Блок «Нарушения речи у детей раннего и
дошкольного возраста»
Цель – ознакомление родителей с основами логопедии, с вопросами о современных представлениях о нарушениях речи, их классификации и методиках коррекционного воздействия, организации взаимодействия родителей с логопедом и занятий с ребенком по коррекции и профилактике нарушений речи в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1. Формировать теоретические и практические представления о формах речевой патологии у детей раннего и дошкольного возраста.
2. Обучить методам распознавания речевых нарушений у детей раннего и дошкольного возраста.
3. Ознакомить с методами коррекции речевой патологии.
4. Обучить практическому владению методиками коррекционно-развивающей логопедической работы.
Тема 1.Причины речевых нарушений
Развитие представлений об этиологии нарушений речи. Современные представления о причинах речевых нарушений. Органические и функциональные причины. Центральные и периферические причины. Эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) вредности в этиологии речевых расстройств. Социальная ситуация развития. Причины и условия возникновения речевых нарушений. Основные условия, определяющие многообразие речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции. Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Роль наследственных факторов в сочетании с экзогенно-органическими и социальными факторами в появлении речевых нарушений. Сложность и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения.
Тема 2.Классификация речевых нарушений
Проблема систематизации речевых расстройств. Современная классификация речевых нарушений. Группы речевых нарушений и их виды.
Тема 3.Определение и характеристика различных форм речевых нарушений
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (причины, механизм, классификация, история изучения, логопедическая работа): дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, нарушения темпа и ритма речи, алалия, нарушения голоса, нарушения письменной речи, афазия.
Тема 4.Организация логопедической помощи в Российской Федерации
Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи. Дошкольный логопедический пункт при массовом дошкольном образовательном учреждении. Коррекционно-диагностические реабилитационные центры. Логопедическая помощь в системе здравоохранения: логопедический кабинет детской поликлиники, специализированные ясли и ясельные группы для детей с задержкой речевого развития и с заиканием, специализированный дом ребенка, детский психоневрологический санаторий, центры патологии речи. Негосударственная система помощи детям раннего и дошкольного возраста, имеющим нарушения речи.
Тема 5.Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи
Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста. Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития. Развитие начальных навыков общения у ребенка с отставанием речевого развития. Логопедическая работа. Установление контакта с ребенком, стимуляция звукоподражания, развитие пассивного речевого запаса, формирование восприятия звуков речи, развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа, развитие слухового контроля, работа над дыханием.
Тема 6.Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи. Речевой режим в семье
Формы и приемы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей. Посещение родителями открытых логопедических занятий. Закрепление материала коррекционно - развивающих занятий в условиях семейного воспитания ребенка. Значение семейного воспитания в предупреждении и коррекции вторичных нарушений у детей с различными нарушениями речи. Возможности использования компьютерных технологий с целью повышении эффективности преодоления речевых нарушений в условиях семейного воспитания. Роль семьи в подготовке ребенка дошкольного возраста с речевым нарушением к школьному обучению.
Роль семьи в воспитании речи детей дошкольного возраста. Задачи и содержание семейного воспитания детей с нормальной и нарушенной речью.
Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи. Стиль внутрисемейных отношений и его влияние на формирование личности ребенка с нарушением речи. Установление благоприятной психологической атмосферы в семье ребенка с речевой патологией. Учет индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта в координированной коррекционно-педагогической работе логопеда и родителей. Составление программы индивидуально-ориентированного семейного воспитания ребенка, имеющего нарушение речи. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам. Содержание и формы семейного воспитания ребенка с речевым нарушением. Речевой режим в семье. Помощь логопеда семье в проведении целенаправленного наблюдения за речевым поведением ребенка. Особенности организации речевой среды и общения родителей с ребенком, имеющим речевую патологию.
Литература для специалиста:
1. Логопедия / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002.
2. Методы обследования речи детей / под ред. Г.В. Чиркиной. –М., 2002.
3. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002.
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.
5. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. – М., 1997.
6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.