Глава iv. методы педагогического взаимодействия

Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы • Методы, приемы и средства воспитания • Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач

1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ

Ткань учебно-воспитательного процесса создана из самых раз­нообразных событий, многочисленных ситуаций, и от того, како­ва позиция и поведение в них педагога, зависит и результат воспи­тания.

В арсенале педагогической науки существуют термины «педаго­гическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие». Что же стоит за ними на практике?

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребенка, т. е. быть воспитуемым. Это порождает субъект-объектные отношения, которые ста­вят ученика в пассивную позицию, он лишь исполнитель того, что задано учителем. Педагогическое воздействие в учебно-воспита­тельном процессе позволяет достаточно эффективно достигать по­ставленных целей. Педагог при этом демонстрирует необходимые образцы, алгоритм, которому надо следовать. Ребенок должен за­помнить и повторить. Например, на уроке учитель объясняет, как решать новый тип задач, приводит определенную последователь­ность действий. Если ученик уже самостоятельно сможет это вос­произвести, то он достигает успеха.

Развитие же личности ребенка предполагает и его собственную активность в достижении целей, самостоятельность его выбора, Гуманистическая педагогика говорит о необходимости признать субъектную роль ребенка в его отношениях с миром и людьми.

Таким образом, главной единицей учебно-воспитательного про­цесса становится педагогическое взаимодействие, которое пред­полагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности пе­дагога и его учеников на основе равенства в общении и партнер­ства в совместной деятельности.

Взаимодействие — это согласованная деятельность по достиже­нию совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.

Тенденция превращения воспитания в субъект-субъектный про­цесс воплотилась на практике в педагогике сотрудничества, идеи которой были провозглашены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.) как на­правление, противоположное авторитарно-императивной педаго­гике. Оптимальным вариантом практики сотрудничества при пост­роении педагогического взаимодействия, по Ш.А. Амонашвили, предполагается повышение статуса и референтности воспитанни­ка, не сопровождающееся снижением этих показателей у педагога. Педагог становится помощником в осознании воспитанником себя как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, в ста­новлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоутверждения, самоопределения, самореализации. Обратим внимание, что сотрудничество воспита­теля и воспитанника вовсе не формальное достижение равенства и не механическое сложение вкладов участников совместной дея­тельности, или «работа рядом». В самом деле, учащиеся не могут осуществлять совместную деятельность в полном ее объеме без уча­стия педагога. Но равно и он не может обойтись без детей. Парт­нерство предполагает не только участие, но и обмен определен­ными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности при условии их осознания всеми ее уча­стниками. Сутью сотрудничества взрослого и ребенка в учебно-воспитательном процессе является диалогичность отношений, об­щения. Благодаря этому развиваются:

- способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность мнений, обнаруживать разницу эмоци­ональных состояний участников совместной деятельности;

- инициативность, способность добывать недостающую инфор­мацию с помощью вопросов, диалога, готовность предложить партнеру план общего действия; адекватная самооценка, самокри­тичность, дружелюбие в оценке партнера, способность без агрес­сии, рационально разрешать конфликты.

Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педа­гог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педаго­гического взаимодействия существенно отличается от роли дикта­тора учебно-воспитательного процесса, требует определенной со­циальной установки, выработки индивидуального стиля.

Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности. Пер­вой ступенькой в осуществлении технологии педагогического вза­имодействия является осознание его сути, целей, принципов и со­держания, которые реализуются в разнообразных формах воспита­тельной деятельности. Следующий шаг — отбор способов, с помо­щью которых можно их достичь. От педагога требуется профессио­нальное владение всем арсеналом методов, приемов, средств, не­обходимых для решения педагогических задач.

Наши рекомендации