V. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики. Семья состоит из близких
VI. Итог. Продолжи фразы.
Семья состоит из близких ... родственников. Близкие родственники - это
папа, ... , родные сестры и ... , бабушки и , ... Дальние родственники - это тети, ... и их дети. Самые уважаемые люди в семье - бабушки и .... Они вырастили своих ... , теперь помогают воспитывать... . О старших в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.
Чтение стихотворения педагогом.
Что же такое семья?
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет;
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья –это много домашней работы.
Семья- это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 35
Грамота. Звуки [й'э]. Буквы Е, е.
Цель:
• познакомить детей с сочетанием звуков [й' э] и буквами Е, е; показать, что сочетание [й ' э] слышится в начале слова и после гласного (т.е. в начале слога); находить его место в словах, составлял, звуко-буквенные модели слов;
• учить читать слоги, слова, предложения с буквой Е и всеми изученными
буквами;
·продолжать знакомить с многозначностью слов;
·развивать фонематический слух, внимание, намять. мелкую моторику:
·воспитывать усидчивость, самостоятельность, настойчивость.
Ход занятия
1. Педагог просит детей рассмотреть буквы Я, Юи рассказать, каким звукам они соответствуют. (Я = [й']+[а]; Ю= [й']+ [у])
- Сегодня звук [й ] пошел в гости к звуку ['э]. Звук [э] знал, что звук [й'] подружился со звуками [а], [у]. Ему очень хотелось, чтобы и с ним подружился звук [й']. У них получилась новая песенка:
й --э
[й'- э]
11.1. - Звук [э]пригласил звук [й'] пройти в комнату и посмотреть телевизор. В передаче показывали предметы только со звуковым сочетанием [й'э]. Назовите слова, в которых слышите звуки [й'э]. Раскрасьте их.
Отгадайте, кто это?
Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот,
А чистюля тот - ... (енот).
Какой первый слог в слове енот? (Е-) Из каких звуков состоит слог? (Из сочетания звуков [й'э].)
2. Произнесите сочетание звуков [й'э], при произнесении данного сочетания 'звуков воздух свободно выходит изо рта, несмотря на то, что в начале образуется небольшое препятствие (при произнесении звука [й']). Сочетание [ЙЭ] может образовать слог (е-ли, е-да).
-Звуки [й '] и [э] внимательно посмотрели телепередачу. Они задумались: их песенка жила в каждом слове, но в одних словах она была в начале, в других- в середине. Слова эти были различные по длине: одни короткие, другие длинные. Решили 'звуки определить, где, в каком по счету слоге слышится их песенка.
Дети делят слова на слоги. Педагог требует от детей развернутого ответа. Например: в слове ели - два слога, [йэ] находится в первом слоге.
3. - Сочетание звуков [й "э] обозначают буквой ... , Кто-нибудь догадался? Правильно буквой Е,
- Посмотрите на эту букву. Дети рассматривают букву.
4. Когда можно услышать сочетание 'звуков [й'э]? (В начале слова и после гласного звука.)
Произнесите названия картинок, где слышится 'звукосочетание [й 'э]? · Если в начале, то соедините с первой схемой, если после гласного, то со второй.
Ель в дупле скрывает что-то.
Есть там домик для енота.
6, Словарная работа,
Многозначность слов: ели- деревья, ели - кушали еду.
-Сравните слова по смыслу. Какие бывают лапы? (Лапы- еловые ветки и лапы у животных.) Чем различаются по смыслу лапы и лапки? (Лапы большие, а лапки маленькие.)
У кого лапы,а у кого лапки? (У кота лапки. У ели лапы.)
III. Чтение.
IV. Письмо.
V. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 36
Грамота. Звуки [й'о]. Буквы Ё,ё
Цель:
• познакомить детей со 'звукосочетанием [й'о], с тем, что оно произносится в начале слога; находить его место в слове (начало, середина, конец);
·познакомить с буквой Ё, как гласной двухзвучной буквой;
·продолжать учить образовывать множественное число существительных родительного падежа; понимать многозначность слов; составлять предложения по картинкам;
• учить читан, слоги, слова, предложения с буквой Ё и всеми изученными буквами;
• развивать фонематический слух, логическое мышление, память, мелкую моторику;
• воспитывать инициативность, самостоятельность активность.
Ход занятия
1. - На прошлых занятиях мы знакомились сбуквами Я, Ю, Е.Какие звуки их образуют? (Я -- [й']+ [а]; Ю [й"] + [y], Е- [й"] + [э])
II. 1. - Сегодня звук [й'] пошел в гости к звуку [о]. Тот предложил звуку [й'] поиграть в оркестр. Звук [й '] взял свисток, а звук [o]- свою любимую дудочку. И у них получилась очень красивая музыка:
й о
[й' о]
[й'о] Ё (длительное плавное произношение).
2. Игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда услышите сочетание звуков [й'о],
Приготовились! Начали:
Ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, съежился, яркий, водоём, юла, яблоко.
-Кто прячется под лапами ели?
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель ... (ёжик).
- Давайте подберем к слову ёж родственные слова (ёжик, ежиха, ежонок, ежишка, ежовый ...).
- А мне кажется, что вы забыли еще одно родственное слово - ёлка. Ведь тоже с иголками ... (Ответы детей)
- На самом деле, дети, эти слова не являются родственными.
_-А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки ... (Описания детей) Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей)
А посмотрите, какие у ёжика ножки ... (Описание детей)
В слове ежик, где мы слышим сочетание звуков [й'о]? (В начале слова)
Давайте сделаем звуковую схему слова.
Что это у ёжика в руках'? (Если дети не скажут приёмник; то объяснить.) Есть в этом слове сочетание [й'о]? (Да) В начале'? (В середине] А после какого звука? ([и] _- гласного) Какой вывод можно сделать? (Звукосочетание [й'о] можно услышать в начале слова и после гласного звука.)
Её в лесу всегда найдешь-
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ёлка)
Клеем наклейку и делаем 'звуковой анализ и схему. Почему ёлку сравнивают с ёжиком? (Оба колючие)
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
В остальном на ёлку ёж
Совершенно не похож.
А какие еще колючие предметы вы 'знаете?
3.Знакомство с буквой.
- Сочетание звуков [й'о] обозначают буквой .... Кто-нибудь догадался?
Правильно - буквой Ё.
На какую букву похожа Ё:?
Е и Ё - родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Будто в лесенке гвоздочки.
(В. Степанов)
А вы хотите узнать, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки - ой, нет! - две точки?
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е
стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву - букву Ё, которая всегда ударная. (По В.В. Волиной)
- Понравилась вам сказка? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная.)
- Л давайте проверим:
Образование имен существительных множественного числа: ёжик - ёжики, А теперь будем называть каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: Ё всегда ударная.
4. Словарная работа. Один - много.
Физминутка.
Ёжик Ерофсй проснулся,
Потянулся, улыбнулся.
Лапки вверх он поднимает,
А потом их опускает,
И еще раз поднимает,
И опять их опускает.
Наклоняется вперед,
Выпрямляется, встает.
Продолжает еж зарядку,
Начинает он присядку
Вот клубочком он свернулся.
А теперь он развернулся
Ах, какой чудесный день,
Прыгать ёжику не лень.
5. Почему мы, люди, так говорим? Съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?
- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно,
прячемся)
- А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают)
- Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода.)
- Вот почему люди так говорят.
- Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему
один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей? (Ответы детей: куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название.)
III. Чтение.
Есть игра «Чепуха».
Все смеются: «Ха-ха-ха».
Хоть всю землю обойдешь,
Слов таких ты не найдешь.
IV. Письмо.
V. Итог.