Особенности педагогического процесса в высшем профессиональном образовании.

Специфика педагогического процесса в профессиональной школе заключается в том, что он объединяет две составляющие: учебно-воспитательный и производственный процессы. Ведь педагогический процесс в учреждениях профессионального образования происходит в условиях ориентации студентов/учеников на овладение определенной профессией, специальностью.

Учебно-воспитательный процесс в профессиональной школе определяется прежде всего уровнем профессионального образования. Отметим, что в зависимости от уровня образования это понятие меняется. Так, профессионально-техническое образование является комплексом педагогических и организационно-управленческих мероприятий, направленных на обеспечение овладения знаниями, умениями и навыками в избранной области профессиональной деятельности, развитие компетентности и профессионализма, воспитание общей и профессиональной культуры. Высшее образование - это комплекс фундаментальной научной, общекультурной, практической подготовки специалистов, который должен определить темпы и уровень научно-технического, экономического и социально-культурного прогресса и формировать интеллектуальный потенциал нации.

Учебно-воспитательный процесс в профессиональных учебных заведениях обеспечивает интеллектуальную, эмоциональную и практическую взаимодействие преподавателя и студентов. Характер этого взаимодействия влияет на эффективность целостного педагогического процесса. С точки зрения людиноцентристськой парадигмы учебно-воспитательный процесс приобретает личностно ориентированной направленности, которая характеризуется приоритетом индивидуальности, самоценности студента, что является субъектом учебного процесса; соотношением технологии профессионального обучения на всех ступенях профессионального образования с закономерностями профессионального становления личности; определению содержания профессионального образования с учетом уровня развития современных социальных, информационных, производственных технологий и будущей профессиональной деятельностью; установлением действенности профессионально-образовательного процесса путем организации учебного педагогически целесообразного среды.

Важным компонентом учебно-воспитательного процесса является содержание образования, в котором воплощаются социальные цели, которые ставятся перед системой профессионального образования по подготовке рабочих кадров и специалистов высшей квалификации. В свою очередь цель образования определяет принципы, методы и формы обучения и воспитания.

Педагогическому процессу присуща определенная логика, согласно которой обеспечивается воспитание учащихся, а также усвоения знаний, умений, навыков; развитие познавательных, интеллектуальных и других способностей. В логике педагогического процесса отражено специфику деятельности как студента, так и педагога. Для студентов это процесс учебного познания, наиболее полно реализуется в целях обучения, каждый студент с различной степенью полноты и осознание выдвигает на занятии. Это может быть обучение профессиональным действиям, выполнение того или иного действия/операции лучше других, быстрое выполнение задания преподавателя, применение материала на практике, самоконтроль и само-коррекция собственных действий. Цели студентов могут совпадать с целями преподавателей, но могут быть и диаметрально противоположными. Так, целями преподавания является усвоение общей культуры общества в целом и учебного предмета в частности, развитие познавательных способностей учеников, формирование их мировоззрения, потребности в знаниях и достижение студентами такого степени овладения знаниями, который бы обеспечивал их сознательное применение на практике, и т.д. Следует отметить, что логика обучения может меняться в зависимости от того, на что направлен целостный педагогический процесс. Например, если он настроен на личность, ее развитие, а не просто на усвоение определенных знаний и правил поведения, то его логика и этапы существенно отличаются от традиционных.

Воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования также имеет свою специфику, которая определяется необходимостью формирования у студентов отношения к профессиональной деятельности в процессе профессионально-нравственного, профессионально-эстетического, профессионально-экономического, профессионально-экологического и профессионально-правового воспитания.

Универсальная характеристика педагогического процесса - педагогическое взаимодействие. В условиях личностно ориентированного профессионального образования это взаимодействие основывается на принципах гуманизма, демократии и сотрудничества. Именно благодаря этому взаимодействию становится возможным учитывать потребности, мотивы, цели, способности, активность и другие индивидуально-психологические особенности тех, кто учится, а студент/учащийся и преподаватель становятся субъектами учебно-воспитательного процесса. Личностно ориентированная взаимодействие сопровождается педагогической фасилітацією через доверительные отношения и особые качества педагога, такие как установка на развитие способностей молодежи, творчество, эмпатия, мотивация на успех. Благодаря этому усиливается производительность профессионального образования и происходит взаимное развитие субъектов профессионально-образовательного процесса.

