Проблема одиночества и социальной незащищенности
Аргументы
"Нет страшнее доли, чем одиночество..." - эти слова принадлежат Астафьеву. Действительно, в сумасшедшем ритме современной жизни очень трудно услышать того, кто нуждается в твоей помощи. Главная героиня картины совершенно одна в чужом городе. Никто не помогает ей , не сочувствует. Беда, случившая с Людочкой, доводит ее до последней черты. Но и в этот момент не было рядом никого, кто бы мог предотвратить трагедию.
Проблема жизни и смерти
Философская проблема жизни и смерти приобретает особое звучние в рассказе Астафьева "Людочка".Поступку героини читатели могут давать разные оценки. С одной стороны гибель девушки- протест обстоятельствам, с другой стороны ее гибель - невозможность противостоять ударам судьбы.
Проблема отцов и детей
Астафьев в рассказе "Людочка" повествует о непростых взаимоотношениях в семье главной героини. Отчима Людочка побаивалась. Общение с матерью тоже нельзя назвать искренними. Девушка росла как вяленая примороженная трава. После несчастья, случившегося с ней в городе,ей нужна была поддержка матери, но та сделала вид, что ничего не случилось.. Сердце матери, лишенное чуткости, не подсказало, что до трагедии остался только один шаг.
План.
Абзац.
Вступление.
Во вступлении задача - подвести читателя к проблеме, достаточно 2-3 предложения. Если на высокий балл, то вопросно-ответное единство.
- эпизод из художественной жизни
- яркий художественный эпизод
Если в первом предложении определить, что автор привлекает читателя к размышлению, предложить вопрос.
Если в тексте описание фактов биографич. и ученик не совсем уверен, что понял материал, имеет смысл написать краткое изложение материала. Например, на данном примере автор решает проблему (чего?) отцов и детей и т.д. Если ничего приходит в голову, заглянуть в В8 или в А 28. Обратить внимание, кто является автором текста, что говорит его имя..
Примеры
Текст Амлинского представляет рассказ-эпизод из жизни. Автор заставляет задуматься над взаимоотношениями людей, над тем, что на судьбу любого из нас может повлиять учитель, библиотекарь, который способен оставить в юношеской душе след навсегда.
Абзац
Формулировка проблемы.
Во втором абзаце нужно сформулировать проблему. Она может быть представлена в форме вопроса или следующим образом:
автор предложенного для анализа текста затрагивает следующую проблему...
обязательно нужно указать во втором абзаце фамилию автора;
Как определить проблему?
Проблема - это вопрос. которым задается автор. Верный способ определить проблему - это позиция автора.
Как обозначить проблему?
Проблема должна быть взята более крупно, чем частный случай, описанный автором.
Как правило, описанный случай для автора - это иллюстрация к его размышлению о проблеме.
Слово "проблема" должна прозвучать в тексте. Не путать позицию и проблему. . Позиция в тексте как тезис, а проблема как вопрос или слово.
Примеры.
Автор поднимает в тексте проблему взаимоотношения человека и общества, размышляет о том, каким образом заведующему библиотекой, не имеющему учительского диплома, удалось стать истинным педагогом по душевным и нравственным суждениям.
Текст Амлинского настраивает нас на мысль о том, что ....
Абзац
Комментарий.
Комментирование - это описание того, как проблема существует в тексте, как автор
преподносит ее читателю актуальный вопрос. Здесь также важно употребить фамилию
автора. Рекомендовано описать то, что сделал автор для того, чтобы донести проблему
до читателя. Какие литературные проблемы он использовал: какая она, проблема?
(философская, социальная, политическая, экологическая, нравственная), актуальна или
нет, насколько глубоко, какими речевыми навыками пользовался автор. Для научно-
популярного текста нелишне сказать о его логичности, если публицистический текст, то
эмоциональная оценочность: возможно. автор саркастичен или он иронизирует. с
печалью констатирует факт. Анализируя художественный текст, не забыть отметить, что
автор создает зрительный или звуковой образы и что, благодаря им, читатель
воспринимает картину целостно. Здесь не подойдет ни пересказ, ни сплошное
цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с
прочитанным текстом: кому адресован текст, (узким специалистам или широкой
публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто
интересуется этой проблемой.) Здесь хорошо бы отметить, на основании чего сделан
вывод, почему проблема интересна. Как автор текста подходит к решению проблемы?
На каком жизненном или литературном материале строится текст. Типична ли ситуация,
изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Какое это
производит впечатление на читателя? ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: нужно комментировать
ПРОБЛЕМУ а НЕ ТЕКСТ., и не просто проблему в отрыве от текста.
ПРИМЕРЫ.
Проблема, которую поднимает автор, очень актуальна. С чувством восхищенной
гордости рассказывает о человеке, не имеющем учительского диплома, но умеющем
привлечь рассказом, научить. Текст адресован широкому кругу читателей. Автор
мечтает о том, чтобы у каждого на пути была такая библиотека им. Достоевского,
где работают взрослые, которые оставляют след в формировании юношеской души
навсегда.
Вопрос, который поднимает автор, актуален всегда.
Абзац
Позиция автора
В четвертом абзаце нужно написать, как автор относится к данной проблеме. Нужно назвать автора и четко сформулировать его позицию(1-2 предложения). В публицистическом тексте позиция видна четко, лучше не цитировать предложения целиком, а частично или передать своими словами. Если герой просто рассказывает о каком –то событии, не вмешивается в повесть и его позиция обозначена прямо, можно написать следующее: «Писатель прямо не высказывает своего отношения к высказыванию, но мы прекрасно понимаем, что так поступать невозможно, так как …»
ПРИМЕРЫ
Автор считает, что в жизни каждого из нас должна быть ….
Абзац
Позиция ученика
В 5 абзаце ученик соглашается или не соглашается с мнением автора, то есть формулирует свою позицию( 2 предложения)Высказывая собственное мнение, недостаточно писать просто «Я согласен». Нужно писать: «Я согласен, потому что ….
ПРИМЕРЫ
Я полностью согласен с мнением автора о том, что человеческие отношения, человеческие судьбы западали в душу навсегда, как зерно, брошенное в землю навсегда обретавшие…
Мне трудно не согласиться с автором в том, ….
Абзац
Аргументы
Важно упомянуть и автора, и название произведения(если 2 литерат. Примера, очень хорошо)
………………………………………………….
Я думаю, что главная героиня текста является педагогом не по образованию, а по призванию, поэтому в качестве аргумента хочется предложить следующее произведение Ч. Айтматова «Первый учитель», В. Распутина «Уроки французского», Нагибина «Зимний дуб», В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Все эти произведения повествуют об учителях, которые так или иначе оказывали огромное влияние на формирование характера. В рассказе А. Платонова «Еще мама» Апполинария Николаевна оказалась для мальчика второй мамой, успокаивает его. После уроков объясняет то, что он не понял, провожает домой.
Абзац
Заключение.
Подводим итог сказанному.
«В каждом человеке солнце, только дай ему светить»- утверждал Сократ. Пусть с детьми будет человек, который мудро относится к другим, который может научить ребенка стать чутким, добрым.
Прочитай свое сочинение, посмотри, насколько логически верно разделен текст на абзацы. Весомы ли аргументы. Оставляет ли сочинение впечатление целостного рассказа. Проверь сочинение на пример орфографических и других ошибок!
Успехов тебе на экзамене!!!