Уголовно-процессуальной науки и законодательства 12 страница

--------------------------------

<1> См.: Куликов В. Присяжный попал под статью. Верховный Суд России разрешил наказывать судей из народа рублем // Российская газета. 2005. 12 июля.

Порядок наложения денежного взыскания на нарушителей и обращения залога в доход государства регулируется ст. 118 УПК.

Денежное взыскание налагается только судом. Оно налагается судом в том же судебном заседании, в котором было допущено и установлено соответствующее нарушение. Наложение денежного взыскания оформляется судьей путем вынесения постановления, а судом - определения.

Если нарушение участником процесса допущено в ходе досудебного производства, то следователь, дознаватель составляют протокол о допущенном нарушении, который направляется по подсудности в районный суд. Судья районного суда рассматривает обстоятельства нарушения в течение пяти суток с момента поступления соответствующего протокола в суд. В заседание вызываются лицо, на которое может быть наложено денежное взыскание, и лицо, составившее протокол о нарушении. Неявка правонарушителя без уважительных причин не препятствует рассмотрению протокола о правонарушении.

По результатам рассмотрения протокола о правонарушении судья выносит постановление о наложении денежного взыскания или об отказе в его наложении. Копия соответствующего решения направляется правонарушителю и лицу, составившему протокол. При наложении денежного взыскания судья вправе отсрочить или рассрочить исполнение постановления на срок до трех месяцев.

В рассмотренном порядке согласно положениям ч. 3 и 4 ст. 118 УПК решается также вопрос об обращении в доход государства залога в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 106 УПК.

Производство о наложении денежного взыскания завершается добровольной уплатой нарушителем денежного взыскания или поступлением в суд копии постановления с отметкой судебного пристава-исполнителя о принудительном взыскании денежной суммы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Данилов Е.П. Справочник адвоката. М., 2003. С. 247.

Тема 8. Ходатайства в уголовном судопроизводстве

§ 1. Понятие, виды и социально-правовое значение

ходатайств в уголовном процессе

К несомненным достижениям современного отечественного уголовно-процессуального закона следует отнести наличие норм специальной главы, регулирующих вопросы заявления ходатайств участниками судопроизводства и разрешения их должностными лицами, осуществляющими уголовный процесс. Появление этой главы было обусловлено социально-правовым значением ходатайств участников уголовного процесса в сферах расследования преступлений и судебного разрешения уголовных дел. По существу, заявление ходатайств выступает одним из важнейших средств влияния, воздействия участников уголовного судопроизводства на его ход и результаты.

Ходатайство в уголовном судопроизводстве - просьба его участников, содержащая обращение к соответствующему государственному органу или должностному лицу о совершении или воздержании от совершения каких-либо процессуальных действий либо о принятии процессуальных решений или воздержании от их принятия.

В гл. 15 УПК регулируются наиболее принципиальные вопросы заявления, рассмотрения и разрешения ходатайств участников уголовного процесса. Особенности порядка заявления, рассмотрения и разрешения отдельных ходатайств излагаются также в ряде норм уголовно-процессуального закона, регулирующих досудебное и судебное производство.

Количество вопросов, которые можно разрешить с помощью ходатайств, заявленных участниками уголовного судопроизводства, множество. В связи с этим в теории уголовного процесса существуют разнообразные классификации ходатайств его участников.

В зависимости от поставленных целей ходатайства можно разделить на:

1) ходатайства участников уголовного процесса, направленные на установление фактических обстоятельств совершения преступления, на устранение допущенных по уголовному делу нарушений уголовно-процессуального законодательства, на признание доказательств недопустимыми и т.д.;

2) ходатайства-постановления, с которыми отдельные участники уголовного процесса обращаются к прокурору или в суд. В частности, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора при необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу своими постановлениями возбуждают перед судом соответствующее ходатайство;

3) ходатайства-представления, которые заявляет прокурор в случае несогласия его с итоговыми судебными решениями. Например, ходатайства прокурора, направляемые им в суды апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, которые именуются соответственно апелляционным, кассационным или надзорным представлениями <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно об этом см.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко. М., 2006. С. 342 - 346.