Производственный процесс в профессиональном учебном заведении также имеет свою специфику. В профессионально-технических заведениях он включает профессионально-теоретическую и профессионально-практическую подготовку. Профессионально-теоретическая подготовка предусматривает овладение совокупностью знаний, которые должны стать частью опыта профессионально-трудовой и научной деятельности. их усвоения обеспечит эффективность выполнения рабочих функций.

Профессионально-теоретическая подготовка обеспечивает не только получение новых знаний, но и формирует отношение к профессии и производства, а также к элементам творческой деятельности. Вместе это обеспечивает получение определенной квалификации. Профессионально-теоретическое обучение не только продолжает общую школьное образование, если речь идет о ПТУ, но и создает научную основу для профессиональной практической деятельности, является основой для дальнейшего получения среднего и высшего профессионального образования, научных исследований и др. Содержание профессионально-технической подготовки будущих специалистов определяется конкретной профессии, специальности. Теоретическое обучение в учреждениях профессионально-технического образования охватывает естественно-математическую, гуманитарную, общетехническую и профессионально-теоретическую подготовку и реализуется путем проведения различных типов уроков и лекций, а также индивидуальных занятий. Особое внимание уделяется физической подготовке, которая проводится в специальных помещениях в форме урока физического воспитания и во внеурочное время.

Тема 4. Содержание высшего профессионального образования

Содержание высшего профессионального образования. Компетентностный подход к отбору содержания на основе государственного стандарта.

Академик С. Я. Батышев в системе профессионального образования выделяет, как эффективный, блочно-модульный принцип обучения. Блочно - модульный подход позволяет выделить конкретный "носитель" содержания обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы профессионального образования. Блоки и модули реализуют одну или несколько целей обучения. Формирование блоков содержания обучения по профессии широкого профиля при отраслевой и межотраслевой интеграции профессий может быть следующим:

1.Общеобразовательная подготовка: гуманитарный блок, естественнонаучный блок.

2.Профессиональная подготовка: общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный блоки (профессия, специальности).

3. Специальные блоки подготовки (1, 2, 3-й). В общем виде содержание профессионального образования включает общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Содержание блоков профессиональной подготовки: общетехнический блок, отраслевой блок, общепрофессиональный блок (для группы родственных профессий), профессиональный блок (учебный материал освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне).

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.

Разновидностью специального блока является общепрофессиональный блок.

Кроме того, выделяются блоки перепрофилирования, которые позволяют на основе имеющейся профессии (специальности) получить новую, часто - с переходом в другую сферу экономики:

- блок повышенного профессионального образования;

- бизнес-блок для вхождения в рынок (работа по найму и организация самостоятельного дела - экономическая, правовая, финансовая, управленческая, психологическая и маркетинговая подготовка).

- блок опережающей профессиональной подготовки - включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, подготовку специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде.

Для нового содержания функциональной грамотности населения и бизнес - подготовки вводятся бизнес - блоки:

- основы компьютерной грамотности, основы рыночной экономики и предпринимательства, основы финансовой грамотности, основы правовой грамотности;

- блок основы санитарно-медицинской грамотности и основы экологической грамотности (жилища, питания, поездок, общения, рабочего места и т.д.).

Среди существующих систем обучения, наиболее актуальны инвариантно - модульная и проблемно-аналитическая системы С. Я. Батышева. Основой первой является стадийная теория профессионального обучения. В ней учебный процесс делится на две стадии: основную и специальную. Во второй системе весь учебный материал делится на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение: определяются элементы, из которых складываются в процессе труда по данной проблеме, и функции умственной деятельности обучающихся, необходимые для выполнения работ по регулированию технологических процессов и оборудования.

Наши рекомендации