Методика 9. Общая оценка психологического климата
(автор А. Н. Лутошкин)[5., 8.]
Цель: исследование общей оценки психологического климата школьного класса его членами.
Метод:анкета.
Материал: опросник, содержащий десять парных (позитивных и негативных) описаний проявления психологического климата.
Процедура проведения:
В левой стороне листа описаны те качества школьного класса, которые характеризуют благоприятный психологический климат. В правой - качества класса с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещённой в центре листа (от +3 до - 3).
В предлагаемой карта - схеме следует прочесть сначала предложения слева, затем - справа и после этого знаком “х” отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Инструкция:«Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине:
+3 - свойство, указанное слева проявляется в группе всегда
+2 - свойство, указанное слева проявляется в большинстве случаев
+1 - свойство, указанное слева проявляется достаточно часто
О - ни это, ни противоположное свойство не проявляются достаточно ясно, или проявляются одинаково
1 - достаточно часто проявляется свойство, указанное справа
2 - свойство проявляется в большинстве случаев
3 - свойство проявляется всегда»
Анализ материала:
Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, II, - сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах - суммаВ;найти разницу С = А — В. Если Сравно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25 - климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:
С = SCi / N, где N— число членов группы.
Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:
n(Ci)/N • 100%,
где n(Ci) — количество людей, оценивающих климат группы как неблагоприятный, N — число членов группы.
-1 | -2 | -3 | ||||||
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе | 1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе | |||||||
2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия | 2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия | |||||||
3. Стремление к совместности переживания события, жизненных явлений, произведений искусства | 3. Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний | |||||||
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы | 4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными | |||||||
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций | 5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить | |||||||
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. | 6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д. | |||||||
7. Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему. | 7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому | |||||||
8. В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность | 8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу | |||||||
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения | 9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения | |||||||
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности | 10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности | |||||||
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела | 11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях |
Методика 10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА ГРУППЫ ОДНОКЛАССНИКОВ [15., 97 – 101.]
Цель:изучить субъективную привлекательность характера взаимоотношений в школьном классе для его членов.
Метод: анкета. Исследование проводится на основе индекса групповой сплоченности Сишора.
Инструкция:Психолог обращается к испытуемым со словами: «Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий ваше мнение».
Вопросы анкеты:
I. Как вы оцениваете свою принадлежность классу?
1. Считаю себя активным, полноправным членом коллектива. (5)
2. Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня. (4)
3. Участвую примерно в половине дел класса. (3)
4. Не чувствую привязанности к классу и в его делах участвую редко.(2)
5. Делами класса не интересуюсь, и участвовать в них не желаю. (1)
II. Хотели бы вы перейти в другой класс, если бы представилась такая возможность?
1. Очень хотел бы. (1)
2. Скорее всего перешел бы, чем остался. (2)
3. Не вижу никакой разницы. (3)
4. Скорее всего остался бы в своем классе. (4)
5. Очень хотел бы остаться в своем классе. (5)
III. Взаимоотношения учащихся в вашем классе.
1. Лучше, чем в других классах. (3)
2. Такие же, как в других классах. (2)
3. Хуже, чем в других классах. (1)
IV. Взаимоотношения учеников вашего класса с учителями.
1. Лучше, чем в других классах. (3)
2. Такие же, как в других классах. (2)
3. Хуже, чем в других классах. (1)
V. Отношение одноклассников к учебе.
1. Лучше, чем в других классах. (3)
2. Такое же, как в других классах. (2)
3. Хуже, чем в других классах. (1)
В скобках даны балльные оценки ответов.
Анализ материала:
1. Ответы учащихся сводятся в общую таблицу, где указываются фамилии опрашиваемых и порядковые номера вопросов, а также количество баллов по каждому из вопросов.
2. Подсчитать сумму баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5 - самая неблагоприятная - до 18 баллов - самая высокая оценка привлекательности класса.
3. Проанализировать школьников с крайними оценками.
4. Рассмотреть распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить источники напряженности в классе.
Таблица
№ | Вопросы Фамилия, имя. | I. | II. | III. | IV | V | Сумма |
* | |||||||
n | |||||||
Всего |
МЕТОДИКА 11. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ (СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА)[15., 90 – 94.]
Цель:
· Выявление личных отношений учащихся на данный момент исследования в различных видах деятельности;
· Определение социометрической структуры класса («звезды», «предпочитаемые», аутсайдеры);
· Наличие группировок, определение взаимности социометрических выборов.
Материал: социометрические критерии, определяющие область (сферу деятельности и общения), к которой должны относиться приводимые выборы.
Процедура проведения: Классу сообщается инструкция примерно следующего содержания: «Представьте себе, что ваш класс предстоит переформировать (создать заново). Вы уже достаточно хорошо знаете, друг друга, ваши личные взаимоотношения сложились. Мы бы хотели воспользоваться вашим опытом, чтобы с учетом ваших пожеланий создать новый класс. Вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо дать искренние, доверительные ответы. Никому, кроме вас и меня, они известны, не будут, (необходимо сделать по 3 выбора)».
Далее предлагается социометрический критерий, на основании которого делаются выборы. Например:
· С кем бы ты (не) хотел подготовиться к предстоящим экзаменам, зачетам, контрольной работе? (учебная деятельность).
· Кого бы ты (не) взял себе в помощники для организации и проведения вечера, К.Т.Д? (организационная деятельность)»
Учащимся дается 10-15 минут, для выбора, затем листочки собираются и анализируются.
Анализ данных:
1. Полученные ответы обрабатываются и представляют в виде социограмм - специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в классе личных взаимоотношений. Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в группе, а индивидуальные социограммы - только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень.
1.1. На масштабной социограмме ребята, входящие в состав класса, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, указывающими на направленность выборов или отклонений. Подобная социограмма строится таким образом, чтобы схематически представить реальные взаимоотношения школьников через соответствующее их пространственное расположение на рисунке. Масштабная социограмма дает наглядную картину структуры личных взаимоотношений в коллективе.
1.2. Социограмма - мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем - либо из учеников в данном классе. Все члены данной группы на социограмме - мишени изображаются кружками и треугольниками, расположенными в промежутках между окружностями в соответствии с числом полученных ими выборов. Вертикальными и горизонтальными линиями, проходящими перпендикулярно друг друга через центр, вся социограмма делится на четыре сектора. Каждый из них включает определенную группу членов изучаемого класса, выделенную по интересующим исследователя характеристикам. При помощи социограммы - мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в группе, но и о том, какие взаимоотношения в ученическом классе сложились между ребятами.
1.3. Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким- либо признакам ученика в совокупности всех его личных отношений.
1.4. Показатель групповой сплоченности можно вычислить по формуле:КВ= р1 : рх100 %, где р1 - сумма взаимных выборов, р - общее количество выборов(до 45 - 50% - нет взаимности, 50 - 60% - средний уровень, 60 -70% - высокий уровень).
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I- II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ высокий при I+II и III+IV; средний при I+II=III+IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также "индекс изолированности", т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Его можно вычислить по формуле: КИ=аутсайдеры / всех Х 100%.
На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).