Понятие деловой игры и ее место в системе подготовки специалистов
Деловая игра является сложной формой практического профессионального обучения и отличается от других форм практического обучения более точным ролевым и имитационным воспроизведением реальной оперативно-служебной обстановки и деятельности органов внутренних дел во всем комплексе условий и особенностей. Игре предшествуют лекция, практические занятия, курсовые работы. Анализ педагогической литературы, посвященной игровым формам обучения, показывает, что, во-первых, все разновидности игр, применяемых для профессиональной подготовки относятся к классу имитационных, во-вторых, деловую игру можно рассматривать как статистическую, так и динамическую модель профессиональной деятельности. Преподаватель еще на стадии разработки совмещает две модели - имитацию предметного содержания профессии и живого профессионального труда сотрудника.
Построение деловой игры основано на принципах: имитационное моделирование конкретных условий и динамики правоохранительной деятельности, игровое моделирование содержания профессиональной деятельности специалиста; двуплановость игровой учебной деятельности заключается в том, что достижение игровых целей служит средством реализации личности специалиста, целей обучения и воспитания; проблемность содержания игры и процесса ее развертывания в познавательной деятельности слушателей; совместная деятельность специалистов в условиях ролевого взаимодействия, разделения и интеграции имитируемых в игре производственных функций; взаимодействие и диалогическое общение партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений, развития познавательной активности.
Содержание элементов игровой организации.
1. Этап (операция) при подготовке игры связаны с прогнозированием, так как игровые действия слушателей неизбежно влекут изменения в игровых ситуациях, сложный комплекс реакций играющих. Игра должна «просматриваться» преподавателем с различных позиций, чтобы деятельность участников не стала непредсказуемой и неуправляемой. Чем больше вариантов сможет прогнозировать преподаватель, тем более эффективной будет модель занятия. Вместе с тем, снижается вероятность допущения ошибок и со стороны организатора игры. Подготовительная деятельность строится на прогностической основе, считающейся видом управленческой деятельности и обращенной в будущее. Каждому этапу прогнозирования соответствует прогнозный фон, представляющий собой совокупность внешних обстоятельств, имеющих значение для объекта прогнозирования. Прогнозирование предоставляет организатору деловой игры следующие возможности: обнаружить проблемную ситуацию, на основе которой будет строится деловая игра; произвести многовариантный анализ хода и результатов игры; выявить вероятные типовые ошибки участников игры; определить серию приемов, направленных на стабилизацию профессиональных качеств; установить тенденции и закономерности развития игры с учетом состава участников.
Диагностика основных элементов предстоящей игры является главной задачей первого этапа подготовки деловой игры и включает пять следующих операций. В первую включены выбор темы и анализ исходной ситуации для игры. Отметим, что темой деловой игры может стать практически любая тема учебного курса, имеющая практический выход на будущую профессиональную деятельность. Вторая операция включает постановку целей и задач предстоящей деловой игры, формулирующихся с учетом темы и исходной ситуации. Заметим, что с одной исходной ситуацией, но преследуя различные цели, преподаватель может по-разному строить ход деловой игры. Для этого он соответствующим образом расставляет акценты и формулирует цели и задачи на каждого этапа (операции). С учетом целей, задач, темы, состава участников и других элементов в ходе третьей операции определяется структура игры (корректируется типовая структура). Диагностика игровых качеств участников деловой игры составляет четвертую операцию в подготовке игры. Проведение деловой игры наиболее эффективно, когда действия преподавателя направлены не на абстрактную личность, а на конкретного слушателя или хорошо подготовленную учебную группу слушателей. Оптимизация процесса обучения в институте, предполагая высокий эффект обучения, влечет за собой более интенсивную работу преподавателя на стадии подготовки при выборе приемов обучения и их рациональной организации. По итогам деловой игры преподаватель может внести представление на поощрение наиболее активных участников игр. В состав пятой операции входит исследование объективных обстоятельств, влияющих на ход занятия, рассматриваются и оцениваются внешние атрибуты игры. Для проведения деловой игры может быть выбрана учебная аудитория без имитации внешних условий места происшествия, а исходные данные анализируются игроками по тексту задания или сценария.
