Наиболее существенные предпосылки успешной реализации проекта
• создание определенного центрального руководства с достаточными полномочиями на принятие решений, способного действовать энергично и целеустремленно;
• определение и четкая формулировка целей, выделение различий между старым и новым. Описание проекта;
• оценка экономии, которая должна быть достигнута;
• своевременное обучение лиц, выделенных для работы над проектом, их обучение желательно провести еще до начала реализации проекта;
• выделение необходимых людских и финансовых средств для осуществления планируемых изменений (лучших специалистов);
• забота о том, чтобы проводимые изменения соответствовали интересам большинства;
• обеспечение в проекте наличия таких аспектов, которые заинтересовали бы всю организацию;
• забота о том, чтобы коллектив был в курсе дел относительно реализации проекта путем достаточно подробной информации (периодические сообщения, наглядная агитация, связь с общественностью, средства массовой информации);
• обеспечение наличия консультационной и информационной сети с четким разграничением компетенции и способностью решать конфликтные ситуации (не оставлять без внимания малейшие сигналы);
• постоянный контроль за «узкими местами» в проекте и быстрое реагирование на возникающие сложности;
• постоянная коррекция хода реализации проекта (планирование, согласование, информация и обучение);
• коррекция временного графика: проекты, рассчитанные на длительный период времени, нередко устаревают;
• постоянный контроль за полученными результатами: систематическая оценка хода реализации проекта (6).
Основные причины неудачной реализации
Проектов (опыт всемирного банка по проектам и проектной деятельности)
• отсутствие четко определенных целей проекта;
• недостаточный учет внешней среды; -
с. 31
• отсутствие эффективной системы управления проектом;
• недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта (влияние на участников проекта, быстрое разрешение конфликтов, политические и социальные аспекты).
Применение теоретических подходов при проектировании инновационной деятельности в образовании и управление педагогическими проектами позволят осуществлять инновации продуманно, рассматривая и учитывая при этом многообразие реальных ситуаций, подводя научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик. Следует помнить, что каждый конкретный случай требует специфических подходов и адекватных им методов решения.
Список использованной литературы
1. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. - М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997.
2. Воропаев В. И. Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. - М.: МАРО, 1996.
4. Добров Г. М. Прогнозирование науки и техники.- М.: Наука, 1977.
5. Джонс Дж. К. Методы проектирования. Пер. с англ. - 2-е изд. -М.: Мир, 1986.
6. Йеннекенс Ж. Осуществление преобразований. В кн. Менеджмент в условиях рыночной экономики. - Минск: ЭНИС, 1992.
7. Занковский А. Н. Организационная психология. - М.: Флинта, 2000.
8. Моисеев А. М. Проектирование систем внутришкольного управления. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
10. Панов А. И. Проектная и экспертная работа в образовании. -Томск, 1998.
11. Пономарева Г. М. Развитие образовательных систем и проблема реформирования образования. - М.: АПКиПРО, Академический вестник. 2001, №6.
12. Саймон Г. Науки об искусственном. - М.: Мир, 1972.
13. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии, 1984, № 10, с. 87-99.
14. Системный подход к отбору содержания, методов, организационных форм и средств обучения. - М., 1991.
15. Слободчиков В. И. Характеристика этапов социально-педагогического проектирования //Учительская газета, 1992, № 41-45.
16. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.
С.32
17.Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997.
18. Суд над системой образования: Стратегия на будущее / Под ред У. Д. Джонстона. Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991.
19. Третьяков П. И. Школа: управление по результатам. - М.: Новая школа, 2001.
20. Румянцева 3. П. и др. Экспертиза инновационных проектов. В кн. Менеджмент организации. - М.: ИНФРА, 1996.
21. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. - М.: Владос, 2001.
22. Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. - СПб: «Два ТРИ», 1996.
23. Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - СПб.: СПбГТУ, 1996.
24. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М:ЦС ПО РСФСР, 1991.
25. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. -Киев: Наукова Думка, 1974.