IV.4. Контроль в оздоровительной гимнастике
В занятиях оздоровительной гимнастикой применяются два основных вида контроля: врачебно-педагогический общего характера и специальный.
Врачебно-педагогический контроль *
Врачебный контроль проводится перед началом занятий и не реже одного раза в год. Целесообразно пройти его с участием специалистов разного профиля (терапевт, хирург, невропатолог, ларинголог и др.) с тем, чтобы наиболее полно определить состояние обследуемого, выявить все имеющиеся у него отклонения, правильно решить вопросы допуска и определить допустимую нагрузку. При этом применяются как клинические, так и инструментальный методы обследования (антропометрия, электрокардиография, спирометрия и пр.). Обязательны функциональные пробы. На основании такого обследования врач дает преподавателю заключение о здоровье, уровне физического развития и функционального состояния, решает вопросы допуска к занятиям, вносит рекомендации по лечебно-профилактическим мероприятиям, образу жизни, режиму и методике занятий.
Два-четыре раза в год проводятся повторные (этапные) обследования по сокращенной методике, включающей опрос, общий осмотр, простые методы обследования, функциональные пробы. Их задача — выявить изменения, происшедшие под влиянием занятий и при необходимости
рекомендовать соответствующие коррективы процесса оздоровления. После перенесенных заболеваний, травм, перерывов, а также при появлении жалоб, признаков переутомления, снижения работоспособности — проводятся дополнительные обследования. Кроме того, врач совместно с преподавателем определяет влияние нагрузок непосредственно в условиях занятий.
Обследования проводятся в поликлиниках, кабинетах врачебного контроля при консультации во врачебно-физ-культурном диспансере; могут они осуществляться и при амбулаториях на производственных предприятиях, где динамические наблюдения и контроль ведут прикрепленные врачи.
В качестве критериев для оценки эффективности оздоровления используются показатели: посещаемости, отношения к занятиям, самочувствия и настроения занимающегося, сон, аппетит, работоспособность, степень восстановленное™ к очередному занятию, заболеваемость, динамика здоровья, физическое развитие, объективные показатели врачебного и педагогического контроля, а также самоконтроля.
Регулярный контроль за состоянием занимающегося и определение эффективности занятий позволяет правильно планировать нагрузку и, при необходимости, вовремя вносить соответствующие коррективы. Эффективность занятий во многом зависит от рационального планирования и условий занятий, соответствия используемых нагрузок состоянию здоровья, возрасту, уровню физической и технической подготовленности, общей и гигиенической культуры занимающихся, их заинтересованности и удовлетворенности занятиями, контакта с преподавателем и многого другого — что должно учитываться в ходе врачеб-но-педагогического контроля на всех его этапах.
Одним из важнейших критериев оценки правильности построения занятий и их эффективности является соответствие нагрузки состоянию занимающегося.
Нагрузка в оздоровительных занятиях должна быть достаточной, но не чрезмерной, чтобы не превысить возможности организма, не вызвать чрезмерного утомления, снижая не только оздоровительный эффект, но и интерес к занятиям (причем, это в полной мере относится и к тем, описанным выше случаям, когда применяется «провокационное стимулирование» с целью вовлечения в работу функциональных резервов).
10* 291
Гиперкинезия (чрезмерная двигательная активность), как и гипокинезия (недостаток движений) отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нагрузку в оздоровительной гимнастике обязательно надо планировать с учетом привычного двигательного режима, в котором протекает жизнедеятельность занимающегося, определяя «разумную» добавку к нему в виде занятий физическими упражнениями.
Оптимальным в оздоровительных целях считается вариант с 2-3 занятиями в неделю, при дополнении их ежедневной утренней гигиенической зарядкой, ходьбой или другими циклическими упражнениями в течение дня по 20-30 минут, двигательно активным проведением выходного дня.
