Тренинговая программа коррекции эмоциональных нарушений личности подростка
Цель: обучение социально приемлемым способам удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими.
Задачи: отражение негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив; обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.
Упражнение 1
Цель: актуализация «Я-состояний» в прошлом, настоящем и будущем, активизация самосознания.
Процедура: группа делится на тройки или четверки и рассаживается в кружки. Расстояние между микрогруппами должно быть не менее 1,5–2 метров. Участникам дается инструкция: в группе выбирается тот, кто будет начинать упражнение. В кругу необходимо последовательно обмениваться предложениями. Начинать фразу нужно с определенных слов, которые ниже будут названы. Упражнение состоит из трех серий.
Серия 1. Раньше я...
Серия 2. На самом деле я...
Серия 3. Скоро я...
Необходимое время: 5–10 минут на каждую серию.
Роль руководителя состоит в слежении за тем, чтобы предложение начиналось именно с фиксированной фразы, стимуляции работы в микрогруппах (словами: «не думайте над окончанием фразы, говорите первое, что придет в голову», «если затрудняетесь что-то сказать быстро, сразу передавайте ход по кругу следующему игроку»), активизации работы в группах, если она застопорилась или участники «свалились» на обсуждение посторонних тем.
После прохождения трех серий группа образует общий круг и обсуждает: что не понравилось, что понравилось в этом упражнении; что трудно было сделать, что легко; в какой серии испытывают наибольшие затруднения; расскажите, что чувствовали, о чем думали во время выполнения упражнения.
Упражнение 2
Цель: актуализация «Я-мотиваций», усиление диагостических процессов мотивации, активизации процессов волевой регуляции.
Процедура: та же, что и в упражнении 1.
Серия 1. Я никогда...
Серия 2. Я хочу, но, наверное, не смогу...
Серия 3. Если действительно захочу, то...
Необходимое время: 5–10 минут на каждую серию. Процедура и направленность обсуждения схожи с предыдущим упражнением.
Упражнение 3
Цель: ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами, отражение негативного опыта.
Материалы: заранее заготовленные карточки с названием чувств. Это могут быть радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.
Процедура: вам будут розданы карточки с названиями чувств. Ознакомьтесь с ними, но не показывайте окружающим. Вот этот стул будет постаментом, каждому из вас необходимо будет взобраться на него и изобразить «памятник» тому чувству, которое написано у вас на карточке.
Задача группы – отгадать, «памятник» какому чувству они видят. «Памятник» «разрушается» только по команде тренера (здесь нужно стремиться, чтобы высказался каждый член группы). После завершения этой части группа рассаживается вкруг.
Объясните, как вы понимаете слова, указанные у вас на карточках. Попытайтесь описать, что значат эти качества, в каких жизненных ситуациях они могут возникать.
Вспомните какие-нибудь ситуации из вашей жизни, когда у вас возникали эти чувства. Расскажите об этом.
При обсуждении эмоционального опыта желательно добиться получения информации от каждого участника упражнения. Вместе с тем, если чей-нибудь рассказ о собственных чувствах вызвал отклик и желание рассказать о своей жизненной ситуации, которой возникло это же чувство, у других членов группы – не следует этому мешать. Чем больше актуализируется чувств и жизненных ситуаций, связанных с ними, тем лучше.
Необходимое время: 1–1,5 часа.
Упражнение 4
Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения. Научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов.
Процедура: каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако разные люди используют ее по-разному. Одни – чтобы созидать, и тогда агрессивную энергию можно назвать конструктивной. Другие – чтобы уничтожать или разрушать, и тогда их агрессия – деструктивна. Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, сварливость, гнев, раздражение, упрямство, самообвинение. Поэтому чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознавать свои агрессивные импульсы, управлять ими и направлять в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим.
Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы:
· В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивная энергия?
· Подумайте, каким способом, как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даете ей ход или, наоборот, стараетесь сдерживать?