2. Второй этап подготовительных действий представляет собой подготовку сценария и включает три операции: системный анализ исходной информации; анализ существующих методик решения поставленной проблемы; подготовку сценария деловой игры. Первую операцию составляет системный анализ исходной информации, с которой начинается игра. В педагогической литературе отмечается, что необходимым требованием при подборе исходной информации является ее острота и проблемность, способные активизировать процессы мышления, поведения, вовлекающие слушателей в игровой процесс. Поэтому в литературе исходную информацию иногда сравнивают с яркой и увлекательной завязкой детективного романа. В качестве исходной информации для деловой игры могут быть использованы как гражданское дело, рассмотренное судом, так и сюжеты описанные в различных изданиях. В деловой игре проблемность выражается в следующем: в рассмотрении проблемных ситуаций, поиске совместно с преподавателем путей решения поставленных вопросов; в выявлении самостоятельно (без преподавателя) в исходной ситуации (вводных) игры узловых моментов, подлежащих разрешению; при этом ряд ситуаций может разрешаться в ограниченное преподавателем время или же с внесением новых материалов, усложняющих ситуацию; во введении в исходную ситуацию данных, влекущих за собой возможность допущения слушателями типовых профессиональных ошибок, позволяющих подвергать работу слушателей детальному анализу, устанавливать период деятельности, когда была допущена прогнозируемая ошибка; предупреждать их; в проведении обзора-анализа или разбора типичных профессиональных ошибок, допущенных участниками занятия, а также ошибок, которые они могли допустить в серии игр или профессиональной деятельности. Подготовка сценария деловой игры является третьей операцией данного этапа. В педагогической литературе сценарий деловой игры рассматривается как обусловленная учебными задачами динамическая структура, отражающая внутреннее строение игры и функционирование ее элементов.
3. Ознакомление учебной группы с исходной информацией можно считать частью проведения деловой игры. Практика показывает, что с исходной информацией, по которой будет проходить деловая игра, слушателей знакомят по усмотрению кафедры как за несколько дней до занятия (т.е. игра проводится с домашней подготовкой), так и непосредственно перед игрой. Слушатели, получая исходную проблемную информацию, включаются в познавательный процесс, а материалы предстоящей деловой игры вплетаются как в их учебную, так и повседневную деятельность. В связи с этим, перед изложением исходной информации целесообразно выполнение ряда приемов, направленных на стабилизацию психологического контакта с группой. К ним, по мнению психологов, относятся: визуальное диагностирование эмоционального состояния группы (не поглощены ли слушатели обсуждением каких-то других событий и пр.); постановка нескольких вопросов относительного того, что волнует слушателей, демонстрация понимания их состояния и проблем, сходство оценок обсуждаемой ситуации и т.п.; похвала силе и способностям членов группы, рассказ об их успехах в изучении курса; демонстрация своего отношения к группе, проявление уважения, заботы, одобрения самого факта участия в деловой игре; эмоциональность при изложении исходной информации и постановке учебных задач.
Преподаватель является организатором игры и должен свободно ориентироваться в исходной информации, отвечать на вопросы участников игры. Речь преподавателя при изложении исходной информации должна быть эмоционально яркой, удивлять, поражая необычностью и новизной. В дидактике отмечается, что важным условием группового проблемного мышления является психологическая заразительность речи преподавателя. Поэтому ему следует так показать зрительные образы, чтобы слушатели не только «увидели» то, о чем говорит преподаватель, но и «заразились» от его эмоционального воздействия, вчуствовались в ситуацию. Учебные задачи, которые преподаватель ставит перед слушателями, должны быть предельно конкретны, они могут уточняться при получении слушателями задания.
При постановке учебных задач целесообразно обратить внимание слушателей на необходимость постоянного анализа развивающихся отношений с другими участниками игры, выявление возможных разногласий и конфликтных ситуаций, их причины, формы развития, пути предотвращения конфликтных отношений в имитируемой служебной деятельности.
4. Самоподготовка группы к деловой игре включает несколько операций: системный анализ исходной информации, изучение специальной литературы по теме игры, подготовку и выполнение ролевых функций. Слушателям в ходе самоподготовки к игре необходимо внимательно изучить специальную, справочную и монографическую литературу, найти ту информацию, которая нужна для разрешения проблемной ситуации. Задача преподавателя актуализировать интерес и познавательную потребность, активизировать мышление слушателей. Преподаватель не вмешивается в процесс самоподготовки группы к деловой игре. Наводящими вопросами он подводит к ответу или подсказке через решение промежуточной учебной задачи, позволяя слушателям обрести уверенность в своих силах. А возможность использовать на занятии любую специальную литературу раскрепощает играющих, снимает психологические барьеры перед стоящими проблемами, убеждает в возможности коллегиального пути разрешения любых проблемных ситуаций. Высокой результативностью отличаются индивидуальные консультации преподавателя каждому слушателю, участвующему в игре. Он, с одной стороны, лучше осмысливает и усваивает свои игровые обязанности при выполнении конкретных функций, с другой - преподаватель устанавливает с ним более тесный психологический контакт, углубляет взаимное доверие. Рекомендации, которые дает преподаватель, помогают оптимизировать исполнение конкретной роли, формируют положительные стереотипы выполнения реальных профессиональных обязанностей.
