Наиболее существенные предпосылки успешной реализации проекта

• создание определенного центрального руководства с достаточ­ными полномочиями на принятие решений, способного действовать энергично и целеустремленно;

• определение и четкая формулировка целей, выделение различий между старым и новым. Описание проекта;

• оценка экономии, которая должна быть достигнута;

• своевременное обучение лиц, выделенных для работы над проек­том, их обучение желательно провести еще до начала реализации про­екта;

• выделение необходимых людских и финансовых средств для осу­ществления планируемых изменений (лучших специалистов);

• забота о том, чтобы проводимые изменения соответствовали ин­тересам большинства;

• обеспечение в проекте наличия таких аспектов, которые заинте­ресовали бы всю организацию;

• забота о том, чтобы коллектив был в курсе дел относительно реа­лизации проекта путем достаточно подробной информации (периоди­ческие сообщения, наглядная агитация, связь с общественностью, сред­ства массовой информации);

• обеспечение наличия консультационной и информационной сети с четким разграничением компетенции и способностью решать конф­ликтные ситуации (не оставлять без внимания малейшие сигналы);

• постоянный контроль за «узкими местами» в проекте и быстрое реагирование на возникающие сложности;

• постоянная коррекция хода реализации проекта (планирование, согласование, информация и обучение);

• коррекция временного графика: проекты, рассчитанные на дли­тельный период времени, нередко устаревают;

• постоянный контроль за полученными результатами: системати­ческая оценка хода реализации проекта (6).

Основные причины неудачной реализации

Проектов (опыт всемирного банка по проектам и проектной деятельности)

• отсутствие четко определенных целей проекта;

• недостаточный учет внешней среды; -

с. 31

• отсутствие эффективной системы управления проектом;

• недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта (влияние на участников проекта, быстрое разрешение конфликтов, по­литические и социальные аспекты).

Применение теоретических подходов при проектировании иннова­ционной деятельности в образовании и управление педагогическими проектами позволят осуществлять инновации продуманно, рассматри­вая и учитывая при этом многообразие реальных ситуаций, подводя научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик. Следует помнить, что каждый конкретный случай требует спе­цифических подходов и адекватных им методов решения.

Список использованной литературы

1. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. - М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997.

2. Воропаев В. И. Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.

3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. - М.: МАРО, 1996.

4. Добров Г. М. Прогнозирование науки и техники.- М.: Наука, 1977.

5. Джонс Дж. К. Методы проектирования. Пер. с англ. - 2-е изд. -М.: Мир, 1986.

6. Йеннекенс Ж. Осуществление преобразований. В кн. Менедж­мент в условиях рыночной экономики. - Минск: ЭНИС, 1992.

7. Занковский А. Н. Организационная психология. - М.: Флинта, 2000.

8. Моисеев А. М. Проектирование систем внутришкольного управ­ления. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси­хологии. - М.: Наука, 1984.

10. Панов А. И. Проектная и экспертная работа в образовании. -Томск, 1998.

11. Пономарева Г. М. Развитие образовательных систем и про­блема реформирования образования. - М.: АПКиПРО, Академический вестник. 2001, №6.

12. Саймон Г. Науки об искусственном. - М.: Мир, 1972.

13. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы фи­лософии, 1984, № 10, с. 87-99.

14. Системный подход к отбору содержания, методов, организа­ционных форм и средств обучения. - М., 1991.

15. Слободчиков В. И. Характеристика этапов социально-педаго­гического проектирования //Учительская газета, 1992, № 41-45.

16. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская эн­циклопедия, 1989.

С.32

17.Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997.

18. Суд над системой образования: Стратегия на будущее / Под ред У. Д. Джонстона. Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991.

19. Третьяков П. И. Школа: управление по результатам. - М.: Но­вая школа, 2001.

20. Румянцева 3. П. и др. Экспертиза инновационных проектов. В кн. Менеджмент организации. - М.: ИНФРА, 1996.

21. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. - М.: Владос, 2001.

22. Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. - СПб: «Два ТРИ», 1996.

23. Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирова­ние. - СПб.: СПбГТУ, 1996.

24. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М:ЦС ПО РСФСР, 1991.

25. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. -Киев: Наукова Думка, 1974.

Наши рекомендации