Придумывание окончания рассказа по заданному началу.

Логопед. Ну вот, волшебники, и вырос ваш волшебный лес. Теперь участники каждой команды получают новое задание. Составьте рассказ о том, как вы выбрали самое крепкое дерево и сделали из него какой-нибудь волшеб­ный предмет мебели (можете выбрать любой предмет ме­бели, изображенный на предметных картинках). Опишите свой предмет мебели и придумайте какое-нибудь волшеб­ное свойство, которым будет обладать этот предмет. Не за­бывайте о том, что каждая команда обязательно получит за рассказ фишку. А призовые фишки каждый из вас мо­жет заработать, составив полное «красивое» предложение или употребив в речи красивое сравнение, пословицу или поговорку.

Каждая команда составляет рассказы.

Например: «Мы решили изготовить волшебное кресло-качалку. Сначала мы вырастили из желудя могучий дуб. Потом назвали части кресла-качалки: сидение, спинка, изогнутые ножки и под­локотники. После этого, произнесли волшебные слова, и наш дуб превратился в кресло-качалку. Любой человек, который присядет отдохнуть в это кресло, сразу станет здоровым, весе­лым и добрым...»

После составления рассказов дети каждой команды получают фишки.

Логопед. Пришло время возвращаться домой. Для этого снова закроем глаза, сцепим пальчики на руках в «замок», скажем все вместе волшебные слова: «Эни-бени-погоди, в нашу группу попади!», дунем на пальчики и откроем «за­мок». Вот вы и превратились из маленьких волшебников в девочек и мальчиков.

III. Подведение итогов занятия

Логопед благодарит всех детей за проделанные ими пре­вращения. Подсчитывает фишки вместе с игроками каж­дой команды, определяет победителей. Все поздравляют лучших рассказчиков, аплодируют им.

Занятие 24. «В царстве дедушки Самовара»

Цель: Придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды.

Задачи:

— активизировать словарь детей по теме «Посуда»;

— уточнить названия предметов посуды и их частей, материалов, из которых сделана посуда;

— учить детей придумывать рассказы о «волшебных» предметах посуды;

— развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей.

Оборудование: самовар (или картинка с изображением са­мовара), большой платок или салфетка, картинки с изображениями кухонной, столовой и чайной по­суды, специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Но сначала мы должны вспомнить предметы посуды и поиграть в игру «Назови, какой».

Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой предмет посуды и материал, из которого он сделан. Дети должны образовать относительное имя прилагательное. Например, логопед произносит: «Кувшин из глины...» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ло­вит мяч, образовывает прилагательное: «Глиняный кув­шин», и возвращает мяч логопеду.

II. Основная часть занятия

Вводная часть.

Логопед. Скажите, ребята, если мы с вами захотим уст­роить чаепитие, что нам для этого понадобится? (Ответы детей.)

Скажите, а если вдруг исчезнет вся посуда, сможем ли мы выпить чаю или приготовить завтрак, обед или ужин? (Ответы детей.) Помните, в сказке К.И. Чуковского с ге­роиней бабушкой Федорой как раз произошла такая исто­рия. Вспомните и расскажите, почему от нее ушла вся по­суда? (Федора не мыла посуду и била ее, поэтому посуда обиделась и ушла от Федоры.)

Сегодня на занятии мы отправимся с вами в волшебное путешествие. А приглашает нас к себе в гости старый дедуш­ка-Самовар. Давайте обхватим плечи руками и повернемся вокруг себя через правое плечо. Вот мы и прибыли на место.

1. Придумывание рассказа о «волшебных» предметах посуды.

Логопед. Живет дедушка Самовар в царстве посуды. (Ло­гопед сдергивает с самовара платок или салфетку.)

Посмотрите на дедушку Самовара. Вот какие у него блестящие бока. Давайте назовем части, из которых он со­стоит. (Дети называют.)

Раньше люди любили пить чай из самовара. Знаете ли вы, как использовали раньше самовар? (Самовар топи­ли щепками или шишками, в нем кипятили воду, варили яйца, подогревали сверху небольшой чайник с заваркой...)

Дедушка Самовар очень рад, что мы с вами попали в его царство. Все у дедушки в полном порядке: посуда чисто вымыта и сверкает на солнышке своими гладкими бока­ми. Одна беда — дедушка старый и память у него плохая. Забывает все. Но мы постараемся помочь ему. Для этого вам нужно разделиться на три команды. Для каждой ко­манды дедушка приготовил задания.

Я выставлю на доску картинки с изображениями раз­личной посуды. Участники первой команды должны вы­брать картинки, с изображением предметов кухонной по­суды. Участники второй команды — с изображениями сто­ловой посуды. А участники третьей команды — картинки с изображениями чайной посуды.

Дети делятся на три команды, выбирают соответствующие картин­ки и составляют предложения по образцу: «Мы собрали предметы кухонной посуды. В них можно готовить различную еду, В каст­рюле можно сварить вкусный суп. На сковороде можно пожа­рить котлеты, а в чайнике можно вскипятить воду для чая».

