Виды гимнастики и их характеристика

Всистеме физического воспитания ребенка дошкольного воз­раста выделяются различные виды гимнастики: общеразвиваю-щая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повыше­ние их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.

Основная гимнастика. Основная гимнастика направлена на ук­репление здоровья, общей физической подготовленности, зака­ливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхатель­ной, эндокринной).

В содержание основной гимнастики входят строевые (упражне­ния в построении и перестроении), общеразвивающие и основ­ные движения. Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается дея­тельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, ук­репляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые счи­тают гимнастику важным фактором повышения работоспособно­сти, лучшим средством отдыха.

Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно вли­яющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требова­ния к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая харак­тером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом Движений, особенностями исходных положений.

Гимнастические упражнения могут быть: I а) динамичными (направленными на более полное исполь­зование всех движущих сил при выполнении физических упраж­нений и одновременное уменьшение сил тормозящих);

б) статическими (они связаны с неподвижным сохране­нием какого-либо положения тела и его позы).

Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэроб­ный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).

Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функ­циональных систем организма. Средствами гигиенической гимна­стики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с за­каливающими: водными, воздушными и солнечными процедура­ми; массажем и самомассажем.

Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных

групп детей.

Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повыше­ние общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.

Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без пред­метов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыж­ками. Отличительной особенностью художественной гимнастики яв­ляется связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выра­зительность движений, их красота и грациозность, что в значитель­ной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастигаг ста­ли доступными детям, а их движения гармоничными, естественны­ми и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в рав­новесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, эле­менты народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, лен­ты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.

В художественной гимнастике широко используется художе­ственное движение — система физических упражнений пре­имущественно танцевального характера, отличающихся ритмич­ностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью дви­жений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждени­ях можно использовать доступные элементы художественного дви­жения при проведении разных форм организации двигательной

деятельности.

К спортивным видам гимнастики относится акробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях исполь-

зуются отдельные элементы акробатики, в основном это подводя­щие к акробатическим упражнениям движения, которые подготав­ливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.

Особого внимания педагога требует выполнение упражнений на растяжку и кувырков. Ряд исследователей подчеркивают необ­ходимость осторожного подхода педагогов к обучению ребенка ку­выркам (М. Н. Поняев, О. Сытель и др.). Многие специалисты в об­ласти физического воспитания ребенка рекомендуют в целях охра­ны позвоночника, особенно шейных его отделов, надевать ребен­ку шейный воротник (Т.Доман, Д.Доман, Б.Хаги и др.) или сте­лить мягкий коврик (И.Борисова).

В раннем возрасте акробатические движения выполняются вме­сте со взрослыми (мамой, папой, воспитателем). К акробатичес­ким видам упражнений относятся упражнения типа: «Стрекоза», «Самолетик», «Ласточка», «Рыбка», «Окошко» и др.

Ритмическая гимнастика представляет собой систему физичес­ких упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнас­тика способствует развитию у детей мышечной свободы, вырази­тельности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.

Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнасти­ку, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.

Прикладная гимнастика. К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направлен­ная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, сня­тия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправле­ния осанки.

Наши рекомендации