В зависимости от процессуального статуса лиц, имеющих право на заявление ходатайств, они подразделяются на:

1) ходатайства подозреваемого или обвиняемого;

2) ходатайства потерпевшего, частного обвинителя и т.д. Так, согласно ст. 119 УПК подозреваемый, обвиняемый, их законные представители и защитники, потерпевший, частный обвинитель, их законные представители и представители, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии решений для:

а) установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела;

б) обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица. Правом заявлять ходатайства в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель.

Думается, что следует согласиться с мнением тех процессуалистов, которые полагают, что перечень участников процесса, обладающих правом заявления ходатайств, не является исчерпывающим.

В зависимости от полномочий государственных органов и должностных лиц, рассматривающих и разрешающих ходатайства, можно различать:

1) ходатайства, обращенные к следователю;

2) ходатайства дознавателя, обращенные к прокурору;

3) ходатайства, обращенные к суду первой инстанции, и т.д.

В зависимости от стадий уголовного судопроизводства ходатайства могут быть разделены на:

1) ходатайства, заявляемые в стадиях досудебного производства (возбуждения уголовного дела и предварительного расследования преступлений);

2) ходатайства, заявляемые в стадии судебного разбирательства;

3) ходатайства, заявляемые в стадиях исполнения приговора, производства в суде второй инстанции и т.д.

Природа и содержание стадий уголовного процесса определяют, во-первых, должностное лицо, которому должно быть адресовано соответствующее ходатайство, во-вторых, характер вопросов, подлежащих разрешению по заявленным ходатайствам.

Типичными ходатайствами являются:

1) в стадии предварительного расследования - просьбы о производстве следственных действий, о поручении производства экспертизы конкретному экспертному учреждению или конкретному лицу-эксперту, о принятия решений о прекращении уголовного дела, о признании имеющейся в материалах уголовного дела информации, недопустимой в качестве доказательства, и т.д.;

2) в стадии подготовки к судебному разбирательству (при назначении судебного заседания, предании обвиняемого суду) - просьбы о проведении предварительного слушания, прекращении уголовного дела, направлении уголовного дела прокурору и т.д.;

3) в стадии судебного разбирательства - просьбы об истребовании дополнительных доказательств, об отложении рассмотрения уголовного дела, о постановлении оправдательного приговора и т.д.;

4) в стадии производства в суде второй инстанции - просьбы о смягчении избранной меры наказания, об отмене приговора и направлении дела на новое судебное разбирательство и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно об этом см.: Уголовный процесс. Общая часть / Под ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2004. С. 388 - 394.

Социально-правовое значение института заявления ходатайств в уголовном судопроизводстве определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, заявленные ходатайства способствуют установлению фактических и иных обстоятельств совершения преступления и, следовательно, достижению целей и решению задач уголовного судопроизводства. Во-вторых, ходатайства участников уголовного судопроизводства обеспечивают надлежащую охрану их прав, свобод и законных интересов. В-третьих, заявленные ходатайства содействуют правильному применению норм уголовного закона и соблюдению надлежащей правовой процедуры в ходе предварительного расследования преступления и судебного разбирательства уголовного дела. В-четвертых, ходатайства сторон способствуют устранению следственных и судебных ошибок, количество которых в нашей стране, к сожалению, еще велико.

§ 2. Порядок заявления,

рассмотрения и разрешения ходатайств

В соответствии со ст. 120 УПК ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу как в письменной, так и в устной форме. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, а устное - заносится в протокол следственного или иного процессуального действия либо судебного заседания. Отказ в удовлетворении ходатайства не лишает участника уголовного процесса права вновь заявить это ходатайство в ходе последующего этапа предварительного расследования или судебного разбирательства, а также в контрольных стадиях уголовного судопроизводства.

Анализ положений, сформулированных в ст. 120 УПК, позволяет обратить внимание на следующие обстоятельства.

