Ориентировка в пространстве листа бумаги
В первую очередь ребенок должен понять, что лист — это
определенное ограниченное пространство, имеющее свой верх и низ,
середину и стороны. На бумаге можно отразить реальные прост-
ранственные отношения между предметами. Умственно отсталому
ребенку понять это трудно. Ребенка следует научить самостоятель-
но переносить объемные предметы на плоскость, читать изображе-
ния как модель реального пространства, уметь воссоздать ее в
действиях с реальными предметами. Дидактические игры могут
внести существенный вклад в данную работу.
Положи верно
Цель. Учить переносить пространственные отношения между
предметами с объема на плоскостное изображение, развивать
внимание, подражание.
Оборудование. Набор предметов и их плоскостных изобра-
жений (шары, кубы, треугольные призмы, бруски, кирпичики),
мелкие сюжетные игрушки по числу играющих.
Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем под-
группами). 1-й вариант. Педагог садится за маленький стол
напротив ребенка, берет два объемных предмета, например куб и
шар, дает ребенку плоскостные изображения этих предметов (круг
и квадрат) и просит его подложить данные изображения к пред-
метам. Потом предлагает действовать по подражанию («Делай,
как я») и ставит шар на кубик. Ребенок воспроизводит эти отно-
шения плоскостными формами. Если ребенок затрудняется, педа-
гог помогает ему, жестом указывая направление в перемещении
форм, и говорит: «Правильно, шарик на кубике. (Показывает на
свой образец.) И у тебя так же». (Показывает на то, что сделал
ребенок.) Потом меняет предметы местами, каждый раз фиксируя
результат в слове. Таким же образом моделируются отношения и
между другими предметами. По мере того как ребенок овладевает
умением соотносить пространственные отношения между объемны-
ми предметами с плоскостным изображением, педагог увеличи-
вает количество предметов.
2-й вариант. Педагог берет себе плоскостные изображения
геометрических форм или предметов-игрушек, а ребенку дает
объемные предметы. Теперь он должен по плоскостной модели
воспроизвести реальные пространственные отношения между
предметами. Сначала действия производятся с предметами, знако-
мыми по первому варианту игры. Затем можно включить сю-
жетные игрушки и их изображения. Например, педагог берет
изображение мяча, стола и фигурки мальчика и как бы играет
с ними. Ребенок воспроизводит игру в реальных действиях с иг-
рушками (мальчик держит мяч, стоит около стола, катит мяч по
столу, мяч лежит на столе и т. д.). Затем педагог рассказывает
ребенку о проигранной ситуации, называя соответствующие дейст-
вия: «Мальчик играл с мячом. Он бросил мяч. Мяч лежит на
столе. Мальчик стал катать мяч, и мяч упал со стола. Мяч лежит
с другой стороны около стола. Мальчик пошел тоже на ту сторону.
Мальчик, стол и мяч рядом. Мальчик толкнул мяч, и мяч зака-
тился под стол. Мяч лежит под столом».
Вертушка
Цель. Продолжать учить моделировать пространственные
отношения на плоскости по плоскостному и объемному образцам
и по словесной инструкции.
Оборудование. Вертушка (на квадратном листе картона
в середине наклеивается цветной круг; по углам квадрата наклеива-
ются маленькие квадраты так, чтобы между ними от круга шли
дорожки-пазы, в пазы могут вставляться и свободно двигаться
квадраты того же цвета, что и круг); плоскостной образец слож-
ной формы, представляющий собой соединение квадрата и круга
того же цвета, что и на вертушке; пластмассовые объемные фигур-
ки — кубик и шарик.
Ход игры (проводится индивидуально). 1-й вариант.
Педагог кладет перед ребенком вертушку и показывает ему, как
вставляется в пазы и перемещается по кругу картонный квадрат,
предлагает ребенку сделать то же по подражанию. Затем рас-
сматривает с ним плоскостной образец, кладет его рядом с вер-
тушкой и просит ребенка сделать такую же фигуру на вертушке,
продвигая квадрат в один из пазов. Положение образца меняется
несколько раз.
2-й вариант. Педагог строит образец из куба и шара, а ре-
бенок воспроизводит его на вертушке. В этом случае стоит задача
перенесения пространственных отношений с объема на плоскость.
