятельно сти, постоянный контроль за выполнением заданий, своевременная помощь в преодолении учебных затруднений Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их зак риплення, формирование умений и навыков, обобщения и повторения учебного материала, контроля знаний Но несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы их недостатком является ограничение общения между уч ниями, взаимопомощи в обучениинавчанні.
Конкретными (специфическими) формами организации обучения являются: урок, практикум, семинарское и факультативное занятие, учебная экскурсия, собеседование, индивидуальная и групповая консультация, кружковая работа а домашняя работа ученики.
Каждая из форм обучения имеет свою структуру, которая отражает упорядоченность всех его элементов, признаков Целесообразность применения определенной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами н учебной роботи.
Классифицируют формы организации обучения по различным критериям:
- по количеству учащихся, участвующих в деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные;
- по месту проведения обучения: школьные (уроки, работа в мастерских, лабораториях, на пришкольном участке) и внешкольные (домашняя работа, экскурсии);
- по длительности обучения: классический урок (45 мин), урок-пара (90 мин);
- за дидактическими целями: формы теоретического обучения (лекция, факультатив, кружок, конференция), формы комбинированного обучения (урок, семинар, домашняя работа, консультация), формы практического обучения я (практикумы, работа в мастерских, на пришкольных участках.
Все организационные формы обучения тесно взаимосвязаны: одни направлены на успешное усвоение учениками знаний (урок, экскурсия), другие обеспечивают творческое применение этих знаний на практике (практикумы, вы иробнича практика.
Выбор форм организации обучения зависит от основных задач образования и воспитания, особенностей содержания предмета, конкретных целей занятия, учебных возможностей учащихся, способов руководства учителем пи изнавальною деятельностью ученики.
За историю развития школы был разработан различные системы обучения: индивидуально-групповой (средневековье), классно-урочную (возникла в XVI-XVII вв), взаимного обучения (белл-ланкастерская, XVIII в), индив видуализованого обучения (дальтон-план, XX вв), лабораторно-бригадного обучения (20-е годы XX века, советская школа), \"план Трампа\" (США, XX вв), метод проектов (XX вроектів (XX ст.).
Индивидуально-групповая формапредусматривает работу учителя с учениками разного возраста, уровня подготовки в условиях аудиторного и внеаудиторной обучения, когда он работает отдельно с учеником и одновременно может обучать группу учащихся через постановку п познавательных задач Эту форму часто применяют в сельских малокомплектных школах, а также при работе со студентами старших курсов в процессе подготовки и написания курсовых и дипломных робет.
Модификацией классно-урочной системы в конце ХУШ - начале XIX в былабелл-ланкастерская система предложенная английским священником А Беллом (1753 - 1832) и педагогом Дж Ланкастером (1776/1778 - 1838) Суть ее заключается во взаимном обучении, когда учитель на начальном этапе учит ограниченную несколько ость (группу) старших учеников, которые, получив соответствующие инструкции, проводят занятия с младшими школьниками При таком подходе педагог может обучать большое количество учеников, но, выигрывая в массовости, уч Ання при такой организации много теряет в качеості.
Система индивидуализированного обучения предусматривает работу учителя с отдельным учеником, часто в домашних условиях В XVIII - XIX вв она была распространена среди богатых слоев общества в процессе семейного воспитания В XX и сейчас индивидуализированное н обучения является формой дополнительной работы с детьми, которые из-за болезни не могут посещать аудиторные занятия Наибольшее распространение индивидуализированное обучение получило в начале XX в в ь н дальтон-плане Эта система основана на таких идеях: самостоятельное распределение учащимися времени и порядка учебной работы при консультационной помощи учителя, гибкая система организации и учета индивидуального продвижения в чня по результатам выполнения задач В этой форме сочетались индивидуализация режима и содержания учебной работы с деятельностью учащихся в малых непостоянных по составу учебных группаних групах.
Лабораторно-бригадное обучение широко использовали в 20-х годах XX века в советской средней и высшей школе как альтернативу классно-урочной системе Организация такой работы основана на создании бригад, которые работали во главе с бригадиром над выполнением учебных заданий от двух недель до месяца Лабораторно-бригадное обучение сочетает в себе коллективную работу бригады с индивидуальной работой каждого ученика Содержание этой работы п ередбачае ее планирование, обсуждение задач, подготовку к экскурсиям, объяснения и преодоления учебных затруднений После выполнения всех заданий проводят итоговое занятие, на котором бригада отчитывается о выполненную работу в целом При таком подходе не учитывают индивидуальные результаты деятельности каждого УЧНо учня.
Сутьплана Трампа что был популярен в 50-60-е годы XX века в СЕЛА (разработчик - Ллойд Трамп), заключается в том, чтобы максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости различных форм его организации В этой ф форме могут сочетаться занятия в аудиториях с малыми группами и индивидуальные занятиятя.
Метод проектов как система обучения направлен на формирование нового опыта (знаний, умений, навыков) в процессе планирования и выполнения заданий практически-жизненной направленности, которые постепенно усложняются Название \"проек кт \"появилась из-за того, что эта система первоначально использовали в инженерной образованийрній освіті.
Следовательно, в течение исторического развития дидактической теории постоянно предпринимались попытки совершенствования классно-урочной и других систем организации обучения, поиска таких форм обучения, которые могли обеспечь чить его индивидуализацию и технологизаци.
Классно-урочная система является самой распространенной формой организации обучения во многих странах ее суть заключается в том, что учитель проводит учебную работу с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (класс с) в течение определенного времени и по установленному расписанию (урок).
Истоки классно-урочной системы достигают Древней Греции (спартанская и афинская системы воспитания предусматривали единый возраст для поступления в школу, создание устойчивых групп учащихся) В эпоху Возрождения (XIV - XVI I в) немецкий просветитель Филипп Меланхтон (1497 - 1560) разработал систему организации школ, которая предусматривала разделение учащихся на классы, учебные планы и программы в каждой из школ Дальнейшее развитие класс но-урочная система получила в Страсбургский классической латинской гимназии Иоганна Штурма (1507 - 1589), где был основан организования обучения по принципу \"один класс - один год\" В XVI веке в Братске их школах (Украина и Белоруссия) применяли элементы одновременного обучения всех учеников класса, и занятия проводили по специальному расписаниюльним розкладом.
Наиболее полно классно-урочную систему обосновал чешский педагог Я-А Коменский, который характеризовал ее не только как эффективную систему обучения, но и как важное средство демократизации школьного образования
сравнению с другими формами, в частности индивидуальными, классно-урочная система имеет определенные преимущества: руководящая роль учителя, четкая организационная структура, рациональное использование времени, применения различных м методов и приемов обучения, обеспечение познавательной активности учащихся, последовательного и систематического изучения материала Вместе недостатками этой формы является ориентация на \"среднего\" ученика, ограничены возможно сти в осуществлении индивидуальной работы, подражательный характер учебной деятельности учащиесяності учнів.