Всем участникам уголовного судопроизводства в обязательном порядке разъясняется их право на заявление ходатайств. Обязанность этого разъяснения лежит на дознавателе, следователе и судье (или судье - председательствующем в судебном заседании при коллегиальном рассмотрении и разрешении уголовного дела).

В отдельных уголовно-процессуальных ситуациях разъяснение права на заявление ходатайств осуществляется должностными лицами неоднократно. Так, следователь при окончании предварительного следствия обязан разъяснить обвиняемому право на рассмотрение и разрешение уголовного дела по его обвинению:

1) в особом порядке судебного разбирательства;

2) судом с участием присяжных заседателей;

3) судом в составе трех профессиональных судей.

Кроме того, он разъясняет право на заявление ходатайства о проведении предварительного слушания (ст. 217 УПК). После утверждения обвинительного заключения или обвинительного акта и направления уголовного дела в суд прокурор обязан уведомить об этом стороны и разъяснить им право на заявление ходатайства о проведении предварительного слушания в порядке, установленном нормами гл. 15 УПК (ст. 222 и 226).

Разрешение уголовно-процессуального закона заявлять ходатайство в любой момент производства по уголовному делу не носит абсолютного характера. В отдельных случаях законодатель допускает ограничение периода (времени) подачи ходатайства. Так, например, подсудимому запрещено заявлять ходатайства о назначении предварительного слушания и рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей после принятия судьей решения о назначении судебного разбирательства (ст. 231 УПК). Обвиняемый имеет право заявить ходатайство о постановлении приговора в особом порядке судебного разбирательства, если он согласен с предъявленным ему обвинением, только в:

1) момент ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования;

2) ходе предварительного слушания, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом его производство является обязательным (ст. 315 УПК).

Ходатайство о снятии судимости может быть заявлено лицом, имеющим судимость, не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения судьей постановления об отказе в удовлетворении первоначального ходатайства (ст. 400 УПК).

Уголовно-процессуальный закон в данном случае, кроме указания на формы ходатайства участников уголовного процесса, не содержит каких-либо определенных требований.

Тем не менее некоторые процессуальные нормы устанавливают все-таки требования к содержанию заявленного ходатайства. В частности, ходатайство об исключении доказательства в качестве такового должно содержать указания на:

1) доказательство, о недопустимости которого ходатайствует сторона;

2) основания для исключения доказательства из системы доказательств, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;

3) обстоятельства, обосновывающие законность и обоснованность ходатайства (ст. 235 УПК).

Содержание ходатайств в виде апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и представлений регулируется соответственно ст. 363, 375 и 404 УПК.

В любом случае заявленное ходатайство должно быть законным и обоснованным. Поэтому заявитель вправе, а в случаях, указанных в законе, обязан мотивировать ходатайство, обосновывать его ссылками на фактические обстоятельства уголовного дела или нормы уголовного либо уголовно-процессуального закона. Разумеется, эта обязанность лежит, безусловно, на прокуроре и защитнике-адвокате подозреваемого, обвиняемого, адвокатах - представителях потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика. Данный вывод обусловлен тем, что они профессионально владеют юридическими знаниями.

В подтверждение законности, обоснованности и мотивированности заявленного ходатайства к нему могут быть приложены различные материалы в виде документов и предметов (объектов).

Некоторые специалисты в области уголовного судопроизводства справедливо рекомендуют при заявлении ходатайства в письменной форме в виде отдельного документа регистрацию его в канцелярии соответствующего государственного органа. Эта рекомендация обусловлена тем, что в ряде случаев, во-первых, удовлетворение последующего заявленного ходатайства обусловлено подачей первоначального; во-вторых, отсутствием в канцелярии суда уголовного дела и незнанием ее сотрудников места его нахождения.

В соответствии со ст. 121 УПК ходатайство подлежит обязательному рассмотрению и разрешению должностным лицом непосредственно после его заявления. При невозможности немедленного принятия решения по заявленному в ходе предварительного расследования ходатайству оно должно быть разрешено должностным лицом не позднее трех суток со дня его заявления.

