Опытно экспериментальная работа
В процессе исследования мы выяснили, что в наше время есть немало музыкальных школ и школ искусств с вокальным отделением, но не везде есть такое направление как «академический вокал». Так, в городе Чебоксары существует пять школ искусств и пять музыкальных школ. Но только в одном учреждении дополнительного образования детей − Чебоксарской детской школе искусств № 2 с 2004 года существует класс сольного пения, который автор настоящей работы закончил по профилю «академический вокал» до поступления в университет. Вокальное отделение в школе отличалось именно тем, что первооткрывателем является именно академическое пение. В настоящее время в школе искусств существует академическое (2004 г.) и народное пение (2010 г.). Проходя практику в своей любимой и ставшей уже родной школе, автор убедился в том, что ребята всегда с радостью приходят на уроки по вокалу. А многое зависит именно от педагога: от того как он преподает, с каким он настроением встречает своих учеников. В связи с этим был проведен опрос среди учеников своей первой учительницы по вокалу Киселевой Светланы Александровны. В настоящее время Светлана Александровна является заведующим вокального отделения школы искусств и преподавателем сольного и хорового пения высшей квалификационной категории.
На академическом пении учится шесть детей и один из них учится в подготовительной группе. Кульковой Евгении и Вершининой Ангелине автор задал несколько вопросов: с какими эмоциями вы уходите с уроков по вокалу, нравится ли вам то, как преподаватель ведет с вами занятия и не жалеете ли вы, что поступили именно на академический вокал. Первой отвечала Кулькова Евгения, которая благодаря своим достижениям в академическом вокале стала стипендиатом Чувашской Республики. Вот что она ответила:
«С уроков по вокалу я ухожу по-разному. Но в основном настроение положительное. Иногда, когда у меня нет настроения, петь получается не совсем так, как я хочу. Если же что-то не получилось за это время на уроке, стараюсь заниматься дома. То, как преподаватель ведет со мной занятия в принципе нравится. Иногда, когда учитель начинает петь со мной, мне это не совсем нравится. Просто хочется показать, что ты можешь выполнить задание. Я никогда не жалела, что поступила на академический вокал, потому что это основа всех других видов пения». И на последний вопрос: «нужно ли развивать в дальнейшем у нас в республике академический вокал», Евгения ответила так: «Думаю, что в нашей республике нужно развивать академический вокал, т.к. современное общество больше слушает эстрадный вокал. Иногда, порой противно слушать джазовое пение, т.к. человеку в юности не хватило практики в академическом вокале, я имею ввиду, что каждому человеку, который поет любое пение нужно начинать с академического вокала, иначе могут возникнуть проблемы в тембре голоса в будущем».
Те же вопросы автор задал Ангелине, и вот что она ответила:
«Светлана Александровна – очень хороший преподаватель. Она всегда нам помогает, если у нас что-то не получается. С её занятий я всегда ухожу в отличном настроении, т.к. её уроки очень увлекательны и она хорошо объясняет материал. По рассказам Светланы Александровны я узнала, что академический вокал является основой всех видов пения и со временем я поняла, что не зря поступила на вокальное отделение Чебоксарской детской школы искусств №2. Участвуя на республиканских, всероссийских и международных конкурсах я поняла, что академический вокал должен развиваться во всем мире по сей день»
Также, проходя практику в ЧДШИ №2, мы провели внеклассное мероприятие, который назвали так «Не интересен мир без песен» и пришли к выводу, что когда дети исполняют песни, у них сразу зажигаются глаза и мы видим в них радость от исполнения. Они настолько творчески подходили к каждому номеру концерта.
Так как автор курсовой работы - выпускница Киселевой Светланы Александровны, она тоже ответила на вопросы, которые задала девочкам. И вот как бы автор ответил на эти вопросы, если бы и ей задали их:
«Когда я училась у нее в классе после её занятий я всегда уходила только с позитивными эмоциями, потому что с такими учителями как она еще никогда не была знакома. Меня всегда удивляло то, как она находит подход к ребенку и как относиться к детям. Я видела как уходил с её занятий каждый ученик – это был ученик, желающий учиться тому, что она нам дает. Каждый давал надежду на то, что из них может получится настоящий артист и мастер своего дела. И ни разу в жизни не пожалела, что поступила именно к ней, иначе говоря, я бы не училась в университете у Канюки Анатолия Романовича».
Проведя небольшой опрос у ребят, которые учатся у Светланы Александровны, автор сделала вывод, что академический вокал, несомненно, должен развиваться не только у нас в Чувашской Республике, но и во всем мире. Ведь есть еще так много талантов, которые занимаются и очень любят именно академический вокал. Об этом нам говорят и такие телевизионные программы как: «Голос», «Новая звезда», «Живой звук» и т.д. Недаром у нас в России проводится много конкурсов, в которые участвуют люди с академическим голосом и которые хотят связать жизнь именно с оперным театром.
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать выводы:
За столетний период со времени появления в России первых итальянских опер до первой русской классической оперы «Иван Сусанин» М.Глинки русское вокальное искусство прошло сложный и важный этап своего развития. Русские певцы, восприняв технику и культуру в основном итальянской, а также французской школ, сумели остаться глубоко национальными исполнителями. Все те, основные черты, которые характеризуют певцов русской национальной школы в период её расцвета в конце 19 века, мы находим уже достаточно четко наметившимися у лучших певцов рассматриваемого периода.
Русская классическая опера второй половины 19 века формировала в русских певцах качества синтетических певцов-реалистов, в творчестве которых сочетались вокальное мастерство, драматическая выразительность и умение создавать на сцене живые реалистические персонажи.
Высокое вокальное мастерство, прекрасная техника
владения певческим голосом позволяют петь сложнейшие произведения не только русских, но и зарубежных композиторов; владение драматическим искусством и выразительностью наравне с вокальным давало возможность создавать на сцене глубоко реалистические образы.
Уникальная способность русских певцов к перевоплощению, поиску художественной правды и естественности позволяли им глубоко проникать в стиль исполняемых опер, достоверно воплощать музыку композиторов различных национальных школ. Этому способствовали такие черты национальной школы, как широкое, свободное пение, отличающееся задушевностью, глубиной, искренностью и простотой выражения, владение широкой палитрой тембровых красок, которые соединялись у них с особенно чутким отношением к психологически окрашенному слову, его верному интонированию в музыке.
Автор сделала вывод, что академический вокал, несомненно, должен развиваться не только у нас в Чувашской Республике, но и во всем мире. Ведь есть еще так много талантов, которые занимаются и очень любят именно академический вокал. Недаром у нас в России проводится много конкурсов, в которые участвуют люди с академическим голосом и которые хотят связать жизнь именно с оперным театром.