Виды стилей педагогической деятельности
1. Стиль обучающей деятельности.
2. Стиль педагогического общения.
3. Стиль воспитательной деятельности.
Стили педагогической деятельности как образцы (типы)
1. Творческий стиль педагогической деятельности
2. Гуманистический стиль педагогической деятельности.
А.К. Марковой и А.Я. Никоновой принадлежит классификация стиля обучающей деятельности,в основе которой лежат его содержательные и динамические характеристики. К первым отнесены: преимущественная ориентация на отдельные фрагменты учебно-воспитательного процесса, т.е. на результаты или процесс обучения; степень адекватности планирования этого процесса; оперативность — консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; рефлексивность — интуитивность. Динамические характеристики: гибкость — традиционность, импульсивность — осторожность, степень устойчивости по отношению к изменяющейся ситуации, уровень стабильности по отношению эмоционального отношения к учащимся, уровень требовательности, направленность рефлексии в неблагоприятной ситуации: на себя, на других, на обстоятельства.
На этой основе выявлено четыре стиля обучающей деятельности: эмоционально-импровизационный и эмоционально-методичный (преимущественная ориентация на процесс обучения), рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный (ориентация на результаты обучения).
Стиль воспитательной деятельностиопределяют как проективно-ситуативный (по характеру выдвигаемых задач); творчески-утилитарный (по способу их решения); коллективистско-эгоцентричный (по активности в общении с детьми).
Стиль педагогического общенияхарактеризуют как стиль управления детским коллективом (авторитарный, демократический, попустительский) и через отношение к детям (активно и пассивно положительный, активно и пассивно отрицательный).
Проблема формирования и обучения учителя стилю педагогической деятельности вытекает из того значения, которое придают ей все исследователи. Так, Е.А. Климов полагает, что формирование индивидуального стиля деятельности есть один из путей профилактики неврозов и других заболеваний. К тому же индивидуальный стиль продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности. Благодаря усвоению ИСД повышается эффективность деятельности, усиливается положительная мотивация, изменяется личностный статус работника. Индивидуальный стиль деятельности служит способом реализации творческого потенциала учителя и существенно влияет на успешность его деятельности. Стиль.— одно из главных условий профессионального мастерства учителя.
Необходимыми условиями формирования индивидуального стиля деятельности считают: воспитание у всех членов коллектива положительной направленности и мотивов деятельности, инициативы и самостоятельности, преимущественное применение положительных оценок и коллективный стиль руководства. К важным условиям, имеющим отношение к формированию индивидуального стиля деятельности, также добавляют: учет особенностей эмоциональных реакций, самооценок и установок для обеспечения активной мотивации, а также психологическое просвещение обучающих и обучающихся, предполагающее ознакомление с закономерностями овладения трудовыми умениями и навыками, ходом становления и значением трудовых привычек. Становление индивидуального стиля деятельности протекает в двух формах — путем самовоспитания или в результате воспитывающего эксперимента (Васильева Е.Ю., 1997).
Цели обучения СПД: развитие и актуализация профессионально-нравственных качеств личности педагога — деловых, общения и личности — в условиях обучения СПД.
Деловые качества
Целеполагание.
Эрудиция.
Мышление
Интуиция
Импровизация
Наблюдательность
Предвидение
Оптимизм
Рефлексия и др.
Качества общения
Такт, эмпатия.
Доброжелательность
Справедливость.
Общительность.
Ответственность и др
Качества личности
Развитый интерес к другому человеку.
Уважение его неповторимости
Стремление к индивидуальному СПД.
Наличие целостной «Я-концепиии» и адекватной самооценки
Стремление к творчеству и др
Технология обучения СПД опирается на различные принципы, выполняет различные функции и состоит из разных компонентов:
Принципы
Целеполагание
Системность.
Проблемность.
Технологичность
Коммуникативность
Интенсивность.
Модульность.
Компоненты
Целевой.
Содержательный
Мотивационный.
Организационно-методический
Результативный.
Функции
Мотивационная.
Коммуникативная.
Проектировочная.
Исследовательская
Адаптирующая.
Преобразующая.
Ожидаемые результаты обучения СПД: достаточно полное представление у слушателей о месте и значимости СПД в овладении профессиональной деятельностью и стремление к самооценке и совершенствованию стиля в последующей профессиональной деятельности.
Программа по обучению педагогов СПДпредусматривает решение последовательного ряда задач (Васильева Е.Ю., 1997).
I раздел.Познание стиля педагогической деятельности как интегральной характеристики.
Задачи: а) формирование понятия о СПД; б) развитие интереса к этой категории педагогического мастерства; в) пробуждение потребности в познании особенностей собственного стиля педагогической деятельности.
