Методики для изучения воспитанности
Д И А Г НО С Т И К А
В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
(в помощь классным руководителям, воспитателям)
МОГИЛЁВ 20___
ГЛОССАРИЙ
Активность личности (от лат.- деятельный)- деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.
Акцентуации характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы; им присуща тенденция к социально-положительному и социально-отрицательному развитию в зависимости от воздействий среды и воспитания.
Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее оставленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто её заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы того, кто отвечает), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные.
Беседа – 1) вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок;
2) метод получения информации на основе вербальной(словесной) коммуникации;
3) метод обучения.
Виды бесед: катехизическая, или репродуктивная, - направлена на закрепление, проверку изученного материала путём его повторения; эвристическая, поисковая, - опираясь на имеющиеся знания учащихся, педагог подводит их к усвоению новых понятий; сократическая – поиск истины через сомнение, которому подвергается каждый получаемый вывод.
Валидность– комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова её действенность, практическая полезность.
Верификация – точное, экспериментально подтверждённое определение объёма конкретного понятия, конкретной категории, полученное в ре6зультате проведённого исследования.
Виды собеседников – разнообразие проявлений личностных характеристик человека в процессе вербального общения, которые педагогу полезно учитывать при выборе тактики взаимодействия с воспитанниками. С доминантным собеседником (напористым, жёстким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответственность) целесообразно держаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать, не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать ему твёрдо и решительно; недоминантного собеседника (деликатного, уступчивого, легко теряющегося) полезно почаще подбадривать, заинтересованного выслушивать, поддерживать в правильных выводах. Мобильного в общении воспитанника (подвижного, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного) необходимо тактично придерживать, возвращая к теме разговора. Ригидного (медлительного, не успевающего за сменой тем) не стоит торопить, надо давать ему возможность высказаться до конца. Экстраверт общителен, активен, больше обращён на собеседника. С ним, как правило, общаться легко. Интроверт не очень разговорчив, трудно переходит от темы к теме, если предыдущая не завершена его следует терпеливо и вдумчиво выслушивать.
Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка.
Внутренняя готовность – осознанная установка на предстоящую деятельность, обусловленная высоким уровнем развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности или коллектива, который обеспечивает успех предстоящей деятельности.
Внутренняя позиция – система социальных установок человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.
Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Возрастной подход в воспитании – учёт и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Воспитанность – уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Воспитанность – сегодняшний уровень развития личности в отличии от воспитуемости –потенциального уровня личности, зоны её ближайшего развития.
Воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через воспитательную работу реализуется воспитательный процесс.
Воспитательные отношения - разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т.п. развитие и совершенствование.
Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
Гипотеза – основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Формулировка гипотезы в педагогических исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных педагогических процессов или явлений.
Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.
Духовность – 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианских точки зрения – сопряжённость человека в своих высших стремлениях с Богом.
Жизнедеятельность – внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях.
Жизненная позиция – внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психологическими качествами личности и отражающая её субъективное отношение к обществу. Жизненная позиция проявляется в реальном поведении человека и может быть активной (постоянное стремление изменить окружающую действительность) и пассивной ( следование установившимся традициям).
Качества личности – совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих её устойчивое поведение в социальной и природной среде.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления. Разработка критериев тех или иных явлений в педагогике представляет определённые трудности в силу того, что предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.
Направленность личности – совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности. Направленности личности характеризуется её интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение6 человека. Формируется путём воспитания человека.
Нравственность – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Пакет школьных методик
Основная идея предлагаемых методик - это создание ситуации «свободного выбора», в которую реально-действенно или умозрительно поставлен школьник-респондент. Рассудочный, эмоциональный, практический выбор, который совершает школьник, фиксируется как показатель отражённого отношения.
