Элементарная поисковая деятельность (экологический проект)
Эколог.проект –совместная исследоват., творческая, практическая и общественная деятельность детей разного возраста и взрослых, направленная на улучшение экологической обстановки в ближайшем природном окружении.
Метод проектов применяется с начала xx века, и занимает особое место в системе экологического образования, позволяя детям приобретать знания, которые не достигаются традиционными методами обучения. Выполняя исследовательские проекты и задания на экскурсионно-практических «выходах» в природу, дети перестают воспринимать ее, как нечто стороннее, абстрактное.
Проект может быть предназначен для изучения одной темы в целом, или тематического блока.
Замысел проекта вырастает из какой-то общей проблемы, требующей разрешение и формирование в виде одной или нескольких определенных задач.
Значения:
В ходе проектной деят.ти возможно соединение предметного материала с практической деят.тью детей в природе;
Открывает широкие возможности для вовлечения детей в процесс исследования реальных местных экологических проблем и их решения;
Активизирует творческие способности детей;
Способствует формированию бережного отношения к природе.
Виды экопроектов:
1.Благоустройство и улучшение природной среды вокруг ДОУ.
2. Изучение состояния и благоустройство реакреционных зон.
3.Цветочно-декоративное оформление территории ДОУ.
4.создание экологических троп.
5.Изучение содержания в воздухе пыли.
Калейдоскоп проектов:
«Чтобы книжки дольше жили»
«Хоровод ароматов»
«Животные в истории моей семьи»
«Коллекция увиденных животных»
Стадии работы над проектом:
Стадия работы | Содерж.работы | Деят.ть детей | Деят.ть вос.ля |
1.Подготовка | опред.цели проекта | обсуждают с вос.лем тему проекта, получают необх. инф.цию | знакомит со смыслом проекта,мотивирует детей, помогает с постановк. цели |
2.Планирование | Опред.источн. инф.ции,опред.способов сбора инф.ции;опр.ние способа представл. рез.та;распр.ние задач | Вырабатывают план действия,формируют задачи | Предлагает идеи, высказыван., предположение |
3.Исследование | Сбор инф.ции через интервью, опросы,наблюд.,эксперемент | Выполнен.исследов.,решениепромеж.задач | Наблюд.,совет.,косвенно руковод.деят.тью детей |
4.Рез.ты и выводы | Анализ инф.ции, форм.ка выводов | Анализ инф.ции, обсуждение,сравнивание,обобщение | Наблюдает,советует,рекомендует |
5.Представление(Отчет) | Устный отчет, демонстр.материала, коллекций, плакат,и т.д | Отчитываются,обсуждают, | Слушает, задает вопросы |
6.оценка рез.тов | Уч.т в оценки путем коллект. Обсужден. | Оцен. усилие дет.,креативн качество, исп.ние источн. инф.ции, а также неиспольз. возможн.ти потенциал |
Экологический проект «Мое дерево»
1этап-подготовительный
1)объект-дерево
2)имя объекта
3) оформ.ся спец. тетрадь «Мое дерево»
2этап-исследовательский
1)знак.во с деревом;
2) изучение кроны листьев
3) изучение коры ствола
4) изучен. Плодов семян;
5) изучен. Животных, связанных с деревом;
6)изучен. «настроен.» дерева
7) уход за деревом, охрана
Изучение коры: 1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2. Погладь кору дерева. Какая она: теплая, холодная,
шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая?
Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего?
Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах?
3. Понюхай кору. Что напоминает тебе этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
4. Есть ли дупла на дереве? Может ли кто-нибудь в них жить?
5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.
6. Есть ли на стволе грибы?
7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа и т. п. Как вы считаете, смогло ли дерево залечить эти раны?
3 этап-обобщение материала
1)составлен.сказок о дереве 4)составл. рисунков, стихов о дереве
2)провед.»Праздник дерева» 5)подбор музыки о дереве
3)составлен. Рекламы о дереве 6) подбор картин о дереве
7) составлен. Математ. Задач о дереве
33. Методикаорганизации поисковой деят-ти:
ЭТАПЫ РАБОТЫ НаД ПРОЕКТОМ:1)-подготовка–определ.темы и цели проекта;деят-ть детей:обсужд.с воспит. тему проекта, получ.дополнительн.информац.Деят-ть воспит.:мотивирует детей,помоготь в постановки цели.2) планирование-выбир.источник сбора и анализа информац.; способы предоставления информац.;распредел.обязанностей у детей.деят-ть детей –выработ. план действий;Деяттьвоспит.:предлагаетидеи,высказ.предложения..3)исследование –сбор информац. через интервью, эксперементы, наблюд.;деят-ть детей-выполн. ислед., решают промежуточн. задачи;Деят-ть воспит.:наблюд, советует, косвенно руководит
4)результаты и выводы:-анализ информац.,выводы;деят-ть детей:анализир.информац.,обсуждают,сравнивают;Деяттьвоспит.:наблюд,рекомендует;5)отчёт –устный отчёт с демонстрац.материалом, коллекция плакатов…;деят-ть детей:отчитываются, обсужд.;Деяттьвоспит.:слушает, задаёт вопросы.6)оценка результатов: деят-ть детей:оценка путём коллективного обсужден., самооценок; Деяттьвоспит.:оценив. усилия детей, креативность,а также неиспользов. возможности. Пример эко.проекта «Моё Дерево» С 4 лет. Этапы: 1) – подготовительный:-определ.объект – дерево-; - даётся собственное имя(красавица);-оформляется спец.тетрадь «М.Д.» 2): исследовательский: - знакомство с Д;- изуч.кроны листьев; - изуч.коры ствола; - изуч.плодов семян; -изуч. животн. связанного с Д.(живут, питаются его семенами); - изуч.»настроения «Д; -уход за деревом его охрана. ИЗУЧ.КОРЫ:-найди место где ствол уже(шире) всего; -погладь кору у Д.-какая она,тёплая, шершавая, твёрдая…; -есть ли трещины, где их больше, кто в трещинах живёт; -понюхай кору, чем тебе напоминает запах, всегда ли кора пахнет одинаково; -есть ли дупла на дереве;-есть ли на коре мхи, лишайники, рассмотр.их, есть ли грибы; -есть ли на стволе следы оставленные человеком, может ли дерево залечить себе раны. 3)обобщение материала: -составл.сказок о Д.; -проведен. Праздника Д.; -составл.рекламы о Д.; составлрисунков, стихов о Д., подбор музыки о Д., подбор картин о Д.,составл.задач о Д.