· Как вы относитесь к собственной агрессивной энергии: боитесь ее, наслаждаетесь ею, получаете от нее удовольствие?
· Какие ваши привычные способы разрядки этой энергии?
· В процессе выполнения упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа.
Необходимое время: 1–2 часа.
Упражнение 5
Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отражения негативных эмоций.
Процедура: послушайте притчу: «Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте. Утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые для Змеи времена. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зло в ответ.
В процессе нашей работы вы познакомитесь с различными «безвредными» способами разрядки собственного гнева и агрессивности.
Сядьте поудобней, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь возле него. Постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно представить себя в этой ситуации.
Представьте, что выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все, что хотите. Представьте, что вы делаете этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Не сдерживайте свои действия, делайте все, что вам хочется сделать этому человеку.
Если вы закончили упражнение, дайте знак – кивните головой. 3–4 раза вдохните и откройте глаза.
Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? Кто из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Чем отличаются чувства в начале и в конце упражнения?
Необходимое время: 1 час.
Упражнение 6
Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, регулирования негативных эмоций.
Процедура: сядьте поудобнее. Расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Зачитывается инструкция упражнения 5 о небольшой выставке.
Представьте себя говорящим с этим человеком.
Представьте этого человека: он делает то, что вас злит. А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становится все слабее и слабее. Все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация?
Если вы закончили упражнение, дайте знак головой, 3–4 раза глубоко вздохните и откройте глаза.
Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились в этот раз? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения?
Упражнение 7
Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.
Процедура: Каждый из вас часто видит последствия своей агрессии, но не всегда понимает ее мотивы, т. е. не может объяснить причины, ее вызвавшие. Наши истинные мотивы или намерения часто скрываются от нас. Когда вы найдете причину вашей агрессии, определите цель, которой она служит, вы, наконец, научитесь понимать ее природу. Сейчас мы попытаемся разобраться в этой проблеме.
Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга. Попытайтесь мысленно вернуться к галерее негативных образов. Вы можете обращаться к любому персонажу. Определите, что не нравится в этом человеке, и проговорите это вслух вашему партнеру напротив, будто он и есть тот самый человек.
Итак, перед вами человек, который вас раздражает, на которого вы злы и обижены. Начинайте фразу со слов «В этом человеке мне не нравится...» и заканчивайте на свое усмотрение, словами «и потому я злюсь на него», «и потому мне хочется обругать его», «и потому мне хочется ударить его» и т. д. После того как произнесете фразу, передайте слово партнеру, затем он вам, и так произносим фразы поочередно. После завершения упражнения обсуждаются трудности в его выполнении: каким персонажам труднее всего было выражать свои чувства, легко ли было найти то, что вызывает гнев и агрессию. Затем группа делится чувствами, возникшими в процессе упражнения.
Необходимое время: 20–30 минут.
Упражнение 8
Цель: расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности. Материалы: коробок спичек.
Процедура: группа, включая тренера, рассаживается в тесный крут. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. Тому, у кого в руках спичка погаснет, члены группы задают любые 3 интересующие их вопроса. Ответивший на вопросы снова зажигает спичку и передает ее по кругу. После окончания упражнения обсуждаются чувства и мысли членов группы.
Необходимое время: 15–30 минут.
Упражнение 9
Цель: стимуляция изучения самого себя, способствование поведенческим изменениям, формирование способности отстаивать собственную точку зрения (через выражение протеста и возражения собеседнику).
Процедура: члены группы стоят. Стулья расставляются вдоль противоположных стен. Тренер зачитывает инструкцию.
Сейчас вам будут зачитаны мнения людей по поводу различных жизненных проблем. Те, кто согласен с этим мнением, сядьте на стулья у правой стены, те, кто не согласен, – у левой стены. В центре не должно остаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: «согласен – не согласен». Далее зачитывается одно из следующих мнений:
– все недобрые поступки не остаются безнаказанными;
– людям, которые лгут, трудно смотреть в глаза других;
– любого преступника можно освободить благодаря ловкой защите адвоката;
– каждый человек должен следовать чувству ответственности;
– соблюдение законов является обязательным для всех;
– если установленное правило не нравится, то его можно нарушить;
– родителям можно простить все;
– люди должны уважать права друг друга;
– человека, который обманул, обязательно будет мучить совесть.