Условия применения методик:
- соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к испытуемым и сохранение тайны педагогической цели, так чтобы дети не знали, что именно подлежит проверке;
- полное исключение педагогического давления, использование учительского авторитета, нейтрализация коллективного влияния, предупреждение группового прессинга, а также исключение и последующего воспитательного давления в форме порицаний, наставлений, поучений;
- обеспечение максимальных условий для снижения взаимного влияния учащихся друг на друга, создание условий, приближающихся к изолированности каждого ученика;
- сохранение анонимности полученных результатов, соблюдение тайны индивидуальных ответов учащихся как для самих учащихся, так и для педагогов школы и их родителей; оглашению подлежат в случае педагогической целесообразности только общие результаты и в качестве отдельных примеров индивидуально-анонимные;
- единая математическая обработка полученных результатов;
- разнообразие используемых методик, интересных для учащихся и простых для исполнения;
-планирование системы проводимых методик на один учебный год и перспективное планирование ряда методик на будущее в соответствии с полученными данными и педагогически запланированными корректировками воспитательного процесса.
Методики для изучения воспитанности
рациональной направленности «недописанный тезис» «тезис и мнение по тезису» «альтернативный тезис» анкетирование «рассказ с ошибками» «ранжирование» шкалирование сочинение | практически действенной направленности наблюдение «ситуации выбора» анализ конфликтов акт добровольцев поведенческий срез ролевая игра | эмоциональной направленности социометрия «недописанный рассказ» тест-рисунок видоизмененный ТАТ ассоциативный тест «фантастический выбор» цветограмма |
Недописанный тезис
-Хорошая жизнь - это...
- Быть человеком - значит...
- Самое главное в жизни...
- Нельзя прожить жизнь без...
- В хорошей школе всегда...
- Чтобы стать настоящей личностью, надо...
- Если видишь недостатки человека...
- Наивысшая ценность для человека...
- Листая книгу, я всегда думаю...
-Я благодарен...
- Через двадцать лет я...
- Через пять лет я... и др.
Метод выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Просмотрев результаты, педагог группирует мнения учащихся: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация,
агрессивность или доброжелательность и т.д.
Альтернативный тезис
Данный метод обычно применяется для контроля за формированием мировоззренческих отношений или отношений обобщенного плана, реже - для проверки усвоения некоторых понятий. Может содержать множество высказываний в зависимости от целей опроса. Процентный обсчёт произведённого выбора является показателем и уровня рационального осмысления, и уровня отношения к явлению. Альтернативность предлагаемых суждений вынуждает школьника сделать один принципиальный выбор. Например:
- Дисциплина - это свобода.
Дисциплина - это неволя.
- Счастье - это много творчества и борьбы.
Счастье - это много всего, чего хочется.
- Учит жизни не книга, а опыт.
Учит жизни не опыт, а книга.
Недописанный рассказ
Данный метод один из самых гибких и эффективных методов. Рассказ должен быть предельно лаконичен, обрываться в кульминационной точке сюжета, выводить испытуемого на позицию субъекта разыгравшихся событий, не может содержать в себе назидательных указаний на решение. Например:
... Мне купили новые ботинки. И поэтому я не взял с собой сменную обувь. Показал у входа дежурным пустой мешок. Дежурные ничего не заметили. Весь день я ...
... Дверь отворилась, и кто-то крикнул: «Уроков не будет - водопровод прорвало!» Мы...
...Строители уехали, оставив после себя глину, канавы, горы песка. Дети из детского сада вышли гулять, Им гулять было негде. Мы...
...Мы увидели смешного малыша. На нём была огромная шапка. Малыша под нею почти не было видно. Серёга сказал: «Посмотрим. что там под шапкой!» - схватил её и бросил вверх. Мы...
Рассказ с ошибками
Данный метод прелагается школьникам для выявления их поведенческих знаний, в первую очередь. Поведенческие ошибки должны быть как явными, так и скрытыми. Стопроцентное обнаружение поведенческих ошибок свидетельствует о том, что школьники «видят» отношения, а не только действия «правильные» и «неправильные». Например.
Зазвонил телефон. Таня загнула страницу и взяла трубку, Пока она говорила с подругой, кошка прыгнула на книгу. Таня накрыла кошку газетой: пусть поспит в шалаше!
Потом Таня набрала горсть липких конфет: так приятно сосать конфеты, когда читаешь. Захотелось пить. Таня перебралась на кухню. Конечно, чуть не облила книгу, но - пустяки - тут же высушила на батарее.
