Культура, общество, природа, цивилизация

План

Культура и природа

· Культурное преобразование внешней по отношению к человеку природной данности.

· Превращение натуры в культуру в самом человеке?

· Нация как культурное образование.

Культура цивилизация

· Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в историческом развитии культуры.

· Причины появления цивилизации

· Дайте анализ основных признаков цивилизации.

· Особенности взаимосвязи культуры и цивилизации в диахронии и синхронии.

Культура и общество

· Разъясните, что общего и в чем различие между культурой и обществом?

· Что такое инкультурация и социализация? Как они должны соотноситься в процессе воспитания личности

· Как соотносятся культура и общество в историческом развитии

Глоссарий не менее 10 терминов

Литература:

1. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов /Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Лисвинцева и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М. - Любые издания (Тема 10, культурология через тексты).

2. Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С, Кагана. – М, 2005 (гл.4., пар. 2).

3. http://www.countries.ru/library/civilis/index.htm

· Цивилизация: Истоки употребления слова

· "Цивилизация" как понятие. Культура и цивилизация

· "Цивилизация" как термин

4. Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С, Кагана. – М, 2005 (10.1; 10.3; 13)

Семинар-дискуссия: Человек и культура

План

1. Разъясните понятия «личность», «индивид», «человек». Являются ли они синонимами?

2. Докажите, что интеллект – феномен культуры. Что угрожает интеллекту сегодня в российском обществе?

3. Докажите, что дух – феномен культуры. Почему духовность необходима обществу на современном этапе развития культуры?

4. Докажите, что свобода – феномен культуры. Как соотносятся в бытии человека свобода и ответственность?

5. Докажите, что творчество - феномен культуры. Способствует ли развитию творческого потенциала личности современная система школьного образования?

Глоссарий не менее 10 терминов

Литература:

Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С, Кагана. – М, 2005 (11.1)

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.-1988. -№ 7,9.

2. Алферова М.В. История и легенды Древнего Рима. - Ростов-на-Дону-СП, 2006.

3. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник. - М.,1995.

4. Античная цивилизация. - М.,1973.

5. Античность в контексте современности. - М.,1990.

6. Античность в культуре и искусстве последующих веков. - М.,1984.

7. Античность как тип культуры. - М.,1988.

8. Артамонов С.Д. Литература древнего мира. - М.,1988.

9. Бреев С.И. История педагогики. Воспитание у народов древнего мира и в эпоху средневековья. - Саранск,1994.

10. Винничук П. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.-М.,1988.

11. Всемирная история. Т.2. -М.,1956.

12. Всеобщая история искусств. Т.1. -М.,1956.

Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. – М., 2005

Типология культуры

План

1. Назовите основные критерии типологии культур.

2. Что характерно для традиционной культуры? Приведите примеры традиционной культуры?

3. Какова функция традиции в культуре? Что произойдет с культурой, если традиции исчезнут?

4. Какие черты отличают инновационную культуру? Приведите примеры инновационной культуры.

5. Какова функция новаторства в культуре? Что произойдет с культурой, если не будет новаторства?

6. В чем сущность массы?

7. Что такое «человек-масса»?

8. В чем различие массовой и немассовой культуры?

Доклады

1. Европейское Возрождение: характерные черты эпохи.

2. Связь культуры Возрождения с кардинальными изменениями во всех областях общественной жизни.

3. Специфика Возрождения в Италии, Франции, Германии.

4. Университеты - важнейшие центры европейской культуры.

5. Педагогические взгляды гуманизма.

6. У.Шекспир как один из "титанов Возрождения".

Литература

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.,1989.

2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. - М.,1978.

3. Бенин В.Л. Развитие гуманизма от утопии к науке // Вестник ВЭГУ. № 10. Философия. Социология. Политология. – Уфа,1999.

4. Бенин В.Л. Парадигмы и парадоксы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. –2001. -№ 3 (9).

5. Бенин В.Л. Проблема человеческой сущности: культурологический подход // Грани познания. Сб. научных трудов. – Уфа,2001.

6. Викторов В.В. Культурология: Учеб. - М., 2004.

7. Всемирная история. Т.5. -М.,1958.

8. Всеобщая история искусств. Т.4. -М.,1963.

9. Гнедич П.П. История искусств. Высокое Возрождение.- М., 2005.

10. Гнедич П.П. История искусств. Итальянский Ренессанс.- М., 2005.

Гнедич П.П. История искусств. Северное Возрождение.- М., 2006

Культура и человек

1. Универсальность человека Нового времени.

2. Материальная культура Нового времени: достижения и противоречия.

3. Мировоззрение и идеология европейского Просвещения.

4. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII века. Романтизм, реализм, критический реализм.

5. Расцвет театрального и музыкального искусства.

6. XVIII век и европеизация культуры России.

Литература

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990.

2. Век Просвещения. - М.,-Париж,1970.

3. Всемирная история. Т.6. -М.,1959.

4. Всеобщая история искусств. Т.4. -М.,1963.

5. Гнедич П.П. История искусств. Европейское искусство Нового времени.- М., 2006.

6. Гнедич П.П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм.- М., 2005.

7. Гнедич П.П. История искусств. Россия. XVIII-XIX в.в. - М., 2006.

8. Дорогова Л.Н. Западноевропейская культура Нового времени и воинская деятельность. - М., 2001.

9. Западноевропейская художественная культура XVIII в. - М.,1980.

10. Из истории классического искусства Запада. - М.,1980.

11. Момджян Х.И. Французское Просвещение XVIII в. - М.,1983.

12. Мотрошилова Н.В. Ориентации новой личности и их выражение в философии человека XVII столетия // Историко-философский ежегодник. - М.,1986.

План-график самостоятельной работы студентов (СРС)

ПЛАН-ГРАФИК СРС

дисциплины «Культурология»

направление050100 «Педагогическое образование»профиль «Изобразительное искусство и профиль по выбору» (степень) "бакалавр")

Учебный год

Наши рекомендации