Методические рекомендации к понятийному аппарату научного исследования

Форма научного произведения не зависит от его вида. Это значит, что реферат, дипломная, диссер­тационная работы имеют единый язык и различаются лишь объе­мом выполняемой научной работы. В научном исследовании перечисление элементов понятийного аппарата является необходимым требова­нием. Понятийный аппарат научного исследования образуют акту­альность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, ги­потеза, задачи, методика, новизна, практическая значимость.

Актуальность темы исследования − это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения дан­ных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста во введении показать главное. Можно назвать два основных направления ее характеристики: − малоизученность выбранной темы. В данном слу­чае исследование актуально именно потому, что определенные ас­пекты темы изучены не в полной мере и проведенная научная работа направлена на преодоление этого пробела: − возможность реше­ния определенной практической задачи на основе полученных (изученных) данных в исследуемом вопросе. Во введенииобычно приводняться краткие сведения о характеристике источников, использованных материалов и их авторах, кратко излагается тема, обоснование ее выбора, цель работы, проблема, предмет исследования, задачи, методы разработки темы, значимость разработки темы, ее рубрикация и т.д.).

Цель − это то, что мы хотим получить при проведении научной работы (некоторый образ будущего).

Проблему научного исследования часто отождествляют с вопросом. Каждая проблема − это вопрос. Но не каждый вопрос − это проблема. Проблема − это такой вопрос, который стоит на границе из­вестного и неизвестного. Поставить проблему − значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема − это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет − это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Гипотеза − это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза − это предполагаемое решение проблемы. Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования. К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования: - гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточне­ны; - она должна быть проверяема при помощи имеющихся мето­дик. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те след­ствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования − это те исследовательские действия, ко­торые необходимо выполнить для достижения поставленной в ра­боте цели, решения проблемы или для проверки сформулирован­ной гипотезы исследования.

Различают цель и ре­зультат. Как отмечалось, цель − это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат − это то, что мы реально получили, образ настоящего.

Основная часть работы, в которой приводятся все существенные положения, конспективно, фрагментарно, аналитически. Приводятся цитаты исследуемых источников (материалов), которые наиболее полно раскрывают тему. Сопоставляются, сравниваются, анализируются явления или протекания процессов, факты и т.д.

Взаключении приводятся выводы, сделанные автором, обобщения, научная и практическая значимость рассматриваемого вопроса, например, «Выявлена специфика…», «Установлено соответствие…», «Выделены критерии…», «Определены особенности…», «Дан сравнительный анализ…». По объему заключение не должно быть большим. от 1,5 до 2-3 страниц машинописного текста. В резюме референта целе­сообразно подвести итог проведенной научной работы, а также наметить перспективы дальнейших исследований.

Список литературы (оформление источников в библиографии) приводитсясогласно принятому ГОСТ-2003. В этом разделе предлагается пронумерованный список используемых литератур­ных источников. Описание списка литературы приводится в соответствии с содержанием текста научной работы.В тексте литературные источники указываются в квадратных скобках, например [17] или [17, с. 234].

В приложении дается материал вспомогательного характера. Это могут быть таблицы, рисунки, схемы, графики, фотографии, макеты и другие материалы.

Наши рекомендации