Время занятий теми или иными видами физических упражнений должно составлять 10-15 часов в неделю (в целом). Рекомендуемая продолжительность каждого занятия - 60-90 минут при двухразовой тренировке, 45-60 минут - при трехразовой, до 45 минут, если занятия проводятся чаще. (Например, по 20 минут пять-шесть раз в неделю).
Моторная плотность оздоровительных занятий составляет от 30 до 70 % (в среднем, 50-60 %), примерная затрата энергии — 300 ккал/час. Пульсовой режим достаточно вариативен: 140-160 уд/мин - в занятиях молодых людей, 120-140 - для лиц среднего возраста, 110-130 - в старшем возрасте и не более 120 уд/мин после 60 лет. В старшем и пожилом возрастах нередко встречаются достаточно хорошо подготовленные к нагрузкам люди - для них могут устанавливаться более высокие допустимые нагрузки. Однако, как правило, к этому возрасту люди успевают перенести различные болезни, которые ослабляют организм, снижают уровень подготовленности и поэтому они весьма склонны к тахикардическои реакции на нагрузку. Поэтому для них и установлены такие, казалось бы, низкие, а в действительности — адекватные уровни допустимой нагрузки, выраженные показателями пульса в 120 уд/мин.
Через 1-2 минуты после серии упражнений и по окончании занятия частота пульса во всех случаях должна быть не больше 100 уд/мин, а к 15-20 минуте после занятия восстановление должно быть практически полным. Поэтому по врачебным показаниям в оздоровительных занятиях предпочтение должно отдаваться относительно
легко дозируемым упражнениям — чем и отличаются упражнения гимнастики.
Увеличение со временем величин нагрузки и сложности упражнений непременно должно связываться с улучшением функционального состояния, самочувствия и объективных показателей подготовленности занимающегося. Проявлению последних способствует расширение диапазона применяемых упражнений, повышение моторной плотности занятий с 30—40 % в начале до 60-80 % у молодых и 50—60 — у старших возрастов.
Должного эффекта занятий оздоровительной гимнастикой можно добиться только при соблюдении занимающимся здорового образа жизни: рационального соотношения труда и отдыха, достаточного сна, сбалансированности и своевременности питания, исключения вредных привычек; закаливания и оздоравливании в экологически чистых природных зонах; нормальном моральном климате на работе, в семье, в быту — к которым и добавляются эффективные стимулирующие высокую двигательную активность и уравновешивающие неблагоприятные воздействия окружающей действительности физические упражнения.
В решении задач оздоровления и контроля за ним важнейшую роль играет преподаватель. Он ведет педагогический контроль за занимающимся по показателям самочувствия, отношения к занятию, посещаемости, проявляемому интересу и степени удовлетворенности, но также и по объективным показателям: частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, восстанавливаемости их после упражнения, периодически проводимым тестам и контрольным измерениям. Эти показатели могут многое сказать об эффективности оздоровления. Поэтому тестирование и нужно проводить не реже одного раза в три месяца, не считая его лишним атрибутом, но проводя так, чтобы оно вписывалось в педагогический процесс как органичный, естественный его элемент.
Исследования следует проводить до нагрузки (желательно и во время упражнения) и обязательно после нее, стараясь соблюдать при этом одинаковые условия: проводить в одно и то же время, предлагать одинаковые упражнения в разминке и в занятии, соблюсти режим приема пищи (за 1,5—2 часа до тестирования) и ее состава — этим будут обеспечены стандартные условия и обнаруженные в
ходе тестирования изменения можно будет с большим основанием отнести именно на влияние оздоровительных занятий.
При этом следует иметь в виду, что каждый человек имеет индивидуальные особенности, реактивно влияющие на результаты тестирования. Поэтому в оценке его состояния и динамики показателей сравнивать полученные данные следует прежде всего с его собственными характеристиками и только во вторую очередь — с любыми среднестатистическими стандартами. В то же время и перед началом оздоровления, и в ходе него отношение индивидуальных показателей состояния занимающегося к стандартным величинам определять надо — так можно установить «нормальность» испытуемого.
