Технология создания рекомендательных списков, листовок-закладок, биобиблиографических справок
Каждый вид пособия имеет свои особенности в технологии составления.
Рекомендательные списки, в частности, небольшие по объему (это касается списков, которые составляют публичные библиотеки, (10 – 15), списки бывают на определенную тему (тематические), о жанре (жанровые), о деятеле (персональные). Аннотации должны быть чёткими, краткими, продуманными.
Небольшой рекомендательный список не имеет разделов, подразделов, библиографические описания в нем группируются по степени значимости или в логической последовательности, или от простого к сложному, от общего к частному. К списку составляется небольшое предисловие, в котором указывается целевое и читательское назначение списка, как группируются документы, за какой период включена в список литература.
Листовки-закладки составляются для пользователя-неспециалиста. Они рекомендуют 1-2 книги и имеют рекламный характер. Существуют два типа листовок. Первый тип, когда сначала рекомендуется книга, а потом на нее дается аннотация. Например, листовка-закладка: “Обратите внимание на эту книгу”, “Внимание! Новинка”, “Прочитай эту книгу”, “Советуем прочитать”. “Книгу рекомендует специалист”, “Интересная книга”. Для таких листовок отбирается наиболее интересная книга, художественная или научно-популярная. Это должна быть книга, которая содержит интересные факты, необычные события, дает объяснение различным явлениям, достижениям науки и т. д.
Сначала библиотекарь должен определить книгу, которая представляет интерес для многих пользователей библиотеки, внимательно ее изучить. Потом дать библиографическое описание книги и подробную аннотацию на нее. Аннотация должна быть по размеру большей чем обычная. Ее цель – заинтересовать пользователя книгой. Если на книгу имеются рецензии, то можно их указать.
Второй тип листовок: “Это важно знать”, “Полезно знать”, “Прочти, это интересно”, “Знаете ли вы” сначала дается текст, а потом рекомендуется 1-2 книги. Главную роль здесь играет текст. Текст должен быть интересен, иметь рекламный характер. В конце его делается переход к рекомендации книги по теме. Примерно, так: “Об этом прочитайте в книге”, “Ответ на эти и другие вопросы читайте в книге”.
Потом нужно дать библиографическое описание 1-2 книг по выбранной теме листовки.
Листовка “С чего начать” – составляется в тех случаях, когда пользователю необходима помощь в самостоятельном изучении вопроса, которое его заинтересовало. Рекомендует книги для первоначального чтения по какой-либо теме. Например, с чего начать чтение книг о живописи, о музыке, о современной поэзии, о природе, о приключениях и т. д. Для первоначального ознакомления берутся 3-5 популярных книги, доступные широкому кругу пользователей, даются подробные аннотации на каждую, а потом могут рекомендоваться и другие книги без аннотаций. Небольшая вступительная статья дает краткую характеристику темы, раскрывает ее значение.
“Что читать дальше” – это листовка сопровождает интересную книгу. Известно, что книга, которая сильно впечатлила, вызывает желание знать как можно подробнее о всем, что связано с ее героями, желание прочитать и другие интересные книги по этой же теме. При составлении этой листовки библиотекарь должен хорошо знать содержание произведения, понимать какие чувства он вызывает у пользователей, суметь переключить внимание пользователя на другие книги (например, из книги, небольшой художественной ценности на более глубокие произведения, или на незаслуженно забытые).
Листовка рекомендует по этой же теме не более 10 названий других книг. На все книги даются аннотации. Книги могут быть из разных отраслей знаний, но объединены единой темой.
При оформлении закладки “Что читать дальше” на обложке приводится библиографическое описание главного произведения. На обороте титульного листа дается текст, который дает рекомендацию книг по теме.
Все листовки должны быть красочно оформлены. Используется компьютерное оформление, цветной шрифт. На титульном листе помещается название и показывается обложка книги, на которую составлена листовка.
Биобиблиографические справки отличаются от других форм. Они посвящены конкретным лицам. Состовляются чаще всего к знаменательным датам в жизни писателей, артистов, композиторов, художников, ученых, общественных деятелей и т. д.