Зазвонили у входа. «Прямо нельзя спокойно почитать!» - подумала Таня и бросилась открывать. Книга упала, она её подхватила, сунула под мышку. Рассердилась сама на себя и перестала торопиться. Книгу спокойно положила на диван вниз раскрытыми страницами, чтобы потом не искать нужную страницу. Теперь спокойно и весело пошла открывать дверь: интересно, кто там пришёл? (В рассказе заложено 8 поведенческих ошибок)
« Опросник »
Данный метод прост в организации , но сложен в обработке, так как очень разнообразны ответы респондентов. Ответы следует классифицировать и, обсчитав в процентном соотношении долю каждой группы ответов, дать оценку выявившемуся отношению. При сопоставлении ответов одной возрастной группы с другой выявляются утерянные с годами потенции развития и успехи возрастного развития учащихся. При допустимости самых неожиданных вопросов следует исключить те, которые носят провоцирующий характер, вовлекают детей в негативные переживания и наталкивают на дурные замыслы. Приводим текст опросника.
«Что люблю - что ненавижу?»
Написать пять ответов на два вопроса:
«Что я больше всего люблю?»
«Что я больше всего ненавижу?»
«Знаю ли я своих товарищей?»
Назвать пять имен своих товарищей. Напротив этих имён написать достоинства каждого, затем - недостатки.
«Мои социальные роли»
Ответить на шесть вопросов: ставится поочерёдно шесть раз один и тот же вопрос: кто ты? Испытуемый пишет ответ сразу, не зная о последующем вопросе.
«Кому чем помочь?»
Написать о своих желаниях сделать доброе для своих товарищей, для школы, для города, для людей вообще и сообщить, что для этого нужно и кто мог бы оказать содействие.
«Что нужно для счастья?»
Ответить на вопрос, что необходимо для того, чтобы чувствовать себя счастливым. ( Возможен вариант «Что делает меня несчастным?» )
«Что ты сейчас читаешь?»
Написать название литературного произведения ( любого жанра), чтение которого в настоящий момент начато, идёт или заканчивается.
«Ранжирование»
Данный метод ставит учащихся перед выбором значимых для личности понятий, которые отражают какое-либо явление, значимое для человека. Испытуемые расставляют из предложенного списка 5-10 слов поочерёдно в соответствии со степенью личной значимости. Список предлагаемых слов составляется из существительных, глаголов, причастий, наречий. Но не исключён вариант, когда предлагается расставить по рангу местоимения:
Они Она
Я Он
Мы Вы
Ты Оно
(Учащиеся младшего школьного возраста могут расставлять слова по алфавиту, по грамматическому значению, по принципу близости к школе и т.д. Поэтому нужно ясно и чётко провести объяснение того, что требуется сделать.)
Обработка результатов может проводится двояким путём: либо от самих понятий (например, графически отмечается, какое место занимает одно понятие в разных классах, предположим, такое, как «мы»), либо от первых трёх мест, включающие в себя социально-ценностные понятия (тогда отмечается, сколько учащихся в каждом классе выявили такую ориентацию), при этом обсчёту подлежат и понятия социального негативного значения (например, можно проследить, на какое место попадает такое слово как «бездельничать».
Учащимся предлагается следующий набор слов.
вежливый ласковый красивый здоровый аккуратный весёлый гуманный сильный умный независимый скромный трудолюбивый чуткий коллективист изящный | искусство каша дети коллектив труд книга родина деньги школа цветы собака человек наука государство природа | играть лепить работать петь бездельничать читать есть помогать разговаривать купаться смеяться бороться думать спать драться |
«Акт добровольцев»
(Л.В. Байбородова, профессор)
Данная методика направлена на определение активности и мотивов участия школьников в жизнедеятельности классного или школьного сообщества. Обрабатывая полученные данные, необходимо вести учёт добровольного участия каждого в проводимых делах и мероприятиях, что может стать основанием для оценки общественной активности школьников.
Установление связи между активностью учеников и предпочтениями в выборе направленности (познавательной, героико-патриотической, шефской, развлекательной и т.д.) организуемых дел позволяет судить об интересах и мотивах участия детей в жизнедеятельности школьного(классного) сообщества.