В качестве ориентира для определения нагрузки могут использоваться относительно простые показатели:
—степень восстановления после нагрузки: через 1—2 минуты ЧСС не должна превышать 100—120 уд/мин;
—после 2-минутного бега на месте в темпе 180 шагов в минуту или дозированного подъема по лестнице через 1— 2 минуты — не более 100 уд;
—так называемые функциональные классы для лиц с признаками сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе и ранее перенесенных:
1-й функциональный класс — подъем по лестнице на 6-й этаж без одышки;
2-й функциональный класс — до 5-го этажа, 3-й функциональный класс — одышка появляется уже между 2—3 этажами, 4-й класс — при минимальной нагрузке или в покое (удел этого класса — лечебная физкультура, хотя и с применением гимнастических упражнений с особой дозировкой). Следует заметить, что такие реакции вполне можно наблюдать у человека, просто имеющего плохое физическое развитие или подготовленность, вовсе не связанные с заболеваниями сердца. Но иметь в виду их необходимо:
— оценка уровня физической подготовленности по анализу двигательного режима человека: низкая — ранее физкультурой не занимался, не делает даже утренней гимнастики, плохо переносит уже небольшие нагрузки; средняя — ежедневная утренняя гимнастика, ходит пешком в среднем темпе или бегает не менее 30 минут в день; высокая — регулярно занимается, хорошо переносит бытовые физические нагрузки.
Существенным дополнением к врачебно-педагогическо-му контролю служит самоконтроль — наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, влиянием занятий на самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, работу сердца и т.д.
Причем, самонаблюдения должны фиксироваться в специальном дневнике, куда следует также заносить основные показатели нагрузки, сведения о ее характере, субъективной оценке ее величины и напряженности состояния во время упражнения. Дневник периодически должен предъявляться преподавателю для ознакомления, сверки со своими данными и внесения корректив в организацию, содержание и другие характеристики занятий, уточнения задач на определенные периоды и пр.
Признаками несоответствия нагрузки состоянию занимающихся служат: резкая утомляемость на занятиях, бледность, одышка, слабость, чрезмерное учащение пульса (более 180 уд/мин у молодых и здоровых лиц и свыше 140 уд/мин у пожилых), нарушение сердечного ритма, значительное повышение или падение артериального давления, появление головной боли, болей в области сердца, уха, правого подреберья, замедление восстановления, нарушение сна, расстройство кишечника, ухудшение аппетита, настроения; появление раздражительности, либо наоборот — апатии, потери интереса к занятиям, снижение работоспособности, а также тестируемых показателей.
В этих случаях необходима консультация врача и соответствующие изменения в организации и содержании цроцесса оздоровления. Чтобы предупредить негативные реакции занимающихся на возникновение таких признаков, следует проводить с ними разъяснительную работу, в которой пытаться убедить человека, что все эти изменения носят вовсе не фатальный характер, что мыслей типа «ах, мне это не дано, мне ничего не поможет» и т.п., не возникало, а если возникли, надо переубедить человека не только на примере окружающих, но и найти любую «зацепку» в его собственной деятельности, чтобы использовать ее в качестве положительного примера его потенциальных возможностей и помочь обрести веру в себя и гимнастику как подходящее ему средство оздоровления.
Специальный контроль (на примере фитнесса)
Определение состояния здоровья и потенциальных возможностей различных систем организма как исходных условий для занятий фитнессом — весьма важная задача, решение которой требует участия как специалистов-инструкторов так и врачей, знающих специфику данной системы оздоровительных занятий.
На подготовительном этапе существует особый порядок оценки состояния здоровья занимающихся и допуска их к занятиям: 1) составление личной карты (анкеты),
2) анамнез, проводимый инструктором и включающий сведения о нарушениях в состоянии здоровья, признаках исимптомах проявления, образе жизни и ее условиях и т.п.,
3) составлении медицинской карты (включающей личные и семейные характеристики), 4) заполнение социокарты, 5) составление психограммы.