Срок рассмотрения ходатайства исчисляется со дня регистрации его в журнале входящей корреспонденции или со дня занесения его в протокол следственного и иного процессуального действия или судебного заседания, а также в протокол отдельного судебного действия.

Типичными случаями невозможности разрешения ходатайства непосредственно после его заявления в стадии предварительного расследования является, например, необходимость:

1) выбора эксперта или экспертного учреждения при назначении повторной судебной экспертизы;

2) проверки доказательств, требующей производства дополнительных следственных или иных процессуальных действий;

3) принятия мер безопасности в отношении различных участников уголовного судопроизводства;

4) принятия ряда иных процессуальных решений в некоторых других следственных ситуациях.

В отдельных случаях отечественный законодатель устанавливает сокращенные или увеличенные сроки рассмотрения и разрешения заявленных ходатайств. В основном сокращенные или увеличенные сроки касаются рассмотрения и разрешения ходатайств, заявленных должностными лицами органов предварительного расследования.

Так, ходатайство об избрании задержанному в качестве меры пресечения заключения под стражу должно быть рассмотрено и разрешено судьей районного суда в течение восьми часов с момента поступления материалов в суд (ст. 108 УПК). Ходатайство о производстве следственного действия с разрешения суда подлежит рассмотрению и разрешению не позднее 24 часов с момента его поступления в суд (ст. 165 УПК). В то же время ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей сверх предельного срока его содержания судья суда областного звена обязан рассмотреть не позднее пяти суток со дня его получения (ст. 109 УПК).

Порядок заявления и разрешения ходатайства зависит от стадии уголовного процесса и, следовательно, от компетенции должностного лица.

Ходатайство, заявленное дознавателю или следователю, рассматривается и разрешается этими должностными лицами единолично и без участия заявителя. Ходатайство, заявленное в судебном разбирательстве суду или судье, рассматривается и разрешается соответственно коллегиально или единолично в этом же судебном заседании. Суд или судья рассматривают и разрешают заявленное ходатайство, как правило, с участием сторон, т.е. с учетом их мнения. Судебные решения по заявленному ходатайству могут быть вынесены как в совещательной комнате, так и в зале судебного разбирательства без удаления в совещательную комнату. В последнем случае принятые судом или судьей решения подлежат обязательному занесению в протокол судебного заседания (ст. 256 УПК).

Для рассмотрения и разрешения судом или судьей принципиальных ходатайств, имеющих отношение к охране конституционных прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса или защите публичных интересов (интересов общества и государства), законодатель установил достаточно детально регламентированные процедуры. В частности, уголовно-процессуальный закон подробно регулирует порядок рассмотрения и разрешения ходатайств:

1) об избрании меры пресечения подозреваемому, обвиняемому в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК);

2) о продлении срока содержания под стражей (ст. 109 УПК);

3) об исключении доказательства (ст. 235 УПК);

4) об особом порядке судебного разбирательства (ст. 316 УПК);

5) о снятии судимости (ст. 400 УПК) и некоторые другие.

В ряде случаев уголовно-процессуальный закон непосредственно указывает на правовые последствия рассмотрения и разрешения заявленного ходатайства. Так, суд или судья не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном разбирательстве специалиста или лица в качестве свидетеля, явившихся в суд по инициативе сторон (ст. 271 УПК). Если при рассмотрении и разрешении ходатайства обвиняемого о предоставлении ему времени для ознакомления с материалами уголовного дела суд установит, что были нарушены требования ч. 5 ст. 109 УПК, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей в ходе предварительного следствия истек, то он обязан:

1) изменить меру пресечения этому лицу в виде заключения под стражу;

2) удовлетворить заявленное ходатайство;

3) установить обвиняемому разумный срок для ознакомления с материалами уголовного дела (ст. 236 УПК).

Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь и судья выносят постановление, а суд - определение.

Каждое заявленное участниками уголовного судопроизводства ходатайство подлежит обязательному рассмотрению и разрешению тем должностным лицом, в полномочия которого входит принятие соответствующего решения.