Все результаты закрепляются в слове — сначала это делает педа-
гог, а потом и сам ребенок.
3-й вариант. Педагог предлагает детям выполнять раз-
личные варианты пространственных отношений по словесной ин-
струкции: «Сделай так: шарик на кубике, кубик на шарике, шарик
и кубик рядом, кубик под шариком». И т. п. В конце ребенок рас-
сказывает, что он сделал.
Картина(занятие)
Цель. Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху,
внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять
восприятие "целостных предметов и различать их между собой.
Оборудование. Большой лист бумаги для панно, крупные
детали аппликации (солнце, полоса земли,дом, фигурка мальчи-
ка или девочки, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы
аппликации небольших размеров, подносики, клей, кисточки,
клееночки, тряпочки по числу детей.
Ход занятия. Педагог говорит детям, что они будут де-
лать красивую картину: он — на большом листе, укрепленном на
доске, а они — маленькие на своих листах бумаги. Нужно только
внимательно смотреть и делать все так, как делает он. Затем пе-
дагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеи-
вает внизу полосу земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает
все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая
возможность детям выбрать нужный элемент и правильно распо-
ложить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку
определить место на листе бумаги (верх, низ).
По окончании педагог сравнивает детские работы со своей,
обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их,
вызывая положительное отношение к результату работы. Затем
кратко описывает содержание получившегося изображения, закреп-
ляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел
на улицу. Посмотрел — внизу земля, наверху небо. На небе солнце.
Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной
стороны, а дерево — с другой стороны. На дереве сидит Лтица».
Что нарисовано(занятие)
Цель. Учить видеть в рисунке реальные отношения предме-
тов, переносить пространственные отношения с плоскостною
изображения на объемное, т. е. создавать конструкцию по ри-
сунку-образцу; продолжать анализировать плоскостной образец,
выделяя форму и величину частей и их пространственное распо-
ложение.
Оборудование. Настольный строитель, контурные рисунки
с изображением конструкций, состоящих из разного количества
элементов.
Ход занятия (проводится сначала индивидуально, а затем
подгруппами). 1-й вариант. Ребенок сидит за столом рядом с
педагогом. Педагог предлагает малышу внимательно рассмотреть
рисунок и построить то, что на нем изображено. В работе над
первой конструкцией педагог помогает ребенку соотносить эле-
менты рисунка с деталями строителя. Затем дает поочередно еще
два рисунка, побуждая ребенка действовать самостоятельно. Пер-
вый рисунок должен быть простым и состоять из трех элементов
(непредметного характера), те же элементы строителя должны
лежать перед ребенком.
2-й вариант. Проводится то же занятие с подгруппой де-
тей, которые уже подготовлены к самостоятельному «чтению»
рисунка-образца. Количество элементов в рисунке и соответственно
число деталей строителя увеличивается.
3-й вариант. Детям дают предметные изображения, состо-
ящие из нескольких элементов, и изображения с элементами сю-
жета: «Построй дом», «Построй гараж», «Построй мебель для
куклы», «Комнату для куклы, улицу» и др.
Ориентировка в помещении
Характеристика ориентировки в ближнем пространстве в какой-
то мере уже давалась, когда рассматривался вопрос о простран-
ственных отношениях между предметами, так как эти отношения
лежат в основе ориентировки в ближнем пространстве. Мы имеем
в виду те пространственные отношения, которые понимаем с по-
мощью предлогов «на», «под», «рядом», «около».
В данном разделе будут предложены игры, связанные с ориен-
тировкой в дальнем пространстве, подразумевая под этим ориен-
тировку в помещении (групповой комнате). Здесь на первый план
выступают отношения, выраженные словами «далеко», «близко»,
«тут», «там», «посередине», т. е. ребенка учат умению последо-
вательно осматривать помещение и ориентироваться в нем. Осо-
бое место занимает при этом взаимное расположение предметов,
которые могут заслонять друг друга, т. е. отношения, выраженные
предлогами «за», «перед». Восприятие этих отношений формируется
постепенно и нуждается в обучающем воздействии взрослого.
Умственно отсталые дети без коррекционного обучения вообще не
воспринимают данные отношения. Зачастую предмет, который
заслонен, не виден, воспринимается ими как вообще исчезнувший.