В фитнессе широко применяется метод анкетирования с использованием разного рода вопросников. При этом условно можно выделить 4 части анкетной информации: 1-я часть — «общая информация: фамилия, адрес, пол, дата рождения; наличие страховой карты, рабочая'нагруз-ка в неделю (часы), характер работы (сидя, стоя, в движении, продолжительность фиксации отдельных поз и т.д.), определение лиц для оказания требующейся помощи.
2-я часть — медицинские сведения: наличие родственников до 50 лет (живых и умерших), дата последнего медицинского осмотра, дата последней оценки физического состояния, перенесенные операции, заболевания свмешательством врача, принимаемые лекарства за последние 6 месяцев, частота обращения к врачу и симптомы заболевания.
3-я часть — факторы, влияющие на здоровье и образ жизни: курение (что, сколько, как часто), регулярность занятий физическими упражнениями (режим), возможность быстро пройти 6,5 км без усталости, пробежать трусцой 5 км, масса тела (в настоящее время, год назад).
4-я часть — черты характера: нетерпеливость, возбудимость, затруднения в двигательной деятельности, реактивность в экстремальных ситуациях, адаптация к психологическим нагрузкам и др.
Для примера — анкета-вопросник, основанная на самооценке своего состояния по альтернативной схеме ответов «да — нет»:
—имеются ли сведения врача о нарушениях ССС,
—случались ли боли в области сердца, груди,
—были ли случаи потери сознания и головокружения (как часто),
—случались ли нарушения кровяного давления, трав- ' мы опорно-двигательного аппарата (кости, связки, суставы, мышцы),
—есть ли причины отказа от занятий физическими упражнениями,
—есть ли отклонения в состоянии здоровья, связанные свозрастом,
— привычна ли для Вас физическая нагрузка.
Анализ ответов на вопросы анкеты дает возможность
определить условно степень готовности клиента к занятиям и при этом:
1) если есть хотя бы один положительный ответ, требуется консультация врача;
2) если все ответы отрицательны, то это означает, что имеется готовность к занятиям низкой интенсивности и возможность последующей оценки по стандартным методикам;
3) при временном (нестойком) недомогании желательно воздержание от занятий на ближайшие несколько дней (неделю);
4) в случае допуска к первому этапу занятий возможны две их формы:
а) неограниченная двигательная активность с соответ
ствующим режимом,
б) конкретные ограничения (по характеру, интенсив
ности, напряженности, объему) упражнений с постоянным
контролем за состоянием здоровья.
Для медицинского тестирования используются следующие показатели: ЧСС, АД, ЖЕЛ, ЭКГ, профиль крови (биохимия), состав тела, психологические пробы. Анализ медицинских показателей направлен на оценку прежде всего функциональных возможностей и кардиореспира-торную подготовленность (при этом выделяются «основные» и «дополнительные» показатели, см. табл. 8). Медицинские пробы проводятся как в условиях покоя, так и после воздействия нагрузки разной степени, а при функциональной оценке состояния звеньев тела особое внимание обращают на поясничную область.
Оценка физического состояния клиента включает измерение силовых показателей, гибкости и выносливости.
Для этого используются простейшие контрольные упражнения: отжимания в упоре, подтягивания в висе, наклоны, прогибания туловища, поднимание и отведение ног. Эти простые контрольные движения дают лишь общее представление об уровне развития физических качеств, поэтому требуется большее разнообразие тестов и более четкий, адресный, их подбор. Тестирование разных показателей имеет свои особенности.
Измерение ЧСС. В практике используются несколько способов оценки ЧСС:
а) максимальная контрольная ЧСС определяется вы
читанием из условного числа «220» цифры, определяю
щей возраст занимающегося, например: 220 - 35 = 185;
б) определение диапазона ЧСС для конкретного уровня
интенсивности работы: максимальная ЧСС умножается на
абсолютное значение интенсивности (65 : 100 = 0,65 —
избранный уровень), а затем на коэффициент 1,1. Напри
мер: ЧССмах 185 х 0,65 = 120,25; 120,25 х 1,1 = 132 -
граница интенсивности, выраженная уд/мин; в) «форму
ла Карвонена» включает два предыдущих показателя с
добавлением показателя ЧСС в покое. Например: 220 —
- 35 - 75 (покой) = 110; 110 х 0,65 = 71,5; 71,5 + 75 =
146,5 уд/мин.
