Культура, общество, природа, цивилизация
План
Культура и природа
· Культурное преобразование внешней по отношению к человеку природной данности.
· Превращение натуры в культуру в самом человеке?
· Нация как культурное образование.
Культура цивилизация
· Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в историческом развитии культуры.
· Причины появления цивилизации
· Дайте анализ основных признаков цивилизации.
· Особенности взаимосвязи культуры и цивилизации в диахронии и синхронии.
Культура и общество
· Разъясните, что общего и в чем различие между культурой и обществом?
· Что такое инкультурация и социализация? Как они должны соотноситься в процессе воспитания личности
· Как соотносятся культура и общество в историческом развитии
Глоссарий не менее 10 терминов
Литература:
1. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов /Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Лисвинцева и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М. - Любые издания (Тема 10, культурология через тексты).
2. Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С, Кагана. – М, 2005 (гл.4., пар. 2).
3. http://www.countries.ru/library/civilis/index.htm
· Цивилизация: Истоки употребления слова
· "Цивилизация" как понятие. Культура и цивилизация
· "Цивилизация" как термин
4. Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С, Кагана. – М, 2005 (10.1; 10.3; 13)
Семинар-дискуссия: Человек и культура
План
1. Разъясните понятия «личность», «индивид», «человек». Являются ли они синонимами?
2. Докажите, что интеллект – феномен культуры. Что угрожает интеллекту сегодня в российском обществе?
3. Докажите, что дух – феномен культуры. Почему духовность необходима обществу на современном этапе развития культуры?
4. Докажите, что свобода – феномен культуры. Как соотносятся в бытии человека свобода и ответственность?
5. Докажите, что творчество - феномен культуры. Способствует ли развитию творческого потенциала личности современная система школьного образования?
Глоссарий не менее 10 терминов
Литература:
Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С, Кагана. – М, 2005 (11.1)
1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.-1988. -№ 7,9.
2. Алферова М.В. История и легенды Древнего Рима. - Ростов-на-Дону-СП, 2006.
3. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник. - М.,1995.
4. Античная цивилизация. - М.,1973.
5. Античность в контексте современности. - М.,1990.
6. Античность в культуре и искусстве последующих веков. - М.,1984.
7. Античность как тип культуры. - М.,1988.
8. Артамонов С.Д. Литература древнего мира. - М.,1988.
9. Бреев С.И. История педагогики. Воспитание у народов древнего мира и в эпоху средневековья. - Саранск,1994.
10. Винничук П. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.-М.,1988.
11. Всемирная история. Т.2. -М.,1956.
12. Всеобщая история искусств. Т.1. -М.,1956.
Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. – М., 2005
Типология культуры
План
1. Назовите основные критерии типологии культур.
2. Что характерно для традиционной культуры? Приведите примеры традиционной культуры?
3. Какова функция традиции в культуре? Что произойдет с культурой, если традиции исчезнут?
4. Какие черты отличают инновационную культуру? Приведите примеры инновационной культуры.
5. Какова функция новаторства в культуре? Что произойдет с культурой, если не будет новаторства?
6. В чем сущность массы?
7. Что такое «человек-масса»?
8. В чем различие массовой и немассовой культуры?
Доклады
1. Европейское Возрождение: характерные черты эпохи.
2. Связь культуры Возрождения с кардинальными изменениями во всех областях общественной жизни.
3. Специфика Возрождения в Италии, Франции, Германии.
4. Университеты - важнейшие центры европейской культуры.
5. Педагогические взгляды гуманизма.
6. У.Шекспир как один из "титанов Возрождения".
Литература
1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.,1989.
2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. - М.,1978.
3. Бенин В.Л. Развитие гуманизма от утопии к науке // Вестник ВЭГУ. № 10. Философия. Социология. Политология. – Уфа,1999.
4. Бенин В.Л. Парадигмы и парадоксы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. –2001. -№ 3 (9).
5. Бенин В.Л. Проблема человеческой сущности: культурологический подход // Грани познания. Сб. научных трудов. – Уфа,2001.
6. Викторов В.В. Культурология: Учеб. - М., 2004.
7. Всемирная история. Т.5. -М.,1958.
8. Всеобщая история искусств. Т.4. -М.,1963.
9. Гнедич П.П. История искусств. Высокое Возрождение.- М., 2005.
10. Гнедич П.П. История искусств. Итальянский Ренессанс.- М., 2005.
Гнедич П.П. История искусств. Северное Возрождение.- М., 2006
Культура и человек
1. Универсальность человека Нового времени.
2. Материальная культура Нового времени: достижения и противоречия.
3. Мировоззрение и идеология европейского Просвещения.
4. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII века. Романтизм, реализм, критический реализм.
5. Расцвет театрального и музыкального искусства.
6. XVIII век и европеизация культуры России.
Литература
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990.
2. Век Просвещения. - М.,-Париж,1970.
3. Всемирная история. Т.6. -М.,1959.
4. Всеобщая история искусств. Т.4. -М.,1963.
5. Гнедич П.П. История искусств. Европейское искусство Нового времени.- М., 2006.
6. Гнедич П.П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм.- М., 2005.
7. Гнедич П.П. История искусств. Россия. XVIII-XIX в.в. - М., 2006.
8. Дорогова Л.Н. Западноевропейская культура Нового времени и воинская деятельность. - М., 2001.
9. Западноевропейская художественная культура XVIII в. - М.,1980.
10. Из истории классического искусства Запада. - М.,1980.
11. Момджян Х.И. Французское Просвещение XVIII в. - М.,1983.
12. Мотрошилова Н.В. Ориентации новой личности и их выражение в философии человека XVII столетия // Историко-философский ежегодник. - М.,1986.
План-график самостоятельной работы студентов (СРС)
ПЛАН-ГРАФИК СРС
дисциплины «Культурология»
направление050100 «Педагогическое образование»профиль «Изобразительное искусство и профиль по выбору» (степень) "бакалавр")
Учебный год