Общие требования к образованности специалиста
Специалист отвечает следующим требованиям:
• знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах социальной деятельности;
• знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
• имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональной функции;
• имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
• владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в устной и письменной форме правильно (логично) изложить его результаты;
• умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
• способен в условиях науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
• понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
• способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи;
• способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных социальных явлений, осуществлять их качественный анализ;
• способен поставить цель и сформировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
• готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
• методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
2. Методическое обеспечение практики студентов специальности «Социальная работа»
Базами для проведения социальной практики являются:
• территориальные учреждения и организации социальной защиты населения;
• государственные и негосударственные учреждения; территориальные центры и фонды социальной помощи населению;
• различные подразделения органов здравоохранения, образования и МВД;
• подразделения комитета занятости населения;
• различные социальные группы населения, трудовые коллективы, общественные организации.
Далее по тексту все выше перечисленные базы для проведения практики будут именоваться – социальные учреждения.
Сроки проведения и продолжительность практики обусловлены графиком учебного процесса и по предложению кафедры могут быть уточнены и изменены в зависимости от специфики сложившихся на тот момент обстоятельств и возможностей в социальных учреждениях и должны обеспечивать эффективное прохождение студентами учебной практики.
Со стороны администрации социального учреждения, в котором осуществляется прохождение практики студентов университета, назначается ответственное должностное лицо, которое совместно с преподавателем-руководителем практики непосредственно организует и направляет работу студентов-практикантов. Перед выходом студентов на практику проводится установочная конференция, во время которой студент получает полное представление о предстоящей работе, знакомится со своими групповыми руководителями, определяется с базой практики, решает все организационные вопросы.
Все выполненные виды работ и проведенные ими мероприятия фиксируются студентами в личных тетрадях и в специальном дневнике. Помимо этого на каждую группу выдается программа учебной практики, в соответствии с требованиями которой студенты и осуществляют всю свою деятельность.
Студенты работают в качестве практикантов-дублеров различных специалистов социальных учреждений под их непосредственным руководством, а студенты IV-V курсов могут зачисляться на штатные должности социальных работников различного уровня и специализации.
По окончании социальной практики и после полного отчета студентов перед групповыми и факультетскими руководителями проводится итоговая конференция. Она может иметь чисто отчетный характер и состоять из докладов руководителей и студентов – представителей отдельных групп и социальных учреждений. Конференция также может иметь тематическую направленность с выступлением отдельных докладчиков по обобщению определенных данных, наблюдений, исследований. И, наконец, итоговая конференция может проводиться в творческой, соревновательной форме между группами от различных социальных учреждений (КВН, брейн–ринг, «А ну-ка, практикант», «Открытый микрофон», «Турнир знатоков», конкурс «Социальный проект» и т.д.). На конференцию приглашаются администрация факультета, групповые руководители, специалисты социальных учреждений. По итогам конференции и на основании отчета за практику выставляется комплексная оценка за социальную практику.
Структура практики
Вид практики | Функциональная роль студентов | Дневное отделение | Заочное отделение | ||||
Режим, недели | Курс | Семестр | Режим, недели | Курс | Семестр | ||
Ознакомительная | Практикант | ||||||
Учебная | Помощник социального работника | ||||||
Производственная | Социальный работник | ||||||
Производственная по специализации | Помощник специалиста по социальной работе | ||||||
Преддипломная (стажировка) | Стажер – специалист по социальной работе |
Структура практики выстраивается с учетом задач и содержания практической деятельности студентов на том или ином курсе. Зависит от типа учреждения социальной сферы; специфики различных направлений деятельности социальных работников на объектах практики; уровня социальной работы.
Реализация практической деятельности студентов осуществляется в соответствии с организационной структурой практики, которая является одинаковой для всех видов практики.
Организационная структура отдельных видов практики