Ожидаемый результат: у педагога появляется потребность в самооценке СПД на основе достаточно полного представления о месте и значимости СПД в овладении профессиональной деятельностью.
Методы: лекция, беседа, анализ и самоанализ.
II раздел.Познание себя как субъекта формирования СПД.
Задачи: а) обучение приемам и способам формирования профессионально-нравственных качеств, характеризующих СПД; б) организация учебно-педагогической деятельности, способствующей актуализации и развитию СПД; в) формирование мотивов овладения СПД.
Ожидаемый результат: педагоги активно включаются в процесс взаимодействия с педагогами по овладению не только необходимыми знаниями, но и способами поведения, характеризующими СПД.
Методы: анализ и самоанализ; решение педагогических задач, профессиональный тренинг, лекция.
Обучение педагога СПД способствует его профессионально-педагогическому становлению и является эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
— обучение строится с учетом личного опыта педагога и осознания значимости СПД в профессиональной деятельности;
— обучение приобретает двусторонний характер взаимодействия психолога и педагога, выступающих в равной позиции субъектов педагогического процесса;
— совместно с педагогом обсуждаются цели, содержание, технология и ожидаемые результаты обучения СПД;
— в процессе обучения у них складывается достаточно полное представление о гуманистическом и творческом характере СПД и стремление к овладению необходимыми знаниями и умениями, характеризующими СПД;
— процесс взаимодействия участников подготовки вызывает чувство взаимной и личной удовлетворенности достигнутым результатом;
— личностным достижением курсового обучения является потребность в самооценке педагогом СПД как средства самоутверждения.
Критерии и показатели обучения стилю педагогической
деятельности:
Критерии Показатели
Осознание сущности Знание сущности и оценочные суждения о роли и функциях и значимости СПД
и значимости СПД впрофессиональном становлении учителя, самооценка СПД.
В качестве примера приведена методика первого и завершающего занятий.
Занятие 1.Стиль педагогической деятельности в структуре профессионального развития педагога.
Основные задачи занятия:
1. Провести диагностику СПД педагога с целью определения преобладающих качеств личности.
2. Создать у слушателя представление об эталоне СПД.
3. Выявить ожидания слушателей от занятий и изучить их предложения по содержанию и формам их проведения.
4. Обосновать значимость СПД в профессиональной деятельности педагога.
5. Актуализировать проблему СПД и обеспечить готовность педагогов к эксперименту.
Содержание занятия:
Диагностика СПД педагога. Выявление ожиданий слушателей от подготовки и их предложений и вопросов (вопросник). Стиль педагогической деятельности (СПД): понятие, структура, функции, процесс и пути формирования. Подходы к классификации типичных стилей (В.Н. Сорока-Росинский, С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, А.А. Ходаков и др.) СПД в структуре профессионального развития педагога. Критерии и показатели СПД, уровни его сформированности.
Возможные формы проведения занятия:
1. Мониторинг.
2. Лекция-вуализация.
3. Беседа.
4. Анкетирование.
Методические рекомендации: психолог заранее разрабатывает текст содержания бланков для мониторинга. Бланки заполняются и обрабатываются на занятии. Педагогам подробно объясняются результаты. Для выявления их ожиданий и предложений можно объединить педагогов в 3—4 микрогруппы с последующим изложением мнения от этой группы.
Занятие2. Основные пути совершенствования стиля взаимодействия педагога и воспитанников.
Основные задачи занятия:
1. Систематизировать и конкретизировать знания о стиле взаимодействия педагога и воспитанников.
2. Способствовать формированию четкого представления о необходимости формирования комплекса профессионально-нравственных качеств для овладения стилем педагогической деятельности.
Содержание занятия:
Общее понятие о стиле взаимодействия. Стиль отношения педагогов с детьми. Характеристики устойчиво-положительного, пассивно-положительного, неустойчивого стилей отношения.
Стиль деятельности педагогов в проявлении ориентации на различные аспекты педагогической деятельности: проектирующий — ситуативный; творческий — репродуктивный; практический — воспитательный; коллективистский — эгоцентрический. Стиль педагогического руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Стиль педагогического общения.
Методические рекомендации: занятие носит завершающий характер и проводится в форме лекции-беседы, где соединяются элементы лекции и семинара: психолог обращается к слушателям, поощряя их высказывания, комментируя эти высказывания и т.д. В то же время следует глубоко, логично и последовательно изложить материал. На занятии можно провести мониторинг по материалу всего прочитанного спецкурса. Слушатели выполняют творческое задание, цель которого заключается в составлении для себя рекомендаций по формированию СПД. Возможные формы проведения занятия:
1. Лекция-объяснение.