Средние нормативные показатели максимальной ЧСС для людей разного возраста даны в таблице 9; они позволяют выявить некоторую степень риска при выполнении физической работы и адекватность реакций ССС на нагрузку.
Измерение массы тела. Соотношение показателей массы тела и % содержания жира является одним из основных показателей, принимаемых в фитнессе во внимание. Существует много способов определения этого соотношения: прямым взвешиванием, расчетным путем, измерением электрического сопротивления тканей тела и степени инфракрасного излучения и т.д. Возможен учет разнообразных расчетных показателей и их соотношений, например, измерение кожно-жировых складок с помощью калипера на талии и бедре — позволяющее условно определить степень ожирения. Нормативные уровни их приводятся в таблице 10.
«Полевые тесты». Для оценки функциональной подготовленности помимо инструментальных методик широко используются так называемые полевые тесты, или виды циклических локомоций:
а) ходьба на одну милю (1609 м) с оценкой либо време
ни, затрачиваемого на преодоление дистанции, либо ЧСС
на последних 400 м;
б) бег трусцой (тест К. Купера) с оценкой либо дистан- *
ции, пробегаемой за 12 минут, либо времени преодоления
1,5 мили;
в) бег на одну милю (нормативные уровни приведены в
табл. 11); .
г) модификация «гарвардского степ-теста» со ступен
чато повышающейся нагрузкой. Например: восхождение
на ступеньку высотой 30 см в ритме 2 шага вверх — 2
шага вниз, в темпе 95—96 шагов в минуту, выполняемое в
течение 3 минут.
Как правило, разработанные нормативные показатели по каждому из тестов позволяют путем сопоставления результатов тестирования с табличными значениями судить о функциональных возможностях человека.
Измерение показателей физической подготовленности. Степень развития того или иного качества (и умений их проявлять) оценивается с помощью широкого набора специальных тестов и контрольных упражнений. В фитнессе чаще всего измеряются гибкость и силовые качества (динамическая, скоростная) а также силовая выносливость.
Гибкость измеряется в процессе выполнения наклона вперед в положении сидя, руки вверх; при поднимании туловища, с опорой руками, из положения упора лежа на согнутых руках; при сгибании ноги с помощью рук в положении лежа на спине (подтягивание к груди).
Силовые качества тестируются при: сгибании рук в положении «вис лежа» под углом 45° к опоре, подтягивании в висе, отжимании в упоре лежа, поднимании туловища из положения лежа на спине с согнутыми ногами («канадский тест», нормативы — в табл.12), динамометрии кисти, поднимании максимально возможного груза (один раз).
Осанка. Определение осанки позволяет выявить особенности строения тела и физического развития. Визуальная оценка звеньев тела и его форм, проводимая по 11 показателям (см. рис. 4), сопоставление полученных данных с контрольными шкалами — позволяет рассчитать суммарный показатель и определить соответствующий рейтинг конкретно анализируемой осанки, на основании чего подбирать соответствующие направления и средства воздействия с.целью коррекции недостатков.
Ниже в качестве примеров даны нормативные таблицы оценки, используемые в разных видах тестирования вфитнессе.
физических упражнений и периодичность их повторений. Этот параметр более показателен при условии стабильности объема упражнений и темпа их выполнения. Хотя в целом он позволяет представить общую структуру тренировочного процесса и объем нагрузок, влияющих на текущее состояние занимающегося и его программируемую реактивность. Этим определяется и выбор тактики тренировки в целом, привлечение средств подготовки активного и относительно пассивного характера, а также способов восстановления.
Характер упражнений определяет содержательную сторону тренировочного процесса с учетом интересов, возможностей и задач, определяемых исключительно для каждого занимающегося.