1. «Ребята, поможем учителям в оформлении кабинета. Приглашаем всех желающих в школу 5 сентября в 10 часов. Совет старшеклассников»
2. «Всех желающих приглашаем принять участие в разговоре-поиске «Как сделать нашу школу красивой и уютной».
3. «Тех, кто хочет принять участие5 в подготовке и проведении Новогоднего праздника для младших школьников, ждём 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы. Совет дела».
Началом акта добровольцев может стать и обращение руководителя или педагога школы к учащимся с целью приглашения их для участия в том или ином деле, проводимом в школе или классе.
«Ассоциативный тест»
При использовании данного метода нужно написать как можно большее количество слов, которые «приходят в голову» в связи, например, со следующими словами:
школа мы
учитель труд
человек мир
книга земля
деньги дом и т.д.
Слово, избираемое для проведения ассоциативного теста, называет то явление, отношение к которому изучается. Время на воспроизведение на письме ассоциаций в связи с названным словом строго ограничивается, а детей призывают написать «как можно больше слов».Ассоциативный тест раскрывает содержание для каждой отдельной личности понятия-явления, которое значимо для неё.
Математическая обработка результатов ассоциативного теста несколько затруднена индивидуализированным восприятием понятия-явления и чаще всего описательные, обобщенные характеристики становятся итогом анализа. Для выявления динамики понятия можно отразить обобщенные типы характеристик в процентах. Характеристика ассоциаций свидетельствует о содержательной стороне понятия, а изменения цифровые - об углублении, расширении, переосмыслении понятий-явлений по мере взросления.
«Пословицы»
( С.М. Петрова, кандидат психологических наук)
Данная методика может быть использована для определения уровня нравственной воспитанности и выяснения особенностей ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе. Для учащихся готовится бланк с 60 пословицами. Они по сути представляют 30 пар ценностных суждений, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в - духовное отношение к жизни
б, г - бездуховное отношение к жизни;
2) а, в - незначимость материального благополучия в жизни
б, г - материально благополучная жизнь;
3) а, в - счастливая, хорошая жизнь
б, г - трудная, сложная жизнь;
4) а, в - оптимистическое отношение к жизни
б, г - пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в - решительное отношение к жизни
б, г - осторожное отношение к жизни;
6) а, в - самоопределение в жизни
б, г - отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в - стремление к достижениям в жизни
б, г - отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в - хорошее отношение к людям
б, г - плохое отношение к людям:
9) а, в - коллективистическое отношение к людям
б, г - индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в - эгоцентрическое отношение к людям
б, г - эгоистическое отношение к людям;
11) а, в - альтруистическое отношение к людям
б, г - паритетное отношение к людям;
12) а, в - значимость дружбы
б, г - незначимость дружбы;
13) а, в - значимость ученья
б, г - незначимость ученья;
14) а, в - значимость труда
б, г - незначимость труда;
15) а, в - значимость соблюдения законов
б, г - незначимость соблюдения законов.
Работать с текстом можно двумя способами. При первом - учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с её содержанием по следующей шкале:
1 балл - согласен в очень незначительной степени;
2 балла - частично согласен;
3 балла - в общем согласен;
4 балла - почти полностью согласен;
5 баллов - совершенно согласен.
Второй способ предполагает, что каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Сумма баллов в первом случае или количество выборов во втором случае подсчитывается отдельно по ответам «а» и «в» и отдельно по ответам «б» и «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов - сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: че6м больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращённого варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Учащимся предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живётся, у кого денежка ведётся;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души свое не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чём не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живёт, тот долго живёт;
г) жизнь прожить - не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги - дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережёт;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьётся как рыба об лёд;
в) хочу - половина могу;
г) лбом стены не прошибёшь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживёшь, так и прослывёшь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди - всё, а деньги - сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живётся, а не как люди хотят;
в) от народа отстать - жертвою тать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело - сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все - соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) чёрный день придёт - приятели откажутся.
13. а) ученье свет, неученье - тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатому быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон - паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где твёрд закон, там всяк умён;
г) закон - что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.