После того как зачитываются суждения и участники разделились на группы. Начинается обсуждение. Тренер обращается к одной группе и просит каждого из ее членов обосновать свой выбор: «Объясните, пожалуйста, почему вы согласились именно с этой точкой зрения?». Во время высказываний членов одной микрогруппы тренер должен находиться в нейтральной позиции, т. е. занимать место с краю между группами и следить за тем, чтобы участники, имеющие противоположные мнения, не мешали говорить визави. Затем предоставляется слово членам второй микрогруппы. Потом снова первой: «Что вы можете возразить на аргументы своих оппонентов?». И так продолжается до тех пор, пока четко не прояснится позиция членов обеих группировок.
В процессе обсуждения возможно изменение точек зрения кого-то из участников. Поэтому в конце обсуждения необходимо предоставить возможность тем, кто этого желает, перейти в противоположную группу.
В случае если вся группа заняла одну позицию, все равно нужно попросить каждого из участников обосновать свое решение, и лишь затем переходить к оглашению следующего суждения из списка.
Следует отметить, что на одном занятии можно использовать не весь список, а лишь 3–4 суждения. После выполнения упражнения проводится общее обсуждение по стандартной процедуре.
Необходимое время: 30–40 минут.
Упражнение 10
Цель: прояснение внутренней позиции, формирование навыков высказывания собственного мнения и принятия обратных связей, стимуляция поведенческих изменений.
Процедура: члены группы стоят. Стулья расставляются вдоль противоположных стен. Тренер знакомит участников с инструкцией.
Вы знаете, что многовековой опыт людей сосредоточен в различных пословицах и поговорках. Сейчас вам будут зачитаны некоторые из них.
Те, кто согласен с их содержанием, сядьте на стулья у правой стены, те, кто не согласен, – у левой. В центре не должно оставаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: «согласен – не согласен». Далее зачитывается одна из нижеследующих пословиц:
– нет такого человека, чтобы век без греха;
– всякая неправда – грех;
– от судьбы не уйдешь;
– риск – благородное дело;
– денег наживешь – без нужды проживешь;
– когда деньги говорят – тогда правда молчит;
– и с умом воровать – беды не избежать;
– раз украл – навек вором стал;
– кто сильнее, то и правее;
– с кем поведешься, от того и наберешься;
– умная ложь лучше глупой правды;
– прямой – что дурной;
– сам признался, сам на себя и петлю надел;
– ушел, так прав, попался, так виноват;
– закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло.
После того как зачитывается пословица и участники разделились на группы, начинается обсуждение. Тренер обращается к одной из групп, просит объяснить, как они понимают эту пословицу, что она значит. После этого работа продолжается по процедуре, указанной в упражнении 10.
Необходимое время: 30–40 минут.
Упражнение 11
Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния.
Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Процедура: сядьте поудобней, расслабьтесь, сделайте 2–3 глубоких вдоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь и вспомните ваше любимое место. Это самое безопасное место, где вы себя чувствуете уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки, цвета, запахи, окружающие предметы. Несколько минут понаблюдайте за этим местом, побудьте некоторое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли и чувства. Сделайте 2–3 глубоких вдоха и откройте глаза. Возьмите бумагу и цветные карандаши, нарисуйте это место.
Теперь покажите картину своего безопасного места и расскажите о нем: где оно, что там происходило. Поделитесь с группой чувствами, которые испытали тогда, когда мысленно находились в этом месте. О чем думали? Есть ли такое место сейчас? Чем оно похоже на том место, которое вы видели? Чем отличается?
Необходимое время: 1–1,5 часа.