Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха
Семья как, социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Вопросам семейного воспитания в истории педагогики уделялось много внимания. В своих работах к идее значимости семейного воспитания для полноценного развития ребенка в разное время обращались Д. Дидро, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и многие другие. Все они отмечали, что именно в семье дети с ранних лет начинают усваивать целостную систему нравственных идеалов, ценностей, специфику социальной среды и культурные традиции общества. Отечественные психологи, такие как А.И. Бодалев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин и др., говорили о том, что ребенку для развития адекватной самооценки необходим любящий и понимающий его взрослый человек. Только в этом случае возможно формирование полноценного члена общества.
На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, устоями. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, приобретает опыт общения, что в значительной степени определяет характер его взаимоотношений с окружающими людьми в последующей жизни.
В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его
биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную сензитивность к воспитанию и обучению. Это пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость, внушаемость, эмоциональность.
По мнению многих ученых, наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка, на его отношение к окружающим, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным, жизненно важным «витамином», который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку.
В литературе отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности. А у оторванного от родителей и помещенного в условия детского дома ребенка снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития.
Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья относительно автономии от общественно-экономических отношений и выступает одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.
Важнейшие функции семьи — продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между этими функциями существует тесная связь, взаимозависимость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.
Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т.Г. Богданова, Е.И. Исенина, М.М. Семаго, В.В. Ткачева). Появление в семье физически или психически: неполно ценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.
Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е.И. Исенина, Д. Льютеман, В.М. Paxманов): 1 стадия — шок, 2 стадия — понимание, 3 стадия — «защитное отрицание», 4 стадия — «принятие глухоты», 5 стадия — конструктивные действия.
Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие.
Существуют разные типы отношений родителей к глухому ребенку:
• полное принятие: родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой
самооценки и адекватной личности;
• сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;
• нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
• безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежании общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.
В связи с вышеизложенным перед сурдопедагогом и специальной школой стоят сложные и многогранные задачи работы с семьей.
Основная цель совместной деятельности школы и семьи — включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.
Задачи работы сурдопедагога с родителями не-слышащих и слабослышащих заключаются в следующем:
• разработке и реализации комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;
• оказании помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
• ознакомлении родителей со специальной психологической и педагогической литературой;
• информации об особенностях и перспективах развития ребенка;
• знакомстве родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;
• оказании помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;
• содействии в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;
• выявлении и распространении положительного опыта семейного воспитания.
Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместной деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения.
Оказание помощи родителям детей с нарушениями слуха может осуществляться сурдоцентрами, школами-интернатами.
В школе эта работа организуется социальным педагогом и классными руководителями при активном участии вое питателей и учителей-предметников.
Содержание работы с родителями неслышащих и слабослышащих детей включает ряд направлений
· укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушением слуха;
· нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;
· изучение условий пребывания ребенка с нарушением слуха в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений;
· привлечение родителей к сотрудничеству со школой-интернатом для детей с недостатками слуха, активизация общения с педагогами и детьми в условиях совместной деятельности.
Формы организации работы с родителями, достаточно разнообразны:
· коллективные: общешкольные и классные собрание, лекции и семинары для родителей, конференции, день открытых дверей;
· групповые: работа с родительски»* комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;
· индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.
Родительское собрание — основная форма общения школы и семьи. Задачей проведения родительских собраний является просвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения и воспитания детей нарушениями слуха. Они должны проводиться не менее 4-х раз в год и иметь определенную тематику. Родительскому собранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение и анализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе; подготовку доклада сурдопедагога; организацию выставок методической литературы, работ учащихся; оповещение родителей о времени проведения собрания и его теме.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
· родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе или родителей в воспитании школьников;
· выбирая тему собрания, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей;
· собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуации, тренинг, дискуссии и т. д.);
· на собрании неэтично заниматься обсуждением и осуждением личности каждого учащегося.
Родительское собрание можно проводить в форме «круглого стола», дискуссии, устного журнала (с участием школьников) и др.
