Тема IV. Мастерство педагогического взаимодействия (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Основы профессионально-педагогической этики.
2. Сущность и специфика межличностного и педагогического общения.
3. Функции и структура педагогического общения.
4. Коммуникативная компетентность учителя. Стили педагогического общения: классификация и характеристика.
5. Педагогическая техника как средство эффективного педагогического взаимодействия.
Задания к семинару:
1. Подготовьте дайджест «Стили педагогического общения».
2. Познакомившись с примерами затруднительных педагогических ситуаций (пособие А.А.Орлова и А.С.Агафоновой «Введение в педагогическую деятельность: Практикум»), выберите из числа возможных решений наиболее эффективные. На основе полученных данных определите уровень сформированности Ваших педагогических способностей.
3. Воспользовавшись рекомендациями В.А.Кан-Калика, И.А.Зязюна, Д.Карнеги, выработайте заповеди успешного педагогического общения, обсудив их в группе.
4. Подготовьте сообщение на тему: «Эстетика педагогического труда и театральная педагогика».
5. Разработайте программу тренинговых занятий по становлению техники речи, технике невербального взаимодействия и основам саморегуляции.
6. Организуйте работу дизайн-студии «Имидж современного учителя».
Основные понятия модуля:
Педагогическая деятельность, педагогическая профессия, учитель, воспитатель, педагог, фасилитатор, тьютор, профессиональная компетентность и компетенции, профессиограмма, профессионально-педагогическая культура, педагогическое мастерство, Педагогическая техника. индивидуальный стиль педагогической деятельности, педагогическая этика, педагогическое общение, педагогический такт, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, профессионально-личностное становление, педагогическая квалификация.
Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (8 часов)
№ п/п | Изучаемые темы | Кол-во часов | Виды деятельности | Продукт деятельности |
Общение как основа педагогической деятельности. | Разработка этических основ организации взаимодействия с субъектами образовательного процесса. | Кодекс чести педагога. | ||
Правовая основа современной системы отечественного образования. | Изучение образовательной политики России. Анализ состояния современной системы отечественного образования и основных направлений ее модернизации. | Эссе «Современное мировое и российское образовательное пространство». Модель отечественной образовательной системы XXI века. | ||
Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. | Проектирование основных этапов программы профессионального саморазвития. | Программа самовоспитания «Создай себя сам». |
Основные направления исследований (рефераты, эссе, педагогические проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.):
1. Личность учителя: история и современность.
2. Традиции и новации в педагогической деятельности.
3. Профессиональная компетентность учителя как педагогическая ценность.
4. Культурологический подход как основа профессионального самосовершенствования учителя.
5. Правовые основы функционирования и развития современной образовательной системы.
Список рекомендуемой литературы:
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова; Краснояр. гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2005. - 214 с.
2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. М.: «Академия», 2001.
3. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений./А.С.Роботова, 2-изд. - М.:2004.
4. Ильина Н.Ф., Адольф В.А. Онтология непрерывного образования: учебное пособие / Н.Ф. Ильина, В.А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. - Красноярского, 2009. - 204 с.
5. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педологическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
6. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов-на-Дону, 2002.
7. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений. - М., 2008.
8. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2000.
9. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. 2-е изд. Испр. - М., 2006.
10. Образовательное право: учебное пособие для вузов. - М., 2003.
11. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: практикум. М., 2004.
12. Степанова И.Ю. Адольф В.А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества. - Красноярск, 2009.
13. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. М., 2003
Модуль II
Общие основы педагогики
14 часов (8 ауд + 6 внеауд)
Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:
ОК — 1, 6, 7, 16. ОПК — 1, 2. ПК — 5, 6
Знать:
· этапы становления педагогической науки, категориально-понятийный аппарат педагогики;
· место и роль педагогической науки в системе человековедческих наук;
· логику построения целостного педагогического процесса, его сущностные характеристики и закономерности;
· методологию педагогической науки и её функции;
· основные направления педагогических исследований, их логику и методы осуществления.
Уметь:
· оперировать методами научного исследования в педагогике;
· анализировать, сопоставлять основные понятия педагогической науки;
· выделять и анализировать уровни методологического знания;
· анализировать взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в рамках целостного педагогического процесса;
· осмысливать педагогические факты и явления на теоретическом уровне с учетом гуманизации образования;
· сформировать профессиональное отношение к учащемуся как объекту и субъекту обучения и воспитания;
· сформулировать и обосновать сущность основных категорий и понятий педагогики;
· сформулировать и обосновать объект и предмет педагогики, цели педагогического процесса, его закономерности;
· сформулировать и обосновать состав, структуру и логику образовательного процесса;
· осмысливать педагогические факты и явления на теоретическом уровне с учетом данных педагогической науки.
Владеть:
· категориально-понятийным аппаратом педагогической науки;
· приемами проведения доступных педагогических исследований.
Виды деятельности:
· анализ педагогической литературы;
· проектирование и апробация индивидуального исследования;
· написание эссе-размышления;
· составление кроссворда;
· составление таблицы взаимосвязи принципов и закономерностей педагогического процесса;
· классификация правил принципов педагогического процесса;
· составление педагогического кластера.
Продукты деятельности:
· блок-схема «Педагогика в системе наук о человеке»;
· кроссворд «Основные педагогические категории»;
· презентация «Методы педагогических исследований»;
· эссе-размышление «Нужно ли учителю самостоятельно проводить в школе научно-педагогические исследования или это дело ученых-профессионалов?»;
· проект индивидуального исследования;
· доклад, сообщение.