Рассказ.
Одним из основных словесных методов является рассказ. Больше используется в средних и старших группах. Основная цель – создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте или явлении.
Значение:
-словом конкретизируются, пополняются и уточняются знания об известных явлениях природы, факты из жизни растений и животных, полученных в процессе наблюдений и экскурсий;
- рассказ знакомит детей с такими явлениями и объектами, которые не могут быть непосредственно восприняты ими (с местами зимовки птиц, с жизнью диких животных и т.п.);
- слово помогает углубить, осознать связи и взаимосвязи, существующие в природе;
- способствуют формированию природоведческих понятий.
Рассказ делится на 3 вида:
Описательный;
Объяснительный;
Описательно-объяснительный.
Требования к рассказу:
Строится с учетом опыта и интереса дошкольников, их возраста;
Должен быть доступным для восприятия детьми и в то же время содержать научные факты;
Должен иметь занимательный, яркий, динамичный, эмоциональный сюжет;
Рассказ можно осуществлять от лица героя;
Чтобы сохранять интерес детей к рассказу, он должен быть непродолжительным по времени;
Для лучшего усвоения содержания, нужно сопровождать его наглядностью;
В ходе рассказа нужно опираться на наблюдения из жизни природы, встреч с интересными людьми, научно-познавательную литературу.
Вопрос 34. Перспективное и календарное планирование
Перспективное планирование определяет содержание и задачи воспитательно-образовательной работы в группе на ближайший период (составляется на месяц).
Включает разделы:
Режим и режимные процессы
Занятия
Игры
Индивидуальная работа с детьми
Работа с родителями
Календарное планирование составляется на две недели. В нем конкретно идет планирование каждого дня с содержанием занятий, прогулок, работы в вечерние часы.
Примерное распределение тем по неделям в старшей группе
Перспективное планирование
сентябрь | октябрь | ноябрь | |
Книга источник знаний | Животные и растения ближайшего окружения и их классификация | Рукотворный мир. Мир техники и ее значение для человека | |
Фрукты и овощи, здоровое питание | Моя семья. Культура взаимоотношений | Организм человека | |
Труд в сельском хозяйстве | Рукотворный мир: история возникновения окружающих предметов | Средство связи: почта, телефон, интернет | |
Осень. Сезонные изменения в природе | Белорусское народное творчество | Белорусские игрушки. Игрушки народов мира | |
декабрь | январь | Февраль | |
Уличное движение. Правила дорожного движения | каникулы | Неживая природа: свойства, сезонные изменения | |
Зима. Сезонные изменения в природе | Культура питания | Взаимосвязи в природе. Климат. Приспособления животных и растений зимой | |
Птицы: признаки, среда обитания, потребности | Символы Белорусского государства (герб, флаг): Сосна цветок льна, клевера, василек, зубр, аист. | Воздушный, наземный и водный транспорт | |
Новый год. Традиции, обряды | Животные леса, луга, водоема. Признаки, среда обитания, потребности | Безопасность жизнедеятельности |
К 34 ВОПРОСУ
Календарный план воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе
Число День недели | Содержание | Прим |
недельник 06.10.2016 | Первая половина дня: Утренний прием детей Индивидуальная работа по рисованию Элементарная трудовая деятельность Труд в природе Полив комнатных растений Занятия Первая прогулка: Наблюдения Трудовая деятельность Подвижные игры Физические упражнения Вторая половина дня: Индивидуальная работа по развитию Игровая деятельность Прогулка |
Значение планирования. Виды планирования.
Важнейшее условие эффективного планирования является конкретность и реальность.
Базовой основой планирования экологической работы с детьми необходимо рассматривать программу, которая принята в данном образовательном учреждении. Именно программа определит основной круг задач и содержание экологической работы с детьми.
Экологическое образование является составной частью целостного педагогического процесса, при планировании задач экологической работы с детьми необходимо обращать внимание на постановку не только образовательных, но и воспитательных, и что особенно важно, развивающих задач. При этом задачи должны охватить все направления работы с детьми: их интеллектуальное развитие, воспитание нравственных, этических, эстетических качеств личности, трудолюбия и т.д.
Большое значение для планирования экологической работы с детьми, является интеграция различных видов и форм деятельности детей в природе: познавательной, игровой, трудовой, художественно-творческой, музыкально-театральной и др. Только такой подход к планированию экологической работы обеспечит возможность использования природы как средства комплексного развития ребёнка-дошкольника. (примеры)
В организации и управлении экологической работой участвует методист, который организовывает систему методической помощи. Важным аспектом является участие всех специалистов ДОУ. Важно отражение перспективных задач экологического воспитания в годовом плане.
Виды планирования:
Годовой план, перспективный и календарный. Годовой план включает: задачи, встречи, открытые занятия, цели, работа с родителями. Итак, годовой план должен предусматривать и вопросы, связанные с организацией работы по экологическому образованию родителей (консультации, семинары-практикумы) направленные на повышение уровня их методической и эколого-биологической компетентности.