Справка начинается кратким биографическим очерком о жизне и деятельности. В биографическом очерке основное внимание уделяется характеристике важнейших направлений профессиональнй, педагогической, творческой, государственной и общественной деятельности человека, которому посвящено пособие. Заглавие вступительной статьи рекомендуется приводить в форме: “Краткий очерк жизни и деятельности…”.
После биографического очерка помещается список произведений автора. Произведения автора могут располагаться по алфавиту названий, годам издания, по хронологии написания. Это часть справки бывает не всегда. Затем располагается литература о жизне и деятельности - включает публикации о жизненном пути деятеля, его научной, производственной, педагогической, практической, государствееной и общественной деятельности. Собранный материал располагается по годам издания, а в пределах года – по алфавиту заглавий работ. Литература на иностранных языках в таком же порядке располагается в конце года. Целесообразно в этом разделе давать ссылки на адреса персональных сайтов.
Широко распространена в библиотеках подготовка библиографических обзоров.
Библиографический обзор - это библиографическое пособие, в устной или письменной форме, представляющее собой связное, последовательное повествование о документах.
Цель обзора - знакомить пользователей с наиболее интересными изданиями, содействовать расширению кругозора, оказывать помощь в профессиональной деятельности.
Обзор состоит из трех частей:
Вступительная часть
Bо вступлении необходимо охарактеризовать важность темы, раскрыть ее содержание в краткой форме.
Основная часть
В ней дается характеристика литературы, документов, которые включены в обзор.
Заключительная часть
В заключении подводятся итоги, указывается дополнительная литература по данной теме (критические статьи и рецензии, посвященные представленным произведениям).
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБЗОРОВ РАЗНЫХ ВИДОВ
Обзор новых поступлений.Они бывают универсальные по содержанию, потому что включают литературу по всем отраслям знаний. Библиотекарь отбирает из новых поступлений наиболее значимые, которые могут заинтересовать слушателей. Вводная и заключительная части здесь очень короткие. Книги группируются по отраслям знаний. Содержание книг подробно не раскрывается. Главное - о чем книга, для кого. Количество книг увеличивается до 10-15.
Тематические обзоры. Надо сначала выбрать тему, чтобы она могла заинтересовать читателя. Подобрать по ней книги, показать чем одна книга отличается от второй. Продумать эмоциональное начало, подобрать стихи, фрагменты из книг, хорошо продумать тексты-связки от одного элемента обзора к второму. В заключение порекомендовать критические произведения, рецензии, дополнительную литературу.
Персональные обзоры.Составляется обычно в связи с подготовкой к юбилейным или памятным датам, в связи с наградой, присуждением премий. Вступительная часть обзора дает краткую справку о жизни и творчестве деятеля.
Основная часть обзора включает характеристику произведений деятеля или литературы о его жизни и деятельности. Здесь можно использовать собрания сочинений, избранные произведения, моноиздания, мемуарные произведения. В заключительной части приводятся сведения о заслугах деятеля, его роли в общественной жизни.
Другие виды обзоров. Разрабатываются другие виды обзоров: обзор-реклама, обзор-диспут, обзор серий, обзор библиографических пособий и др. В основе их лежит общая технология подготовки обзоров, но их проведение имеет свои особенности.
Обзор - реклама дает короткие, привлекательные, очень конкретные тексты.
В обзоре серии книг во вступительной части дается общая характеристика серии (название, целевое и читательское назначение, история создания).
Тема 2.2. Методические особенности подготовки библиографических пособий разных жанров
Цель:усвоить особенности создания рекомендательных списков, листовок-закладок, биобиблиографических справок.
ПЛАН ЛЕКЦИИ № 7
1. Методические особенности подготовки библиографических пособий разных жанров.
2. Технология создания библиографической энциклопедии, антологии, очерка
Ключевые слова: библиографирование, библиографирование документов, библиографическая продукция, жанры библиографических пособий, библиографическая монография, библиографическая энциклопедия, библиографическая антология, библиографический очерк
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ
В конце 80-х начале 90-х годов ХХ в. кроме традиционных типов библиографических пособий крупные библиотеки начали составлять жанровые библиографические пособия. Пособие того или иного типа может быть в разных жанрах в зависимости от содержания и назначения.
При составлении таких библиографических пособий от библиотекарей требуется творческий подход к раскрытию темы, разнообразные знания, умелое использование аналитических методов изучения документного потока и т.д.