Организация самостоятельной работы студентов, обучающихся по кредитно-модульной системе
Организация самостоятельной работы студентов направления 050700 – Педагогика, обучающихся с использованием системы зачетных единиц (кредитно-модульной системы) осуществляется в соответствии с:
– Федеральным законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании;
– Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении);
– Уставом ТГУ;
– Методическими указаниями к разработке учебно-методических комплексов по специальностям (направлениям), дисциплинам и изданию их элементов;
– Положением о рабочих программах дисциплин и др.
В рабочих программах дисциплин (а именно, в технологической карте) преподаватель, ответственный за разработку рабочей программы определяет место и виды самостоятельной работы. Анализ технологических карт, с точки зрения соответствия определения места самостоятельной работы студентов, необходимо производить в соответствии с общими критериями, прописанными в локальных актах ТГУ, регламентирующих организацию КМС:
· соответствие требованиям Положения о рабочих программах дисциплин;
· соответствие подраздела рабочей программы дисциплины «Технологическая карта по учебному курсу» Регламенту составления технологических карт;
· соответствие требованиям к распределению баллов по учебному курсу (раздел 2 «Методика разработки БРС по учебному курсу»);
· согласованность и непротиворечивость критериев и норм оценки учебных и контрольных мероприятий;
· подробность и ясность описания правил прохождения учебного курса, схемы работы со студентами, пропустившими занятия по уважительной причине или обучающимися по индивидуальному графику.
При определении места самостоятельной работы в той или иной дисциплине необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
– соответствие заданий типу курса, а также его целям и задачам;
– соответствие возрастным особенностям и возможностям студентов, особенно первого курса, а также навыкам и опыту самостоятельной работы;
– соответствие заданий для самостоятельной работы современным тенденциям развития образования;
– разнообразие заданий для самостоятельной работы по их видам;
– способы оценки самостоятельной работы студентов (четкость определения критериев и показателей для их оценки; соответствие типу задания; соответствие требованиям; достаточность и затратность времени для их выполнения и др.).
Все виды самостоятельных работ для студентов третьего и последующих курсов должны отличаться профильной и практико-ориентированной направленностью. Преподавателям необходимо определить требования к выполнению видов работ, на основе которых четко выделить критерии и показатели для их оценки. В приложении 1 представлена страница технологической карты и нормы оценки на примере одной из дисциплин психолого-педагогического цикла.
4. Результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава педагогического факультета на тему «Организация самостоятельной работы студентов».
Среди преподавателей педагогического факультета ТГУ было проведено анкетирование, цель которого – выявление мнения профессорско-преподавательского состава об организации самостоятельной работы студентов.
Было опрошено около 70 % ППС факультета (19 респондентов).
1. Анализ результатов опроса показал, что предназначение самостоятельной работы студентов, по мнению большинства опрошенных (84,2 %), – это формирование навыков самостоятельной работы в целом.
Около половины ППС считают, что самостоятельная работа также способствует приобретению опыта творческой исследовательской деятельности (57,9 %); развитию ответственности, способности принимать решения, решать проблему (52,6 %); овладению приемами познания (47,4 %).
Треть респондентов отмечает, что самостоятельная работа способствует развитию познавательных способностей (36,8 %); расширяет знания, способствует овладению профессиональными умениями и навыками (31,6 %).
Также преподаватели считают, что самостоятельная работа студентов подготавливает их к последующему самообразованию, вырабатывает психологическую установку на систематическое пополнение знаний, помогает овладеть навыками решения специфических задач.
Рис.1. Процентное соотношение
предназначения самостоятельной работы студентов
2. При определении форм и содержания заданий для самостоятельной работы студентов преподаватели руководствуются:
ü уровнем подготовки студентов, наличием необходимых умений (в целом, по дисциплине, индивидуальным уровнем) (63,2 %);
ü целями, задачами, структурой и содержанием курса, темы (52,6 %);
ü развитием познавательных способностей, принципами организации самостоятельной работы, индивидуальными особенностями студентов, интересом студентов (21,1 %).
Рис.2. Руководство преподавателей при определении форм
и содержания заданий для самостоятельной работы студентов
3. В рамках своих дисциплин преподаватели используют:
ü индивидуальные домашние задания (ИДЗ) (52,6 %);
ü работу с первоисточниками, периодикой, дополнительной литературой (47,4 %);
ü составление таблиц, схем, моделей (36,8 %);
ü разработку памяток, аннотаций, рефераты, составление глоссария (26,3 %);
ü решение проблемных заданий, задач, выполнение упражнений, курсовые работы, портфолио, подготовку компьютерных презентаций (21,1 %);
ü доклады, подготовку статей, материалов для консультации (15,8 %);
ü расчетно-графические работы, творческие задания (10,5 %).
Рис.3. Процентное соотношение использования данных видов работ
4. Наиболее эффективными формами самостоятельной работы студентов преподаватели считают:
ü проектную деятельность (26,3 %);
ü творческие задания, задания повышенной трудности (21,1 %);
ü исследовательскую работу (15,8 %).
Также указываются такие формы работы как портфолио, тестирование, эссе, подготовка презентаций, составление вопросов по материалу, составление таблиц, схем, работа со справочной литературой, расчетно-графические работы (5,3 %).
5. Менее эффективными по мнению преподавателей являются:
ü конспектирование (31,6 %);
ü работа репродуктивного типа, рефераты, работа по перечню вопросов (26,3 %).
В целом количество используемых форм самостоятельной работы и оценка преподавателями их эффективности соответствует друг другу, кроме рефератов (четверть опрошенных их использует и столько же считает мало эффективными). Также половина ППС адресует студентов к первоисточникам, периодике, но конспектирование является, по мнению опрошенных, наименее эффективным.
6. Анализируя недостатки выполнения самостоятельной работыстудентами, преподаватели отмечают такие как
ü формальное выполнение работы (63,2 %);
ü обращение студентов к интернет-источникам (42,1 %);
ü большое количество времени на проверку (31,6 %) и низкая мотивация студентов (31,6 %);
ü незамотивированность преподавателя (15,8%);
ü несогласованность графика самостоятельной работы по разным дисциплинам, кафедрам (15,8 %).
Рис.4. Процентное соотношение
недостатков выполнения самостоятельной работы студентами
7. Отвечая на вопрос об условиях, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работыстудентов, большинство преподавателей выделилиалгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения(63,2 %), мотивационность задания (57,9 %). Треть респондентов подчеркивает важность таких условий какналичие критериев оценки (36,8 %)и наличие отчетности (26,3 %).Также отмечается в качестве условия успешности –обеспечение студентов необходимым методическим материалом(15,8 %).
Менее значимыми условиями успешности самостоятельной работыстудентов,по мнению ППС(5,3 %), являются:
ü знание студентами требований к выполнению самостоятельной работы;
ü осознание студентами значения качества выполнения самостоятельной работы для их успеваемости по дисциплине;
ü обеспечение правильного сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы;
ü правильно сформированная амбициозность студентов;
ü уровень подготовленности студентов;
ü сформированность компетенций;
ü возможность следовать индивидуальному графику;
ü профессиональная ориентированность самостоятельной работы;
ü своевременный контроль за выполнением.
8. Ранжирование в порядке приоритетности направления и содержания деятельности преподавателявысшей школы по организации самостоятельной работы студентов показало следующую картину (см. таблицу 1).
Таблица 1