Научно-практические конференции родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха — трибуна передового опыта семейного воспитания. На конференции с докладами выступают педагоги, воспитатели, родители учащихся, представители администрации школы, другие специалисты. Организация конференций проходит под руководством методических объединений учителей и родительских комитетов. Оформляются фотовыставки и выставься работ учащихся.
День открытых дверей — праздник семьи и школы. В этот день работают все педагоги школы, проводятся консультации и беседы с родителями, открытые уроки и вне классные мероприятия.
Работа с родительским комитетом — одно из средств формирования коллектива родителей.
Деятельность родительских комитетов определяется Положением о родительском комитете школы. Комитеты избираются на собраниях родителей и активно участвуют в воспитательно-образовательной деятельности школы.
Привлечение родителей к решению, организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов — необходимое условие совершенствования воспитательной работы с учащимися. Родители привлекаются для организации дежурств, руководства кружками, проведения клуба выходного дня, дня здоровья, конкурсов, олимпиад, походов, детских праздников, экскурсии, выходов в театр и т. д. Включение родителей в работу с детьми позволяет развивать воспитательную активность семьи, корректировать внутрисемейные отношения, значительно поджимает в глазах детей авторитет родителей.
Индивидуальные беседы с родителя ми решают раз личные задачи: оказание помощи в воспитании и обучении в семье, информирование об успеваемости и поведении ученика, анализ причин неуспеваемости и др.
Ведущая роль в организации бесед с родителями принадлежит педагогу. Эффективность индивидуальной: работы зависит от его профессиональных умений. Планируя беседу с родителями, он изучает литературу, продумывает методы воздействия на родителей, форму объяснения сложившейся ситуации, намечает конкретные предложения и рекомендации. Беседа должна завершаться кратким резюме и решением.
Посещение семей проводится с целью изучения социальной среды, в которой живет и воспитывается ребенок, и предусматривает анализ сведений о семье учащегося по схеме: состав семьи, наличие родственников с нарушения ми слуха, материальные и жилищно-бытовые условия, тип семейных отношений, культурный уровень, общественная направленность родителей, распределение педагогических сил в семье, поведение ребенка в семье, характеристика учащегося во внешкольное время, наличие систематических трудовых обязанностей дома, участие родителей в воспитанно-образовательном процессе в домашних условиях.
Консультации направлены на обеспечение психологической поддержки ребенка и родителей, на создание положительной атмосферы в воспитательно-образовательном процессе в школе и дома, на коррекцию личностных качеств учащихся и психолого-педагогическое просвещение родителей, на создание в семье условий для развития коммуникативных навыков ребенка.
Переписка ведется педагогам с родителями, проживающими вдалеке от школы. Цель переписки — передать информацию о здоровье, успехах детей, дать рекомендации и консультации по вопросам воспитания, обучения и общения с детьми. Учитель должен отправлять не менее двух писем за четверть.
Организация работы по закреплению знаний учащихся. Учитель предлагает выполнить индивидуальные домашние задания в выходные или каникулярные дни.
Планирование и анализ работы с родителями записывается в специальный журнал. Сурдопедагог определяет даты и темы родительских собраний, лекций, бесед, планирует переписку с родителями, посещение семей, индивидуальные консультации. В журнал вносятся данные анкет, опросников, заполненных родителями и детьми, результаты и оценка бесед, посещений семьи и т. д.
Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха, требует от педагога профессиональных умений, которые условно можно разделить на три группы.
Рефлексивно-аналитические:
· способность анализировать свою деятельность, ошибки и удачи, рационально планируя работу;
· способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности; умение осуществлять диагностику личности и коллектива, семьи;
· умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьников.
Организаторские:
· умение ставить перед детьми и родителями посильные задачи, которые приведут к ожидаемому результату;
· планирование деятельности вместе с теми, кто будет ее осуществлять;
· создание положительной установки на предстоящую деятельность;
· использование различных методов стимулирования индивидуальной самореализации детей и родителей;
· координирование усилий семьи, педагогов и воспитателей в воспитании школьников.
Коммуникативные:
· установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком и родителем;
· коррекция межличностных взаимоотношений между детьми, между детыми и родителями, между родителями;
· достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.