Большое место среди игр на развитие ориентировки в прост-
ранстве занимают игры, в которых дети должны прятать и нахо-
дить предметы, прятаться сами и искать друг друга. Вначале эти
игры должны быть чрезвычайно простыми. Предмет, который
прячут, должен быть ярким, и прятать его надо только в при-
сутствии детей и на уровне их глаз, так как умственно отсталые
дети видят лишь те предметы, которые находятся на уровне их
глаз. Постепенно формируется у них возможность осматривать
пространство, а благодаря дидактическим играм они начинают
практически учитывать расстояние и направление движения в прост-
ранстве.
Возьми игрушку
Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем прост-
ранстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. Двое детей сидят на стульях около большого
стола. Педагог дает каждому игрушку, предлагает поиграть с
ними. Затем берет их, просит отвернуться (или закрыть глаза) и
раскладывает игрушки на столе — одну в пределах досягаемости
руки ребенка, другую дальше. Дети открывают глаза, и педагог
предлагает nivt взять свои игрушки, не вставая со стульев. Тот,
чья игрушка находится близко, берет ее, другой этого сделать не
может. Педагог снова просит детей закрыть глаза и меняет игрушки
местами. Теперь другой ребенок достает свою игрушку. В третий
раз педагог обе игрушки кладет далеко и спрашивает у детей, по-
чему они не могут их достать, помогает им сделать вывод: «Иг-
рушки далеко». Придвигает игрушки к детям, и те берут их. Пе-
дагог говорит: «Теперь игрушки близко, вы можете их достать».
Дети играют с ними.
Доползи до игрушки
Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, пока-
зать, что от него зависит результат действий не только в ближнем,
но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление
движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направ-
ление.
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. 1-й вариант. Педагог сажает детей в ряд на
стулья. Напротив на полу на разном расстоянии от стульев лежат
две игрушки. Двое детей по сигналу педагога ползут к игрушке:
один — к ближней, другой — к дальней. Остальные, наблюдают.
Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и
поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог об-
суждает с детьми, почему первый взял игрушку раньше, и под-
водит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая —
близко. Игра повторяется с другой парой.
2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но
игрушки раскладываются в разных направлениях: одна — прямо
перед стулом, другая — напротив по диагонали, третья — слева или
справа. Педагог, вызывая детей, не обращает их внимание на то,
где лежат игрушки. Задача каждого ребенка — определить направ-
ление, в котором надо ползти.
Спрячем и найдем
Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по-
мещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и
запоминание; учить выделять из окружающего предметы, нахо-
дящиеся в поле зрения.
Оборудование. Разные игрушки (яркие, красочные и ок-
рашенные в спокойные тона).
Ход игры. 1-й вариант. Педагог показывает детям яр-
кую, красочную игрушку. Говорит, что сейчас они спрячут ее, а
потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассмат-
ривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы
смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше.
Здесь шкаф. Тут и можно спрятать нашу игрушку на полке с кни-
гами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А те-
перь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную
игру, например «Делай, как я». Через некоторое время предлагает
детям поискать игрушку. Когда игрушка найдена, он фиксирует
результат: «Игрушка была на полке».
В следующий раз прячется неяркая игрушка в другом месте,
а комната осматривается с другой стороны. Когда дети научатся
находить игрушку, спрятанную на уровне их глаз, ее прячут сна-
чала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.
2-й вариант. Игрушку прячут дети, а ищет педагог, который
! 1 1
медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в
ней предметы. Дети должны усвоить последовательность поиска
как способ ориентировки в пространстве. Обходя комнату, педагог
называет направление, в котором движется, и предметы, находя-
щиеся на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери.
Здесь шкаф. Посмотрю наверх — наверху нет, посмотрю вниз —
внизу нет. Пойду дальше». И т. п.
3-й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педа-
гога, а ищет кто-либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не
видит, как прячется игрушка. Педагог предлагает ему искать, после-
довательно осматривая комнату.
Клоуны(кукольный театр)
Цель. Обратить внимание на взаимное расположение объек-
тов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом; объяс-
нить, если меньший предмет находится за большим, его не видно,
если часть предмета находится за другим предметом, то не видно
этой части.
Оборудование. Два клоуна Ловкий и Неловкий, игрушки
разного размера.
