Раздел 3. Нормы русского литературного языка
Лекции 2 часа, практические занятия – 8 часов
Тема 6. Правильность речи как коммуникативное качество речи. Понятие нормы. Нормы литературного языка.
Лекция 2 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Правильность как коммуникативное качество речи.
2. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка, эволюция норм (старшая и младшая норма)
3. Виды норм в соответствии с уровневой системой языка.
4. Императивная и диспозитивная нормы.
Понятия:
Акцентологические нормы, орфоэпические нормы, лексические нормы, морфологические нормы, синтаксические, стилистические нормы, ммперативная норма, диспозитивная норма.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте правильность как коммуникативное качество речи
2. Раскройте сущность понятия «норма».
3. Расскажите об эволюции норм.
4. Перечислите виды норм в соответствии с уровневой структурой языка.
5. Охарактеризуйте императивную и диспозитивную норму. Приведите примеры.
Базовый учебник
Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. с.272-349.
Русский язык и культура речи: учебник / Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – М., 2005. с. 93-125.
Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров по направлениям педагогического образования/ под ред.: В. И. Максимова, А. В. Голубевой. М. 2012.Введенская Л.А. Культура речи. Москва, 2008.
Тема 7. Орфоэпические нормы
семинарское занятие– 2 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Орфоэпические нормы в области гласных.
2. Орфоэпические нормы в области согласных.
3. Произношение некоторых иноязычных слов.
4. Особенности русского ударения.
5. Особенности ударения в именах существительных и прилагательных.
6. Особенности ударения в глагольных формах.
Понятия: орфоэпия, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, орфоэпические варианты, ударение, виды ударения, подвижность/ неподвижность ударения.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите понятие «Орфоэпия».
2. Охарактеризуйте орфоэпические нормы в области гласных и в области согласных.
3. Охарактеризуйте произношение иноязычных слов.
4. Назовите особенности русского ударения.
5. Поставьте ударения в словах задания.
6. Определите нарушения произносительных норм.
Базовый учебник
Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. с.273-278.
Русский язык и культура речи: учебник / Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – М., 2005. с. 93-125.
Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров по направлениям педагогического образования/ под ред.: В. И. Максимова, А. В. Голубевой. М. 2012.Введенская Л.А. Культура речи. Москва, 2008.
Нормы русского литературного языка. Учебное пособие по культуре речи. М., 2010. с. 5-14.
Тема 8. Лексические нормы
практическое занятие 2 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Лексические нормы. Нормы употребления фразеологизмов.
2. Лексические явления: полисемия, омонимия, синонимия, антонимия.
3. Слова-паронимы и особенности их употребления.
4. Виды нарушений лексических норм.
5. Употребление в речи фразеологизмов.
Понятия: полисемия, омонимия, антонимия, синонимия, паронимия, заимствования, лексическая сочетаемость, плеоназм, тавтология.
Контрольные вопросы и задания:
1. Определите понятия «полисемия», «омонимия», «антонимия», «синонимия», «паронимия».
2. Найдите в тексте ошибки, вызванные употреблением слов в несвойственных им значениях.
3. Отредактируйте текст, используя необходимые синонимы.
4. Найдите в тексте ошибки, вызванные неразличением паронимов.
5. Охарактеризуйте понятие «фразеологическая единица».
6. Отредактируйте текст, используя варианты фразеологических единиц.
Базовый учебник
Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. с.290-310.
Русский язык и культура речи: учебник / Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – М., 2005. с. 93-125.
Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров по направлениям педагогического образования/ под ред.: В. И. Максимова, А. В. Голубевой. М. 2012.Введенская Л.А. Культура речи. Москва, 2008.
Нормы русского литературного языка. Учебное пособие по культуре речи. М., 2010. с. 15-41.