5. Проведение деловой игры. Управление ходом деловой игры. В деловой игре личность преподавателя не должна заслонять «поле» возможностей, где мог бы проходить процесс творческого самовыражения слушателя. Игра снимает психологические рамки и ограничения, обучаемый в игре обретает свое лицо, осуществляет накопление профессиональных потенциалов, некоторого профессионального опыта. Игровые формы проведения занятий формируют у слушателей один из важных аспектов профессионально-деловой подготовленности - индивидуальный стиль профессионального общения. По стилю поведения в игровых ситуациях ученые выделяют четыре основных типа участников «инициаторы», «концепционисты», «интеграторы», «счетоводы». «Инициатор» стремится наметить для учебной (проблемной) группы основные направления деятельности, определить сферу ее интересов, побудить других слушателей к активности, руководить и давать распоряжения. «Концепционист» является «мозговым центром» группы, генератором удачных концепций деятельности, но при этом больше интересуется самой проблемой, чем другими членами игрового коллектива. Он всегда оказывается в роли руководителя группы, проводит анализ данных и возможностей, выдвигает гипотезы, оценивает связи и зависимости в построенной модели, предсказывает пути решения проблемы. Однако поведение данного типа участников игры не всегда связано с повышенной интеллектуальной активностью. «Интегратор» стремится к созданию в группе добрых отношений, смягчающих противоречия и возможные трения, подчеркивает успехи группы, шутит для поднятия настроения. «Счетовод» демонстрирует упорядочивающее поведение, проявляющееся в заботе о соблюдении формальностей, правильном ходе игры, выполнении установочных сроков, своевременном и правильном заполнении документов.
Управление ходом деловой игры может осуществляться прямо и косвенно. В ряде случаев это управление носит синтетический характер - косвенно-прямой. Прямое управление выражается в приказаниях, предложениях, замечаниях преподавателя, которые направлены на изменение содержания или правил игры. Для косвенного управления характерно введение дополнительной информации, оказывающей влияние на формирование мотивов, затрагивающей индивидуальные интересы играющих. При этом ведущий игру преподаватель или один из игроков прямо не высказывает свое желание изменить ход игры, а вводит новые данные, являющиеся основанием для принятия играющими соответствующих решений. Так игровые формы развивают элементы механизма саморегулирования и самоуправления. Результативность воздействия на участников деловой игры определяется через обратную связь. Возможен вариант проведения игры, когда преподаватель, осуществляя руководство игрой, берет на себя наиболее сложную роль. Это позволяет в любой момент откорректировать ход занятия, изменить формы общения, ввести новую информацию, вызывающую прогнозируемую эмоциональную реакцию участников. Вводимый учебный материал должен предполагать дискуссионное обсуждение, возможность проведения эксперимента, короткого анкетирования (мини интервью), мини-игры для проведения проверки результатов дискуссии.
6. Анализ деловой игры. Для проведения анализа занятия преподаватель может использовать следующие положения: постановку задач по оценке хода и результатов деловой игры и определение предмета анализа; - установление критериев оценки игровой деятельности; анализ игры ее участниками в ходе дискуссии о достоинствах и недостатках игры; подведение итогов обсуждения преподавателем. Преподаватель при постановке задач обсуждения игры может предложить условия процедуры ее обсуждения.
При этом анализу подлежат только реально выполненные ролевые действия участника игры, но не его деятельность вообще (учебная, научная и пр.). Может быть неигровая деятельность слушателя в чем-то противоречит его ролевой позиции, но данное обстоятельство не должно становиться предметом обсуждения, потому что это не относится к анализируемой игре и усложнит или необоснованно затянет процесс обсуждения занятия. Анализ реакций слушателей, изложение субъективных оценок различных игровых ситуаций каждым участником может обеспечить высокий обучающий эффект, активизировать процессы мышления, эмоциональные состояния и выраженную в поступках деятельность игроков. В этих целях целесообразно предложить каждому слушателю рассказать о том, что он думал при исполнении своей роли в течение всего занятия или на его отдельных этапах, что и как чувствовал.