Данный комплекс показателей в целом дает возможность выбора той или иной программы занятий. Примеры таких программ даны в таблице 13.
Методические особенности организации занятий по фитнессу могут быть следующими:
1) оптимальная частота занятий в неделю — от 3 до 5, хотя границы режима довольно изменчивы в зависимости от исходных данных и мотивации, например: для сжигания жира лучше планировать 4—7 занятий в неделю с низким и умеренным уровнем интенсивности;
2) плавность изменения нагрузки с учетом требований безопасности и эффективности реализуется в виде «лесенки», т.е. со ступенчатым изменением нагрузки. Типичными вариантами чередования нагрузки по такому принципу являются следующие: а) маленькие и одинаковые ступеньки, б) большие и одинаковые ступеньки, в) широкие ступеньки, г) узкие ступеньки, д) комбинированные ступеньки. Должно быть ясно, что такое образное выражение нагрузочности в смысловом содержании имеет варьирование объемов, интенсивности, нагрузочности, сложности и физической трудности каждого упражнения, серий и занятий; при этом важен поиск оптимального режима;
3) вспомогательные части занятия (разминка и охлаж
дение, перерывы и переходы между сериями и заключи
тельная часть) по показателям ЧСС позволяют иметь ори
ентир для управления состоянием занимающегося, опре
делять адекватность предлагаемой нагрузки; при этом
считается, что оптимальная реакция организма на нагруз-
Общие методические правила: 1) соблюдать режим дыхания в соответствии с характером упражнений, 2) чередовать легкие и тяжелые по нагрузке дни, 3) уделять внимание технике движений, 4) обеспечивать достаточное восстановление, 5) прекращать занятие при появлении негативных признаков.
ку в разминке выражается величиной ЧСС, соответствующей нижней границе индивидуального тренировочного диапазона ± 10 уд/мин, а в заключительной части должна составлять 100 уд/мин и ниже.
В зависимости от интенсивности планируемой основной части занятия длительность: а) разминки обычно со-
ставляет 5—10 минут, а специальных упражнений на растягивание — до 5 минут; б) для охлаждения — 3—5 минут; 4) продолжительность выполнения упражнений в основной части занятия может колебаться в зависимости от типа тренировки:
— в аэробном тренинге — от 15 минут и больше в зави
симости от задач, например: для сжигания жира — не менее
20 минут;
— средняя нагрузка в силовой тренировке — от 15 ми
нут и больше при выполнении одного комплекса по схе
ме: 1 минута работы и 30 секунд отдыха со сменой рабо
чих положений (групп мышц) или тренажеров плюс комп
лекс до 10 упражнений. При этом мышечный тренинг
протекает с интенсивностью 30—100 % от величины мак
симальной разовой нагрузки при средней частоте повто
рений — 10 и используется для наращивания мышечной
массы;
— для циклической работы в силовой тренировке режим каждого подхода может быть укороченным — 30 секунд работа и 15 секунд пауза, но объем и продолжительность тренировки по суммарным показателям в этом случае возрастает: используется до 20 тренажеров и серий;
5) сочетание упражнений разного характера определя
ет основную направленность занятия и программы в це
лом: тренировки ССС, развитие гибкости, силы, выносли
вости. При этом важны такие моменты:
а) уровень подготовленности и ее слабые стороны;
6) повторность элементов локомоторных действий с
участием крупных мышечных групп;
в) акцентирование внимания на те мышечные группы,
которые испытывают повторные нагрузки;
г) индивидуальный подбор отягощений в соответствии
с весом, возрастом и силовыми возможностями занимаю
щегося;
д) сочетание аэробных и силовых упражнений как сред
ство регулирования нагрузки на отдельные звенья тела,
особенно нижние конечности.
Таким образом, учет отдельных методических требований к организации занятий фитнессом, а также параметрических условий и диапазонов физической работы является залогом в достижении существенных результатов улучшения физических кондиций и оздоровления человека.