Только в тесном контакте с родителями, повышая их общую педагогическую культуру, молено добиться успехов в обучении, воспитании глухих учащихся, создании условий для их саморазвития и самореализации.
При этом одним из важнейших: условий успешного вое питания в семье будет являться родительский оптимизм, уверенность родителей в том, что с помощью комплекса мер и правильного воспитания в семье можно повысить эффективность социализации и реабилитации ребенка с нарушением слуха.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте сущность и содержание социального воспитания детей с недостатками слуха.
2. Изложите свое понимание принципа единства, целостности и преемственности в воспитании глухих и слабослышащих детей.
3. Какова роль умственного воспитания в развитии детей с недостатками слуха?
4. Физическое воспитание детей с недостатками слуха, его содержание и специфические черты.
5. Нравственное воспитание и его осуществление в различных видах деятельности учащихся.
6. Что такое патриотическое воспитание и как оно реализуется в школах для глухих и слабослышащих школьников?
7. В чем заключается своеобразие эстетического воспитания детей с нарушениями слуха?
8. Расскажите о правовом воспитании и обоснуйте его особую роль для детей с недостатками слуха.
9. Определите место трудового воспитания в процессе социального становления школьников.
10. Что такое экологическое воспитание, каковы его цели и задачи?
11. Охарактеризуйте виды учебно-познавательной деятельности детей в интернате.
12. Раскройте возможности развития творческих способностей ребенка в кружковой работе.
13. Раскройте воспитательное значение трудовой деятельности детей в интернате.
14. Охарактеризуйте значение арттерапии в системе коррекционной помощи детям с недостатками слуха.
15. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны проживания детей в интернатных условиях.
16. Дайте определение семьи как социального института. Перечислите основные функции семьи.
17. Используя психолого-педагогическую литературу, охарактеризуйте исторические типы семей и проанализируйте влияние внутрисемейных отношений на личностное развитие ребенка.
18. Перечислите типы отношений родителей к глухому ребенку в семье.
19. Составьте тематический план проведения родительских собраний для младших, средних и старших классов.
20. Разработайте подробный план подготовки и проведения родительского собрания (класс и тема собрания — по выбору студента)
21. Составьте схему проведения индивидуальной беседы с родителями по вопросу успеваемости ребенка.
22. Разработайте необходимые при посещении семей критерии оценки социальной среды, в которой живет ребенок.
Литература
1. Активизация учебно-воспитательного процесса, глухих и слабослышащих учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Е.Г. Речицкая. М., 1997.
2. Богданова ТТ., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников//Дефектология. 1998. № 5.
3. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителя
ми глухих детей//Дефектология. 1997. №6.
4.Вейс Т.И. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. М., 1992.
5. Воспитание глухих детей в школе / Под ред. А.Г. Зикеева, Э.Н. Хотеевой. М., 1979.
6. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. Иваново, 1996.
7. Колтуненко И.В. Работа учителя школы глухих по развитию речи учителя вне класса. М., 1979.
8. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1970.
9. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М., 1991.
10. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М., 1958.
11. Медведева ЕЛ., Левченко Н.Ю. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2О01.
12. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997.
13. Назарова Н.М. Работа сурдопедагога с родителями глухих учащихся // Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся: Сб. научных трудов. М., 1984.
14. Проблемы и перспективы совершенствования образования неслышащих детей. Тамбов, 1999.
15. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / Отв. ред. Е.Г. Речицкая. М., 1994.
16. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы / Отв. ред. К.А. Волкова. М., 1983.
I 7. Рекомендации к работе воспитателя в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса. М.,1976.
18. Речицкая Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Л., 1988.
19. Речицкая Е.Г., Сошина ЕЛ. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. М., 2002.
20. Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка — инвалида с детства. М., 1992.
21. Совместная работа семьи и школы в обучении и воспитании глухих детей: Из опыта работы школы-интерната № 26 г. Белгорода. Белгород, 2002.
22. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих детей в условиях группы-класса. М., 1997.
23. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М., 1999.
24. Хотеева Э.Н. Взаимодействие школы и семьи в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. Белгород, 2000.
Глава №2