Результаты рассмотрения и разрешения заявленного ходатайства должны быть доведены до сведения заявителя. Форма документа, в котором сообщается о принятом решении, не урегулирована уголовно-процессуальным законом. Это уведомление должно быть сделано в письменной форме. Нам представляется, что наилучшим вариантом уведомления о результатах рассмотрения и разрешения заявленного ходатайства было бы направление заявителю копии соответствующего постановления. Этот вывод обусловлен тем, что заявителю важно знать не только результат разрешения его ходатайства, но и обоснование, мотивировку принятого решения.

Такой подход к решению рассматриваемого вопроса определяется правом заявителя обжаловать принятое решение в порядке, предусмотренном гл. 16 УПК.

Тема 9. Обжалование действий и решений суда и должностных

лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство

§ 1. Право участников уголовного процесса на обжалование

Обжалование действий (бездействия) и решений государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, является, с одной стороны, частью значительно более объемной проблемы, касающейся не только участников уголовного судопроизводства, но и участников других процессуальных отраслей отечественного права, а с другой - конституционным правом любого гражданина и должностного лица государственных органов. Следовательно, этот уголовно-процессуальный принцип носит конституционный характер (ст. 19 УПК).

Процессуальный принцип обжалования действий (бездействия) и решений государственных органов и их должностных лиц базируется на положениях ряда норм Конституции РФ. В частности, Конституция РФ установила, что:

1) каждый гражданин (и, следовательно, участник уголовного процесса) вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

2) решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).

В этой связи справедливы суждения тех специалистов в сфере уголовного процесса, которые полагают, что в принципе могут быть подвергнуты обжалованию действия и решения широкого круга государственных органов и должностных лиц вообще и в сфере уголовного судопроизводства в частности.

Исключение составляют лишь те решения, обжалование которых непосредственно запрещено уголовно-процессуальным законом. К ним, в частности, относятся решения:

1) о порядке исследования доказательств;

2) об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства;

3) о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания.

Уголовно-процессуальный закон не дает толкования в ст. 5 УПК "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе" категориальных понятий рассматриваемого института. Поэтому для их определения представляется вполне обоснованным и справедливым использование различных доктринальных (научных) толкований.

Как представляется, жалоба - процессуальный документ, содержащий обращение любого участника уголовного процесса, в том числе следователя, дознавателя и т.д., к государственному органу или должностному лицу, осуществляющему уголовное судопроизводство, или вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности с просьбой об устранении нарушения его прав, свобод и законных интересов <1>.

--------------------------------

<1> В основе данного определения лежит позиция авторов, изложенная в работе: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Под ред. П.А. Лупинской. М., 2003. С. 322.

Обжалование - процесс не только составления и подачи жалобы, но и принятия ее к производству <1> и разрешения по существу соответствующими надлежащими государственными органами или должностными лицами.

--------------------------------

<1> Этот порядок законодатель относит к техническим (технологическим) действиям и практически не подвергает правовому регулированию.

Данный институт уголовно-процессуального законодательства распространяется на:

1) участников уголовного судопроизводства;

2) иных лиц, которые не обладают статусом участников уголовного судопроизводства.

Иные лица могут обжаловать действия и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, только в той части, в которой производимые уголовно-процессуальные действия или принятые процессуальные решения касаются их личных прав, свобод и законных интересов (ст. 123 УПК). В данном случае речь идет, в частности, о лицах, находившихся в зале судебного заседания и нарушивших порядок его производства. В этом случае они могут обжаловать в суд решение о наложении на них денежного взыскания. Кроме того, этим правом обладают адвокат лица, которое не является подозреваемым, обвиняемым, в случае обыска в его помещении, адвокат, присутствующий при допросе свидетеля, и т.д.

Действия (бездействие) и решения органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном процессуальным законом порядке практически всеми участниками уголовного судопроизводства.

Жалоба подается конкретному должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело, или через него либо непосредственно вышестоящему должностному лицу в любой момент производства по уголовному делу.