Пришло время немного отдохнуть. Давайте расскажем о нашей знакомой посуде и покажем ее.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемыедвижения
Вот большой стеклянный чайник: Дети надувают животики
Очень важный, как начальник! Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик чайника.
Вот фарфоровые чашки: Очень хрупкие , бедняжки!» Приседают, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца: Только стукни- разобьются! Кружатся, рисуя руками круг
Вот серебряные ложки: Голова на тонкой ножке Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.
Вот пластмассовый поднос: Он посуду принес! Чуть наклоняются и вытягивают вперед руки, имитируя удерживание подноса с посудой

Логопед. Дедушка Самовар узнал о том, что вы умеете превращаться в маленьких волшебников. Он предлагает сделать один из ваших предметов посуды волшебным. Для этого все участники каждой команды должны будут соста­вить рассказ о выбранном предмете посуды.

В любом рассказе должен быть порядок, поэтому состав­лять рассказы вы будете по устному плану.

Устный план рассказа

1. Из чего сделан предмет посуды?

2. Из каких частей он состоит?

3. Какими волшебными свойствами обладает предмет посуды?

Но рассказывать нужно полными предложениями. За каждое такое предложение дедушка Самовар наградит вас фишками. Не забывайте и о призовых фишках, которые можно получить за каждое «красивое» предложение, срав­нение или использованную пословицу или поговорку.

Пример рассказа:

«Это волшебная кастрюля. Кастрюля сделана из проч­ного металла. У нее есть дно, стенки, ручки и крышка. В кастрюле можно сварить вкусный суп. Но кастрюля эта — не простая, а волшебная. Сколько бы гостей ни пришло на обед — нужно только сказать ей, как в сказке: «Кастрюля, вари!» — и она наварит столько супа, что мы сумеем накормить всех гостей. А как только все ста­нут сытыми, нужно сказать: «Кастрюля, не вари!» — и она перестанет варить, сама себя помоет и прыгнет на полку...»

Дети каждой команды составляют мини-рассказы о предметах по­суды.

Логопед. Дедушка Самовар благодарит вас за чудесные рассказы. Он приготовил для вас угощение. Но попробу­ете вы его дома. Для этого снова обхватим плечи руками, повернемся вокруг себя через левое плечо и вернемся до­мой.

III. Подведение итогов занятия

Логопед благодарит всех детей за проделанные ими пре­вращения. Подсчитывает фишки вместе с игроками каж­дой команды, определяет победителей. Все поздравляют маленьких волшебников, аплодируют им. Логопед пред­лагает детям угощение, которое передал им дедушка Са­мовар (баранки, печенье...), и приглашает всех пить чай.

Занятие 25. «Если бы рыбы могли говорить...»

Цель: Составление творческих рассказов по представле­нию от лица различных рыб.

Задачи:

— активизировать словарь по теме;

— уточнить названия, внешние признаки и строение рыб;

— упражнять детей в подборе слов-определений к каж­дой рыбе;

— развивать произвольное внимание и словесно-логи­ческое мышление детей;

— воспитывать любовь и бережное отношение к краси­вым местам родной природы и их обитателям.

Оборудование: «волшебный» матерчатый мешочек, таб­лички с названиями видов рыб (пресноводные рыбы, морские рыбы, аквариумные рыбы), кар­тинки с изображениями крупных и мелких пре­сноводных, морских и аквариумных рыб, опорный картинный план 5 (иллюстрация 5), специальные и призовые фишки.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о различных рыбах. Но сначала ответьте полными ответами на несколько вопросов.

— Каких рыб вы знаете? (Дети называют рыб.)

— Где живут рыбы? (Рыбы живут в водах рек, озер, мо­рей. А еще рыбы живут у человека в аквариумах.)

— В какой воде могут жить рыбы? (Рыбы могут жить в пресной и морской воде.)

— Какие части можно выделить в строении любой рыбы? (В строении любой рыбы можно выделить го­лову, туловище с плавниками и хвост.)

— Чем покрыто тело большинства рыб? (Тело большин­ства рыб покрыто плотной чешуей.)

— Как рыбы выводят потомство? (Есть рыбы, живо­родящие. У них сразу появляются маленькие рыб­ки — мальки. А есть рыбы, которые сначала откла­дывают, например, на листья водорослей, икринки. Из икринок выводятся мальки. Они растут, превра­щаются во взрослых рыб.)

— Скажите, а как рыбы дышат под водой? (У них есть специальный орган дыхания — жабры.)

II. Основная часть занятия

1. Вводная часть.

Логопед. Давайте отправимся в необычное путешествие. Сначала разделитесь на три команды. Капитаны каждой команды подойдут ко мне и вытянут из «волшебного» ме­шочка таблички с названиями мест обитания различных рыб. (На табличках надписи: пресноводные, морские и ак­вариумные рыбы ) Из картинок, выставленных на доску, каждой команде нужно выбрать заданные виды рыб, жи­вущих в реке, в море и в аквариумах. Дети выбирают соот­ветствующие картинки.

А теперь представьте, что вы превращаетесь в стайку рыбок.

Физкультминутка. Развитие мимических и пантоми­мических движений, релаксация.

Звучит спокойная музыка. Дети стоят полукругом перед логопедом.

Логопед. Представьте, что вы превратились в различных рыбок и плаваете в воде.

Дети покачиваются из стороны в сторону.

Логопед. Маленькие рыбки должны быть очень осто­рожными, ведь рядом всегда может прятаться коварный хищник. Вы плывете по течению. Вода очень теплая. По­кажите, как быстро вы перебираете своими плавничками. А теперь, внимание, впереди хищная рыба! Спрячьтесь за камушки на дне.

Дети приседают, обхватывают колени руками.

Логопед. Хищница проплыла мимо, не заметила вас:

Дети встают. Логопед выключает музыку.

Наши рекомендации