Ход игры. На столе у педагога стоит кукольная мебель:
шкаф, стол, стул. На столе игрушки — яркий мячик или шарик,
маленький мишка (размером меньше шкафа), совсем маленькая
куколка. Приходят клоуны, здороваются с детьми. Видят игрушки,
радуются.
Ловкий. Смотри, какие игрушки! Давай опять прятать.
Я спрячу, а ты будешь искать.
Неловкий. Я научился искать, теперь меня не обманешь.
А что ты будешь прятать?
Ловкий. Вот этот мяч. (Берет его в руки.)
Неловкий. Вот хорошо! Он такой яркий, красивый, я его
сразу увижу.
Ловкий. Отвернись! (Неловкий отворачивается. Ловкий пря-
чет мяч за шкаф.) Ищи!
Неловкий (осматривает комнату). Тут шкаф. (Смотрит
вверх.) Наверху нет. Посмотрим дальше. (Подходит к столу, вни-
мательно его осматривает.) На столе нет. (Лезет под стол.) И под
столом нет. И на стуле нет. И под стулом нет. Пропал мяч! Ребята,
помогите, скажите, где мяч.
Педагог (тихонько подсказывает). За шкафом.
(Дети хором повторяют.)
Неловкий (заглядывает за шкаф, радостно восклицает).
Вот он!
Неловкий (клоуну). Нашел, видишь, нашел! Мне ребята
помогли. Теперь ты отворачивайся. (Ловкий отворачивается, а
Неловкий берет мяч и кладет его перед шкафом.) Давай ищи!
(Ловкий поворачивается и сразу хватает мяч.) Нечестно! Я же
хотел спрятать за шкаф, а ты его сразу увидел!
Ловкий. Это же перед шкафом. (Кладет мяч на то же место.)
А перед шкафом все видно. Не видно тут — за шкафом. (Кладет
мяч за шкаф.)
Неловкий. Ладно, тогда не считается. Я мишку спрячу,
отворачивайся. (Ловкий отворачивается. Неловкий берет мишку и
сажает его за шкаф так, что половина игрушки видна.) Ищи!
Ловкий (поворачивается). Вот! (Указывает на мишку.) Ты
что с ним сделал? Сломал? Что сделал? Ребята, посмотрите —
половина мишки есть, а половины нету. Где еще две лапы?
Неловкий. Не знаю, я не ломал. Ребята видели.
Ловкий. Понял! Понял! Их за шкафом не видно. (Вытаски-
вает мишку.) Целый! (Показывает ребятам. Потом вновь сажает
его там же, чтобы дети убедились, в каком положении видна часть
игрушки.) Теперь я спрячу маленькую куклу. (Сажает мишку на
стол и за его спиной прячет куклу.)
Неловкий (долго ищет и находит). Понял — кукла сидела за
мишкой, ее не было видно. Отвернись, я мишку спрячу. Посиди,
мишенька, теперь ты за куклой. (Сажает мишку за куклой.) Ищи!
Ловкий (сразу находит). Есть! Есть!
Неловкий (заходит со стороны детей). Видно. Почему?
(Меняет местами куклу и мишку.) А куклу не видно. Почему?
(Снова меняет местами.) Мишка за куклой — видно. (Опять
меняет.) Мишка за куклой. Видно.
Ловкий. Мишка большой, поэтому его видно, а кукла ма-
ленькая, ее и не видно за мишкой. (Показывает, переставляя
игрушки.) Ладно, нам пора уходить.
Клоуны прощаются и уходят.
Угадай, кто за кем
Цель. Продолжать формировать у детей представление о
заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление
о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не
заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за»,
«перед»; познакомить со словом «заслонять».
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. 1-й вариант. Игрушки стоят на столе у педа-
гога. Педагог просит детей посмотреть, что находится на столе, и
закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их несколько в сто-
рону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза
и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола.
Куда же делись игрушки?» — говорит педагог. Если кто-то из ре-
бят догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и засло-
нила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив про-
павшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.
После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу
Двоих детей: одного — высокого, крупного, другого — маленького.
Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда малень-
кий встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает
с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней вид-
но: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не мо-
жет».
I 13
2-й вариант. Проводится игра «в прятки». Один прячется,
а все под руководством педагога ищут, последовательно осматри-
вая в комнате мебель.