Анализ особенностей нарисованных фигур, предметов

Эмоциональное отношение ребенка к другим детям и детскому саду в це­лом выражается прежде всего:

— в количестве изображаемых деталей: присутствуют ли у человека го­
лова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, лоб, шея, плечи, руки, пальцы,
ступни и т. д.; полностью ли изображено здание — стены, крыша, двери,
окна (открыты ли они), крыльцо, занавески, ручки дверей, дорога — булыж­
ник или асфальт, тропинка, посыпанная песком, и т. д.;

— в декорировании — детали одежды и украшения: шапка, воротник,
банты, портфель, ремень, пуговицы; цветы на окнах; вдоль дороги — цве­
ты, колючки и т. п.

Самых значимых и близких людей ребенок, как правило, изображает большими по величине. Иногда крупная фигура воспитателя, расположен­ная в центре листа бумаги, может говорить о его авторитарности, подавле­нии других.

Значительно меньшими, чем других взрослых и детей, рисуют себя те, кто неуверен, низко оценивает себя, чувствует свою неумелость и требует внимания, заботы, ласки окружающих.

Информативна и абсолютная величина фигуры. Большие фигуры, зда­ния, занимающие целый лист бумаги, рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Изображение маленьких фигур нередко связано с тревожностью, чувством небезопасности.

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на после­довательность изображения деталей, людей, предметов, животных; на воз­вращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам; на паузы; спон­танные комментарии; на цвет.

Интерпретация процесса рисования требует большого опыта и хорошего знания личности ребенка, его окружения. Изображение в первую очередь себя может говорить об эгоцентризме ребенка; если он изображает мать, воспита­теля, то они для него особо значимы, эмоционально близки. Если фигура че­ловека декорирована, есть основание полагать, что ребенок хочет быть по­хож на него. Возвращение к рисованию каких-то деталей может указывать на главное, доминирующее переживание, связанное с определенными деталя­ми рисунка. Паузы перед рисованием чаще всего связаны с напряженными, конфликтными отношениями и являются внешними проявлениями диссо­нанса мотивов. Ребенок как бы решает, рисовать ему этого человека, объект, предмет или нет. Стирание изображенного, перерисовка может быть связана с негативными эмоциями к человеку или же наоборот, с желанием как мож­но лучше изобразить предмет или человека. Здесь уже педагог (психолог) су­дит по конечному результату. Комментарии ребенка проясняют смысл рису­емого, выдают наиболее эмоционально значимое для него.

Положительное эмоциональное отношение к детскому саду (школе), друзьям выражается в ярких чистых тонах рисунка. О негативном отноше­нии ребенка к детскому саду (школе), его отрицательных эмоциях будет сви­детельствовать преобладание темных тонов, нелюбимых красок.

Для изучения эмоций и эмоциональных состояний дошкольников часто используют рисуночный тест Бака «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудно­сти в общении, депрессивности.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)11

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специаль­ного проективного теста тревожности.

Наши рекомендации