2. Лекция-беседа.
3. Творческая работа.
4. Мониторинг.
5. Педагогическая рефлексия.
4.2. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Конфликтв психологии рассматривается как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация возникает при наличии противоречивых позиций сторон. Следовательно, она содержит субъектов конфликта (оппонентов) и его предмет. Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт. Если конфликт разрешается деструктивно, его последствиями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, отрицание, уход, эскалация, поляризация. И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, эффективность, энергичность. Выделяют разные типологии конфликтов:а) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, социальные; б) ценностей, личностных потенциалов, ресурсов, интересов, средств достижения целей и норм; в) социально-политические, межэтнические, организационно-управленческие, производственные, семейные, супружеские и др.
Выделяется и особая группа конфликтов — педагогические.
Н.В. Самоукина делит педагогические конфликты на три большие группы: 1. Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников. 2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. 3. Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации.
В.И. Журавлев классифицирует педагогические конфликты по взаимодействию педагога с возрастными группами учащихся. В начальных классах это конфликты этики и запредельной этики, связанные с нарушениями учителем педагогического такта и правонарушениями; дидактические, вызываемые дисциплинированием, дискриминацией учащихся, неадекватной оценкой неуспеваемости, и служебными недостатками учителей. В работе с подростками чаще других встречаются конфликты дисциплины учащихся, конфликты дидактического взаимодействия, конфликты методических ошибок учителя и конфликты нарушений им этики. В старших классах — это конфликты, связанные с неадекватным дисциплинированием и конфликтным поведением учителя.
М.М. Рыбакова связывает конфликты с различными педагогическими ситуациями: конфликты деятельности, конфликты поведения (поступков), конфликты отношений.
Особенности педагогических конфликтов:
1. Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта: школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
3. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному).
5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7. Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастание, реализация и затухание. Успешная блокировка конфликта (переведение его из области коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную) возможна лишь на первой стадии. Если конфликт разгорелся, подавить его уже не удается. Воспитательная коррекция эффективна на третьей стадии, когда произошла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».
Поскольку лучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика, психологу необходимо вести работу с педагогами по повышению их социально-психологической компетентности. Это первое направление работы психолога с педагогом.
Социально-коммуникативная компетентность —это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определить личностные особенности и эмоциональное состояние других людей; умение выбирать адекватные способы общения и реализовать их в процессе взаимодействия. Профилактическими методами, способствующими формированию данных умений, которым можно обучать педагогов, являются следующие методы.
Метод интроспекциизаключается в том, что педагог ставит себя на место ученика, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот ученик испытывает в данной ситуации. После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком. Действенность этого метода высока, но не безгранична. Возникает опасность принять собственные мысли и чувства за мысли и чувства ребенка. Применяя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями ребенка и менять их в случае несоответствия.
Метод эмпатииоснован на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Если педагог — человек эмоциональный, склонный к интуитивному мышлению, то данный метод будет для него полезным. К такому типу относятся чаще всего учителя-словесники, преподаватели художественных дисциплин, относящиеся к типу «художников». Этот метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог может доверять своей интуиции и вовремя останавливать возникновение интеллектуальных интерпретаций.
Метод логического анализаподходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации. К типу «мыслителей» относятся учителя физики, математики.
Метод творчествапозволяет превратить проблемы конфликтной ситуации в новые возможности и извлечь из нее максимальную выгоду. Он состоит в превращении проблемы в задачу. Основан на творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-либо научиться в любой ситуации, использовании позитивных утверждений.
Метод позитивного самоутвержденияоснован на стратегии выиграть/выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путем нападения, поиска виновника, формулировки требований, а путем «Я-высказываний», отражающих суть события потребности, чувства, взгляды человека на ситуацию.
Метод совместной властиоснован на партнерских отношениях: «власть с ...», а не «власть над ...». Позволяет добиться наиболее желательных для личности результатов, одновременно создавая ценности для другого человека.
Метод управления эмоциямиоснован на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, умении их передать другому. Это становится возможным при выработке умений сомоконцентрации, безопасной разрядки эмоций и выработке стремления к улучшению отношений.
Метод анализа конфликтных ситуацийс помощью стратегии выиграть/выиграть, позволяющий рефлексивным способом находить разнообразные варианты решения проблемы с выгодой для обеих сторон.
Метод социально-психологического тренинга,позволяющий развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия.
Метод интуиции,используемый в индивидуальной и групповой формах работы с педагогами. Основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции.
Метод воображения,помогающий развивать социальную рефлексию, прогнозирующий варианты поведения партнера по общению и свои собственные реакции, и др.