В некоторых случаях законодатель установил сроки подачи жалобы. Например, апелляционные и кассационные жалобы и представления должны быть поданы в течение 10 суток с момента провозглашения судебного решения, а жалобы подсудимого - в тот же срок, но с момента вручения ему копии приговора или иного решения. При нарушении заявителем этого срока жалоба оставляется без рассмотрения (ст. 356 УПК).

Однако процессуальный закон в некоторых случаях ограничивает право участников уголовного судопроизводства не на подачу жалобы, а на ее содержание. Так, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители могут обжаловать итоговое судебное решение не в полном объеме, а только в той его части, которая касается вопросов разрешения заявленного гражданского иска (ст. 44, 54, 216 УПК).

Жалоба может быть заявлена в письменной или устной форме. Факт подачи письменной жалобы в ряде случаев может быть зарегистрирован в книге регистрации жалоб и заявлений. Факт заявления устной жалобы должен быть оформлен протоколом принятия жалобы, отвечающим требованиям ст. 166 и 167 УПК. Жалоба, заявленная в процессе производства следственного действия, фиксируется в протоколе данного следственного действия.

Законодатель не установил каких-либо формальных требований к содержанию и форме жалобы. Тем не менее в ней должен содержаться определенный минимум сведений. К ним следует отнести данные о содержании обжалуемого действия или бездействия, когда и каким лицом они совершены, основания и мотивы подачи жалобы, сведения о лице, подавшем жалобу, его подпись и дата подачи жалобы.

Неточность или нечеткость формулировок жалобы не является препятствием для ее принятия к производству и рассмотрения по существу. Из этого правила имеются исключения. В частности, в случаях, непосредственно указанных в уголовно-процессуальном законе, к содержанию жалоб предъявляются вполне определенные требования. Этим требованиям должны отвечать, например, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления (ст. 363, 375 и 404 УПК). При несоблюдении обязательных требований к жалобе для заявителя наступают отрицательные уголовно-процессуальные последствия, указанные в законе.

В обоснование жалобы к ней могут быть приложены различные оригиналы или копии документов и других материалов. В некоторых случаях уголовно-процессуальный закон обязывает заявителя прилагать к жалобе вполне определенные документы. В частности, к надзорным жалобам и представлению должны быть приложены:

1) копии приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

2) копии приговора или постановления суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления или определения суда надзорной инстанции, если они были вынесены по данному уголовному делу;

3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, аргументы, изложенные в надзорных жалобе или представлении (ст. 404 УПК).

Определенными особенностями обладает порядок подачи жалобы подозреваемым и обвиняемым, находящимися под стражей. Указанные участники уголовного процесса могут подавать жалобы непосредственно дознавателю, следователю, руководителю следственного органа, прокурору или судье либо направлять им жалобы через администрацию места содержания под стражей. Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащихся под стражей (ст. 126 УПК) <1>. Порядок принятия жалоб этих лиц и дальнейшего их направления регламентируется также Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

--------------------------------

<1> Данный вопрос подробно регламентируется следующим подзаконным актом: Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 26 декабря 2006 г. N 383 // Российская газета. 2007. 25 янв.

Жалобы, адресованные прокурору или суду, принимаются в запечатанном виде и цензуре не подлежат. Эти жалобы направляются адресату не позднее следующего рабочего дня. Однако ст. 126 УПК требует от администрации места содержания под стражей немедленного направления прокурору или в суд адресованных им жалоб подозреваемого, обвиняемого, содержащихся под стражей. Разумеется, реализация требования немедленного направления жалобы подозреваемого, обвиняемого в этих случаях практически невозможна, при всей привлекательности данного законодательного положения. Следовательно, законодателю необходимо при определении сроков производства следственных и иных процессуальных действий или принятия уголовно-процессуальных решений избегать субъективных терминов типа "немедленно", "незамедлительно" и т.п. Думается, что в данном случае отечественному законодателю следовало бы установить 24-часовой срок.

Наши рекомендации