Условия проведения занятий
Занятия проводятся в просторном помещении, в условиях, которые позволят педагогам свободно передвигаться, общаться.
К ритерии и показатели эффективности работы
Для отслеживания результативности работы мы выбрали следующие критерии: нервно-психическая устойчивость, деперсонализация, редуцирование, эмоциональное состояние, профессиональные достижения, здоровый образ жизни.
Показателями являются:
1. Хорошая или высокая нервно психическая устойчивость педагога;
2. Понижение уровня эмоциональной напряженности
3. Выравнивание по шкале деперсонализации
4. Рост профессиональной самооценки
5. Практическое применение знаний о здоровом образе жизни
6. Рост профессиональных достижений.
С целью выявления показателей были отобраны следующие методики (приложение 1):
Таблица 1
Диагностические методики
№ | Методика | Автор |
1. | «Профессиональное выгорание» | К.Маслак |
2. | «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?» | А. Яссингер |
^
Н аправления программы
№ п/п | Направление работы | Количество часов | Ожидаемый результат |
1 | Проведение психодиагностического обследования педагогов: в начале реализации программы и по окончании работы. | Подготовка к обследованию, проведение, обработка результатов: 1 час на человека (около 15 часов) | Выявление уровня НПУ педагогов и уровня невротизации и уровня профессионального выгорания. «Экспертная оценка успехов педагогов» (анализ по предыдущему году работы) |
2 | Практико-ориентированные занятия | Реализация: 26 часов (из них 12 часов подготовки и анализа занятий) | Овладение понятиями «профессиональное здоровье», «эмоциональное и профессиональное выгорание». Овладение навыками самодиагностики, саморегуляции, аутотренинга и релаксации. |
Время, затраченное на реализацию программы в одной группе | 41 часов |
Работа педагога является стрессовой, постоянное воздействие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредотачивается в основном в правом полушарии и стволе мозга, в симпатической нервной системе
Одним из важных направлений в тренинговых занятиях является использование антистрессовых кинезиологических упражнений.
Такие упражнения способствуют активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергитизации мозга, визуализации позитивной ситуации, снятию мышечного напряжения, ликвидации ощущения тревоги, снижение частоты сердечных сокращений. После выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
^
Т ематический план
№ занятия | Мероприятие | Ожидаемый результат, цель | ||
1 | Вводный практико-ориентированный семинар «Профессиональное выгорание – что это такое?» Самодиагностика педагогами на предмет уровня профессионального выгорания | Расширенное представление педагогов о понятии профессионального выгорания, овладение навыками самодиагностики | ||
2 | Практическое занятие «Ресурсы личности» | Расширение понятия – ресурсы личности, овладение приемами активизации личностных ресурсов | ||
3 | Практическое занятие «Цели и их воплощение» | Актуализация целей личности | ||
4 | Практические занятия «Я и мои чувства» | Расширение понятия об эмоциях и чувствах, овладение навыком осознания и контроля эмоциональных состояний. | ||
5. | Итоговое занятие «Дорога жизни» | Обобщение полученного опыта | ||
Список литературы
1. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] : учебное пособие / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 2000. – 224 с.
2. Водопьянова, Н. А. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса [Текст] / Н. Е. Водопьянова. – СПб. : изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. – 200 с.
3. Грачев, Л. В. Тренинг внутренней свободы [Текст] / Л. В. Грачев. – СПб. : Речь, 2005. – 60 с.
4. Осипова, Е. А. Конфликты и методы их преодоления [Текст] / Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с.
5. Немчинова, Н. Б. Тренинг тренеров [Текст] / Н. Б. Немчинова. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с.
6. Словарь психолога-практика [Текст] / сост.: С. Ю. Головин. – Мн. : Харвест; М. : АСТ, 2001. – 967 с.
7. Дружилов, С. А. Психология выживания личности: [Текст] / С. А. Дружилов. – Новокузнецк : изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. – 188 с.
8. Хорни, К. Невроз и личностный рост [Текст] / К. Хорни. / СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. – 543 с.
9. Хорни, К. Наши внутренние конфликты [Текст] / К. Хорни. – СПб. : Академический проект, 2007. – 549 с.
10. Щеголенкова, Е. С. Акмеологическое консультирование [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. С. Щеголенкова. – Новокузнецк : изд-во МОУ ДПО ИПК, 2009. – 175 с.