Тема 5.Развитие педагогической мысли в России в XVIII - начале ХХ вв
Семинары по курсу
«История педагогики и образования»
Для бакалавров
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тема 1. Образовательные системы древневосточной цивилизации
(семинар – 2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы были антропологические основания и социокультурные условия развития ближневосточной педагогики в древности?
2. Какие социально-педагогические функции выполняли школы в Месопотамии и Древнем Египте? Каким образом они их осуществляли?
3. Какие средства педагогического воздействия на ребенка считались наиболее продуктивными в иудаистской педагогической традиции?
4. Какие социокультурные обстоятельства обусловили историческое своеобразие педагогических традиций южноазиатской и дальневосточной цивилизаций?
5. На развитие каких качеств и свойств личности сосредоточилась средневековая ближневосточная педагогика? Какие средства она при этом преимущественно использовала?
Список литературы:
1 Матье М. Э. День египетского мальчика. М., 1991.
2 Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и среднего Востока. М., 1988.
3 Талашев Х.Х. Общепедагогические идеи ученых – энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья. Ташкент, 1985.
4 Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 1. М., 1980.
Тема 2. Развитие образования в античном мире
(семинар – 2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1 Пифагорейская школа: проблема гармонизации и совершенствования человека. «Небесная гармония вселенной».
2 Софистика: личность и общество. «Человек есть мера всех вещей…»
3 Сократ: «майевтика» как средство гармонизации личности и общества.
4 Платон: идея справедливого государства для блага личности.
5 Аристотель: воспитание как средство развития добродетелей. Идея «общего» воспитания.
Список литературы:
1 Антология мировой философии. - М., 1969. Т.1. Ч.1.
2 Философия Древнего мира. Хрестоматия. – СПб., 1993. Т. 1. Ч. 2.
3 Человек: мыслители прошлого и настоящего о жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
Тема 3. Западно–европейская система образования в период Средневековья, Возрождения и Нового времени
(семинар – 4 час.)
Вопросы для обсуждения:
1. Основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского: задачи, принципы, типы школ, методы и формы работы («Материнская школа», «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинке»)
2. Принципы естественности и свободы развития и воспитания ребенка в педагогической теории Ж.Ж. Руссо
3.Теория естественного права в педагогики Дж. Локка, сущность воспитания джентльмена.
4. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцции.
5. Теория «воспитывающего обучения» в педагогической системе И.Ф. Гербарта.
6. В.А. Дистервег – основоположник учительского образования в Германии.
Список литературы:
1. Г.Б. Корнетов история педагогики: Введение в курс «история образования и педагогической мысли»: уч.пособие .- М.: изд-во УРАО, 2002
2. И.Ф. Гербарт, Избранные педагогические сочинения
3. Хрестоматия по истории педагогики: В3хт, Т2. Новое время/под ред. Пискунова А.И.
4. М.В. Кратохвил. Жизнь Я.А. Коменского, М., 1991
Тема 4 . Педагогические памятники и литература Древней Руси и русского государства 11-17 в.в.
(семинар 2 часа)
1. Характеристика народной педагогики в фольклорных произведениях
2. Гуманистические идеи первого педагогического труда Древней Руси – «Поучение Владимира Мономаха»
3. Проблема семейного воспитания в духе православия «Домострой»
4. Характеристика сборника «Гражданство обычаев детских» Е. Славеницкого
Список литературы:
1 Антология педагогической мысли России 17 в, М., 1985.
2 Платонов О.А. русская цивилизация
3 Школа и педагогическая культура Древней Руси. – М., 1992. – Ч.1
4 История педагогики в России: хрестоматия. – М., 2000
Тема 5.Развитие педагогической мысли в России в XVIII - начале ХХ вв.
(семинар - 2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки возникновения и этапы становления гуманистической педагогики в России во второй половине XIX века.
2. Основные направления развития гуманистических идей в теории и практике образования в России второй половины XIX века.
3. Влияние западноевропейской гуманистической мысли на становление и развитие русской гуманистической педагогики.
4. Гуманистическая направленность педагогической деятельности великих русских педагогов (Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф. Каптерев, С.А.Рачинский, Е.Н. Водовозова).
Список литературы:
1 Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века //Педагогика.2000. №4.
2 Зеньковский В.В. Русская педагогика в начале XX века //Педагогика.1997. №2.
3 Каптерев П.Ф. Об «общем ходе» развития детской природы //Воспитание и обучение. 1893. №2.
4 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX вв. / Отв. ред. Э.Д.Днепров. М., 1991.
5 Сластёнин В.А. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева и современность // Педагогика.1999. №6.
6 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Собр. соч. М.; Л., 1948. Т.8.
7 Юдашина Н.И. Антропологическая педагогика П.Ф. Лесгафта //Педагогика. 2000. №4.
Тема 6. Специфика образования во время Второй мировой войны. Проблема перехода от «поддерживающего обучения» к «традиционному обучению». Создание условий для самоактуализации личности как главная задача образования
(семинар – 2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие традиционной реформаторской педагогики и новых школ.
2. Педагогика и образование во время Второй мировой войны. Создание условий для самоактуализации личности как главная задача образования.
3. Противоречия развития массового образования на западе и в России во второй половине 20 века.
Список литературы:
1. Г.Б. Корнетов история педагогики: Введение в курс «история образования и педагогической мысли»: уч.пособие .- М.: изд-во УРАО, 2002.
2. Валеева В.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины 20 века.- Казань, 1996
3. Цырлина Т.В. на пути к совершенству: Антология интересных школ и педагогических находок 20 века, М., 1997.