Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
активизировать синонимический словарь, включающий слова с конкретным и переносным значением;
правильно употреблять в речи отработанную лексику; практически пользоваться изучаемыми грамматическими формами слов и конструкциями предложений;
четко, слитно, с правильным ударением и правильным произношением звуков произносить слова различного звуко-слогового состава, соблюдать правила орфоэпии;
безошибочно, каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—80 слов), включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения; проводить:
а) разбор звукового состава слов, определять гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие, определять и соотносить количество звуков и букв в словах;
б) разбор по составу слова (находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание);
в) разбор по частям речи (у имен существительных: определять род, склонение, число, падеж; у имен прилагательных падеж; у глаголов — время, число, спряжение, род);
г) синтаксический разбор (определять вид предложения по интонации, устанавливать связь слов в предложениях, выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды), устанавливать связь между ними по вопросам);
читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст целыми словами вслух (80—100 слов в минуту), выражая отношение к прочитанному с помощью интонации, и про себя (100— 120 слов в минуту), определять свое отношение к событиям, поступкам героев, фактам с помощью интонации, применять; эти умения при чтении художественной, научно-познавателыюй и детской справочной литературы периодически по заданию учителя и по личной инициативе;
пересказывать прочитанное — подробно, кратко, выборочно;
составлять устные высказывания с элементами описания и рассуждения по изучаемым темам;
писать изложение текста (70—90 слов);
составлять и записывать рассказ о случаях из своей жизни, по картине;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Учащиеся должны знать:
словарь по изучаемым темам;
алфавит;
изученные части речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и их признаки;
названия главных членов предложения (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без деления на виды); однородные члены предложения; названия частей слова: корень, окончание, приставка, суффикс;
наизусть 25—30 стихотворений.
Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся
Каждый ответ ученика (устный или письменный) должен оцениваться дифференцированно с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, навыков, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы Русского языка за определенный промежуток обучения.
Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами речевой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением педагогического совета с учетом сложности структуры речевого дефекта.
Развитие речи
При проверке знаний, умений, навыков по разделу русского языка «Развитие речи» учитываются:
1. Знание учащимися изученной лексики.
2. Практическое владение изученными грамматическими формами слов и конструкциями предложений.
3. Развитие связной речи, логичность построения и ее речевое оформление.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
правильно употребляет в речи лексику по изучаемой тематике.
В III—V классах допускаются 1—2 ошибки из смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением;
правильно образовывает и изменяет слова, а также строит словосочетания и предложения в соответствии с требованиями грамматики. Допустимы 1—2 ошибки при построении распространенного редложения (с 6—7 и более членами предложения) или сложного предложения;
умеет поставить вопрос, дать краткие и распространенные ответы, самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни и на изучаемую тему (III- V кл.), активно высказываться в процессе беседы;
умеет строить относительно развернутые высказывания при сое ставлении рассказов по картинам ила серии картин, по диафильмам, по наблюдениям на экскурсии, описанию отдельных предметов, явлений природы с опорой на вопросы, план, ключевые слова или самостоятельно излагать материал логично и последовательно. Может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию и 1— 2 лексико-грамматических или фонетических ошибок.
Отметка «4» ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но при этом ученик:
новый словарь по теме использует не всегда точно и правильно, может допустить 2—3 ошибки на смысловую замену слов;
при употреблении сложных предложений нуждается в помощи, учителя, может допустить 2—3 ошибки на изменение формы или связи слов в предложении;
строит недостаточно развернутые высказывания (II—V кл.), допускает 2—3 ошибки по содержанию и 3—4 лексико-грамматические ошибки.
Отметка «3» ставится ученику, если он: допускает 4—5 ошибок на смысловую замену слов; употребляет предложения более простой грамматической структуры, чем предусмотрено программными требованиями, допускает 4—5 грамматических ошибок при построении предложений;
достаточно инициативен в беседе, ответах на вопросы, пользуется в основном краткими ответами, не умеет самостоятельно развернуть беседу на заданную тему, нуждается в систематической помощи учителя; допускает 4—5 ошибок по содержанию, 4—5 лексико - грамматических ошибок.
Отметка «2» в подготовительном и I классах не ставится, во всех остальных классах ставится, если ученик:
недостаточно усвоил новый словарь по теме, неверно употребляет слова, допуская более 5 ошибок на смысловые замены слов, использует простые нераспространенные предложения, допуская более 5 грамматических ошибок;
не умеет последовательно и связно строить высказывания, выделять существенные свойства описываемого явления, предмета, отбирать факты, необходимые для раскрытия содержания высказывания, допускает более 5 ошибок по содержанию при использовании помощи учителя и 5—7 и более лексико-грамматических ошибок.
Произношение
Оценивая успехи в формировании у детей с общим недоразвитием речи фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее: 1) умение правильно и четко произносить отработанные звуки в словах определенной слоговой сложности, предусмотренных программными требованиями; 2) сформированность слухового восприятия, умение узнавать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отличать их от других звуков речи; 3) умение правильно и четко произносить слова той или иной слоговой сложности в объеме программы; 4) внятность и выразительность речи.
Надо исходить не только из программных требований, но также и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Например, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном — I классах достаточно добиться приближенного произношения звуков речи, но обязательно сформировать у них умение отличать каждый отрабатываемый звук от всех других звуков речи, акустически и артикуляционно близких.
Оценка выставляется за работу ученика на уроках по формированию произношения.
Отметка «5» ставится, если ученик успешно овладевает правильным произношением запланированных звуков речи; усвоенные звуки правильно произносит в словах определенной слоговой сложности в объеме программы; дифференцирует изучаемые звуки от звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам; внятно и правильно произносит слова различной слоговой сложности в связной речи, соблюдая необходимое ударение и интонацию. Может быть допущено не более 1—2 ошибок.
Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает установленные для отметки «5» умения, но, умея правильно произносить звук изолированно, он произносит его в слогах недостаточно четко; допускает искажения, замену или смешение звуков; не всегда может выделить звук из состава слова; допускает отдельные ошибки при произношении слов той или иной слоговой структуры, смотренных программой; ошибается в постановки ударения, в соблюдении интонации.
Отметка «3» ставится, если ученик ниже своих возможностей овладевает правильным произношением звуков речи и звуко-слоговой структурой отдельных слов, плохо дифференцирует изучаемые звуки, смешивая их с другими акустически близкими звуками; допускает много ошибок в постановке ударения в словах и в недостаточной мере принимает помощь учителя.
Отметка «2» в подготовительном классе и в I не ставится. Во II классе выставляется, если ученик не овладевает запланированным речевым материалом: неправильно произносит изученные ранее звуки, допускает частые ошибки при произнесении слов той или иной слоговой структуры, в постановке ударения. Исключение составляют учащиеся, зачисленные во II класс из общеобразовательных школ.
Грамматика и правописание
Оценка знаний осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольный работ.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала. Их содержание и частоте определяется учителем с учетом специфики изучаемой темы, степенью се сложности, а также особенностями речевого развития учащихся каждого класса.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы в каждой учебной четверти, полугодии.
В подготоштельном или I классе (если дети не обучались в подготовительном классе) итоговые контрольные работы проводятся лишь в конце первого полугодия.
Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным руководителем школы по согласованию с учителем.
В один учебный день в классе следует давать только одну письменную итоговую контрольную работу, в течение недоли — не более двух.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день 1 четверти, в первый день после праздника, в понедельник.